Мы только тогда достигнем святости, когда пройдём очень много, - игумен Иоасаф
30 МАРТА 2011 (Среда) 01:45:19 О честности перед Богом, людьми, перед самим собой говорил на встрече с молодежью в приходе Всех Скорбящих Радость игумен Иоасаф (Перетятько), насельник Киевского Свято-Троицкого Ионинского монастыря, духовник общины глухих при монастыре, постоянный ведущий «молодежки» в Свято-Троицком Ионинском монастыре, заместитель главного редактора журнала «Отрок.ua», профессиональный психолог. Эта беседа состоялась уже после официального закрытия ежегодный слет Объединения молодежи Белорусской Православной Церкви, который проходил в этом году в Доме межцерковного общения «Кинония» в дни празднования Сретения Господня. - Что касается честности. Давайте просто проверим вашу, не то что честность, а как бы это сказать… Есть вопросы, которые нам часто даже не то, чтобы стыдно задать, а вопросы какие-то, вроде щекотливые, или же что-то такое: «А никто меня понять в этой жизни не может». И всё. Пришли домой, сели, поплакали. Съели 34 пряника с чаем сладким, вареньем заели, глядишь, полегчало. Я у одной девушки спрашиваю: «Как ты борешься с унынием?» Она достаёт плитку шоколада из сумки и говорит: «Вот как». Я понимаю, что не у каждого есть листочки из бумаги, но если вдруг у кого-то есть, давайте так, вы можете, не написав имя, фамилию, год рождения и так далее, анонимно задать вопрос. Вопросы можно задавать абсолютно разные. Я пока в ближайшие пять минут говорить буду, и темы, вы поймите, у меня и не закончатся. Я молодёжь веду уже 10 лет, поэтому, поверьте, я могу вам пересказывать всё и вся за 10 лет до бесконечности. Но мне хочется, чтобы у нас была обратная связь, чтобы я отвечал на те вопросы, которые волнуют именно вас, конкретно кого-то из вас. Поэтому давайте, не стесняйтесь. Попросите справа, слева, спереди, сзади у человека листочек, а вот даже есть человек… Кстати, такие молодые люди мне нравятся… Вот этот молодой человек, он честен, откровенен. Как тебя зовут? - Вадим. - Ты вчера был у меня? - Да, да, да. - А, понятно. Я как раз говорил, что очень люблю, когда участвуют. Встань, пускай девушки на тебя полюбуются, а молодые люди позавидуют. Так вот. Я, откровенно говоря, в силу того, что я всё-таки сам мужчина, привык молодых людей с высоты, скажем так, пройденных лет поддевать. Поэтому, когда Вадим смело встаёт и задаёт вопрос, мне это нравится. Давай. - Вопрос небольшой. Один батюшка говорил недавно, что когда молишься за какого-либо человека, ты за него кровь проливаешь, жертву приносишь. Есть мнение, что это потом будет в ущерб. - Ой. Кровопускание нам всегда полезно. Мы даже донорами становимся для этого. Тем более, когда кровь чуть-чуть выпускается, в организме вырабатывается адреналин, заменяя нехватку крови. Здесь даже есть определённая опасность, такой вид зависимости. Он был, правда, во времена Советского Союза. Тогда люди становились донорами и регулярно сдавали свою кровь, им просто необходимо было чувствовать это состояние. Сейчас у нас сдают кровь только за деньги, поэтому все прошло как-то само собой. А что касается молитвы и проливания крови за кого-то… У нас есть идеальная ситуация и реальная ситуация. В нашей духовной жизни всегда так. Это нужно понимать. Идеальная ситуация - это то, что батюшка сказал. Когда мы по-настоящему станем молиться, кровь будет проливаться… Да, наверное. Я эти чувства ещё никогда не испытывал. И вот тут мы подходим к реальности. Нужно, чтобы эти две составляющие вы никогда не путали. Я когда-то уже пытался, будучи студентом, ещё, естественно, неофитом, завести себе помянник, куда вписывал всех людей, которые хотя бы один раз сделали мне какое-нибудь благо. Естественно, таких людей у меня за полгода набралось на два помянника. И утром, и вечером, честно скажу, я боялся подходить к этим молитвам, потому что молитва утренняя, вечерняя занимала у меня 15 минут, вычитывание помянника – полчаса. В общей сложности, 45 минут, я уже и так стоял, и так, и на колени становился, и локтями упирался на полу, в позе бегущей медведицы стоял. А когда ты стоишь не один, тем более, живёшь не один, в комнате ещё с тобой товарищи… Было очень смешно, когда товарищи заходили: «Что с тобой? Тебе плохо?» А я на локтях в позе бегущей медведицы уже сорок четвёртую минуту зачитываю, ну быстрей, быстрей… И когда вот таким образом я молился, надо было прочитать просто имена. Кто эти имена? Как, простите, они попали ко мне в помянник? Может мне кто-то когда-то дал 3 гривны, а я его записал. Три гривны на ваши деньги… Я даже не буду говорить, сколько это получается на ваши деньги, это смешно. Меньше доллара, 50 центов, если быть точным. И получается, что он мне дал 3 гривны, я его записал, а я его, естественно, уже забыл. Осталось имя, просто имя, без лица. Кстати, по этому поводу у меня тоже были эксперименты. Я завёл себе помянник, куда и имя вписывал, и фотографию вклеивал. Серьёзно. Не все, естественно, фотографии, а те, которые мог найти. У меня тогда не было Контакта, я тогда ещё и компьютером пользоваться не умел. Поэтому все это было намного сложнее. В основном, фотографии 3*4 я из паспорта просил. Вам-то смешно, но это столько мороки, столько энтузиазма было. Я человек ленивый, поэтому быстро забросил это дело. Вот такая молитва, как у меня была полчаса в позе бегущей медведицы, чтобы побыстрее прочитать, не было от неё никакой пользы, и крови там никак не проливалось. Вот это и есть наше реальное. Именно поэтому, честно скажу, я сейчас против этих помянников. Я – за записочки. Записки о здравии и упокоении. Почему? Мы вписываем имена людей, которых помним. Верно? Верно. А когда заводим помянник… Сколько раз в своей жизни я заводил помянник, я забывал имена, забывал лица этих людей, потому что кто они, что они? Не помню. Поэтому, когда мы с вами говорим, мы чётко должны понимать духовные реалии и нашу жизнь. Наша реальная жизнь - это то, что я моего ближнего и готов любить, но любить не умею, и самое главное, не хочу его любить. Я готов мириться с его тараканами, я готов мириться с его существованием, но только до тех пор, пока он мне дорогу не перешёл. Проблема нашего бытия в том, что мы иногда идеальное принимаем за реальное. По этому поводу один батюшка мне когда-то анекдот рассказал: «Волк ел, ел, ел, ел в лесу. А потом вдруг в голову ему стукнуло: «Это сколько я животинки на своём веку передушил, переел. Пойду-ка я в монастырь каяться». Просто так человек в монастырь то не уходит. А всему миру надо сообщить – я иду в монастырь. Чтобы сказали: «Зачем же ты себя губишь?». Чтобы бывшие девушки поплакали: «Как это он себя – никому не достался». Мы ж должны всему миру сообщить об этом. Поэтому, когда этот волк собрался в монастырь уходить, он всему лесу объявил: «Господа, с этого дня я никого есть не буду, я ухожу в монастырь». Ну, зайцы, естественно, сразу барабанную дробь отбили. Наконец-то, они будут размножаться ещё больше. Кабаны тоже захлопали в копыта, наконец-то, не будет у нас конкурентов никаких, и нашу поросятину никто есть не будет. И так далее, и так далее, короче, все обрадовались. Это я анекдот рассказываю. Чтобы понимали, не в реальной жизни. Так вот, гордый волк идёт в монастырь, уже ворота монастыря видны, монахи удивлённые оттуда выглядывают. И тут гусь. Видно не разобрался или недослышал что-то, увидел волка и давай на него шипеть. Волк, недолго думая, рефлекторно хоп и шею свернул. Гусь, естественно, умер. А все ж звери сзади идут, хлопают в ладоши, в копыта, кто во что, и тут все эту ситуацию увидели. И говорят: «Волк, ты что? Ты ж только что собрался в монастырь. Ты уже у всех у нас уже попросил прощения и тут же сразу задушил гуся». На что волк отвечает: «А чё он на святого шикает?» В этом-то вся и проблема. Духовные реалии и наши земные. Да, мы готовы всему миру сообщить, что мы изменились, но наша настоящая реальность только до тех пор духовна, пока на нас никто шипеть не будет. Как только зашипит, мы сразу ситуацию так адаптируем, что всё равно оказываемся правы. В этом ловушка духовной жизни. Но, если мы будем правильно оценивать реальную жизнь и духовную, и идеальную, этой ловушки мы избежим. В реальной жизни вот что. Для того, чтобы молиться и кровь за других проливать, нужно столько в жизни пройти, столько в жизни скушать, и своего г, и чужого г. Мы только тогда достигнем святости, когда пройдём очень много, понапрягаемся очень хорошо. Правильно говорят другие батюшки. Есть проповедь, и на проповеди я вам буду говорить другие слова. Что такое проповедь? Проповедь – это попытка людям объяснить начальные истины и рассказать об идеальном состоянии. Понимаете? Именно там об идеальном состоянии, там мы говорим о покаянии. И на проповеди, поверьте, я никогда не говорю: «Слушайте, вы не умеете каяться». Или о двух составляющих, идеальной ситуации и реальной. Я говорю там о духовных составляющих, об идеале. Так вот, нам говорят о том, что молиться - значит проливать кровь. Да, это так в идеале, в идеальной ситуации. Но, к сожалению, до этой ситуации нам очень и очень далеко. Теперь о том, что проливать кровь, молясь за других, это себе хуже делать. Ничего подобного. Только делать себе лучше. / sobor.by/ (просмотров 1708) |
Новости разделов: