Мысли на каждый день: советы старца Иосифа Ватопедского
16 МАЯ 2014 (Пятница) 18:35:14
«Гнев человека не творит правды Божией», – так характеризует апостол Иаков пагубность гнева (Иак.1:20). Об этом же свидетельствуют и пророки: «вид человека гневливого неприятен» (Притч.11:25), «иссохло от печали (гнева – по перев. 70-ти) око мое» (Пс.6:8).И святые отцы особо подчеркивают: «человек гневливый, если даже он и мертвого воскрешает, неприятен». Если Сам Создатель, Вседержитель и Господь всей твари кроток и смирен, представьте себе, какого предела развращенности и порчи достиг человек, часть творения, став сосудом гнева! Что иное есть гнев, как не состояние безумия, прибежище пагубы, часть и естество диавольское, сама погибель, по сравнению с Богом, Который Вселюбовь? Причины, вызывающие гневную страсть, многочисленны, но сходны между собой и зависят друг от друга, поскольку связывает их корыстолюбие и себялюбие. Где торжествует гибельный эгоизм, там обязательно присутствует и его тень – гнев. Себялюбие состоит из двух частей: материальной (телесной) и духовной (психической). Отсюда рождаются оба вида страстей, как телесные, так и душевные. Почему же возникает гнев? Да потому, что на пути себялюбия возникают препятствия. В ком правят бессмысленные влечения и наслаждения, у злобных и порабощенных плотскими страстями гнев вызывается страхом лишиться возможности к их удовлетворению. То же самое случается и с пленниками душевных страстей: тщеславия, эгоизма, гордости, честолюбия и других. Все это – движущие силы и орудия гнева, который отделяет нас от совершенной Любви и Жизни – Бога, и уготовляет нам смерть и место в аду с сатаной. Господь, Воскресение наше и жизнь, предлагает нам искупление и свободу, научая нас подобающему поведению: «снисходя друг ко другу любовью» (Еф.4:2), «всякому просящему у тебя давай, и от взявшего твое не требуй назад» (Лк.6:30), «любите врагов ваших, молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф.5:44), «во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Мф.7:12) и «благословляйте, а не проклинайте» (Рим.12:14). По материалами azbyka.ru Справка о старце Иосифе по материалам pravoslavie.ru: Старец Иосиф родился в 1921 г. на острове Кипр в многодетной крестьянской семье. Мать Евгения родила дитя на седьмом месяце беременности в день памяти Святых Бессребренников. Поначалу она подумала, что ребенок мертв, но он чудесным образом выжил. Сократис (так назвали младенца при Крещениии) закончил первые классы начальной школы и в шестнадцатилетнем возрасте начал свой монашеский путь в монастыре Ставровунии (эта обитель одна из древнейших на острове Кипр), где и пребывал до 1945 года. В этот период он принял постриг в рясофор с именем Софроний. Затем юноша, желая воочию увидеть жизнь афонских подвижников, с благословения своего духовника игумена Киприана, удалился на Святую Гору, где после двухлетних исканий встретился с великим подвижником и старцем Иосифом Исихастом (Пещерником), который стал его духовным отцом. Двенадцатилетнее ученичество у опытного старца продолжалось до смерти последнего в 1959 году и оставило неизгладимый след в душе отца Иосифа. После кончины своего наставника он на малое время удалился в пустыню, а затем стал наставником и руководителем для большого числа иноков. Старец Иосиф был основателем и духовником монашеского братства в Новом Скиту, а также подвизался в монастыре Кутлумуш и Симонопетрской келье Благовещения Пресвятой Богородицы в Карее. В 1989 г., по решению Священного Кинота Святой Горы Афон и с Благословения Вселенского патриарха, старцу Иосифу было поручено внешнее и внутреннее восстановление монастыря Ватопед – второго по чину среди афонских обителей. Трудами старца Иосифа и его учеников Ватопедская обитель была за короткий срок восстановлена буквально из руин, наполнилась монахами и превратился в один из крупнейших духовных центров православного мира. Последние годы жизни были для отца Иосифа серьезным испытанием: он и его братство стали объектом насмешек и издевательств со стороны средств массовой информации. Но целенаправленная кампания против Ватопеда не сломила волю старца, который возлагал всю надежду на Бога и никогда не боялся клеветы врагов Церкви. По словам авторитетного духовного писателя монаха Моисея Святогорца, «старец Иосиф был деятельным, сильным, неутомимым, вдумчивым и общительным… Наряду с другими учениками Иосифа Исихаста Харалампием Дионисиатским и Ефремом Филофейским он создал большую и дружную синодию (монашескую братию) и способствовал возрождению афонского монашества». Незадолго до смерти отца Иосифа его ученик и постриженик – игумен Ватопедского монастыря Ефрем сказал: «Старец Иосиф Ватопедский — человек Божий. Ум его настолько утвердился в Боге, что он не хочет уже говорить ни о чем земном. Он желает смерти от величайшей любви к Богу...» Старец Иосиф отошел ко Господу на рассвете 1 июля 2009 года. На его погребении присутствовало 4 архиерея, более 10 игуменов монастырей, десятки священников и монахов, сотни верующих со всех частей Греции и Кипра (общее число молящихся превышало 1000 человек). Богослужение возглавил ученик и духовный сын старца Иосифа митрополит Лимасольский Афанасий. В надгробном слове игумен монастыря Симонопетр архимандрит Елисей отметил, что «старец Иосиф был мерилом, эталоном для Святой Горы, он был движим желанием видеть каждого монаха любящим Бога. Каждая встреча со старцем была духовным опытом...» Сразу после смерти старца Иосифа совершилось первое чудо: умерший улыбнулся. Он не почил, улыбаясь, а улыбнулся уже после своей кончины! Когда монахи в последний раз открыли лицо старца, все стали свидетелями блаженной улыбки, явившейся на устах упокоившегося подвижника. Это сияние вечности на лице старца было последним свидетельством, которое принесла на прощание его святая душа. Старец Иосиф Ватопедский широко известен в православном мире. Он один из авторитетных выразителей православного духовного опыта, а его книги переведены и изданы во многих странах мира. / sobor.by/ (просмотров 3357) |
Новости разделов: