Мысли в пост. Не дай душе засохнуть
25 МАРТА 2016 (Пятница) 20:41:42 Современному человеку внушается, что телесное самоограничение и духовный труд, да и физический – это величайшее зло. "Не дай себе засохнуть!", "Будь стервой!", "Ты этого достойна!", "Весь мир подождёт!", "Возьми от жизни всё!", "Пусть весь мир прогнётся под нас!" и т.п.Мы христиане – соль земли, но если мы потеряем то, чему нас веками учили святые отцы, как нас учит жить Священное Писание и Священное Предание, то грош нам цена. Одним из признаков вырождениях духовности в обществе является отсутствие аскезы, когда люди не испытывают необходимости в продолжительных богослужениях, строгих и многодневных постах. Как результат – резкое падение нравственности. Почему же человеку так необходимы пост и молитва? Да, именно человеку. Мы молимся и постимся не для того, чтобы угодить Богу, а для того, чтобы принести пользу, в первую очередь, своей душе и телу. Вот что пишет о необходимости молитвенного правила Святитель Игнатий: "Не за оставление псалмов осудит нас Бог в день Суда Своего, — говорит святой Исаак Сирин, — не за оставление молитвы, но за последующий оставлению их вход в нас бесов. Бесы, когда найдут место, войдут и затворят двери очей наших, тогда исполняют нами, их орудиями, насильственно и нечисто, с лютейшим отмщением, все воспрещённое Богом. И по причине оставления малого (правила), за которое (мы) сподобляемся заступления Христова, мы делаемся подвластными (бесам), как написано некоторым премудрым отцом: "Непокоряющий воли своей Богу, подчинится сопернику своему. Эти (правила), кажущиеся тебе малыми, соделаются для тебя стенами против старающихся пленить нас. Совершение этих (правил) внутри келлии премудро установлено учредителями Церковного Устава, по откровению свыше, для хранения жития нашего" (Исаак Сирин, Слово 71). Великие отцы, пребывавшие от обильного действия благодати Божией в непрестанной молитве, не оставляли и правил своих, которые навыкли они совершать в известные часы нощеденствия (ночных и дневных молитв). Многие доказательства этого видим в их житиях: преподобный Антоний Великий, совершая правило девятого часа – церковный девятый час соответствует третьему часу пополудни, — сподобился Божественного откровения; когда Преподобный Сергий Радонежский занимался молитвенным чтением акафиста Божией Матери, явилась ему Пресвятая Дева в сопровождении апостолов Петра и Иоанна". (Епископ Игнатий Брянчанинов. Сочинения. Аскетические опыты.СПб., 1865 т.2, с. 181-191.). Комфортолюбие и нездоровое стремление к удовольствиям разрушают личность человека. Именно труд, и в первую очередь духовный, помогает человеку становиться личностью, стремиться от образа к подобию Божиему. Ведь личность в человеке – это постоянный труд над собой, это процесс превосхождения своей природы, своих немощей и недостатков. И именно пост и молитва помогают нам в этом. Отказаться от многовековой практики величайших духовных подвижников – это верх безумия. Оправдать современными условиями невозможность соблюсти элементарный пост – это лукавство. Почему же сегодня так много оправданий и отговорок для того, чтобы не поститься? Почему современным людям так легко соблюдать диеты для спорта, для фигуры, для здоровья, но так тяжело начать следовать тысячелетней практике православных постов? Почему люди часами сидят у экранов компьютеров и телевизоров, но не находят времени для того, чтобы со вниманием прочесть вечерние молитвы? А ведь человек, который не работает над собой, над своим характером, не обуздывает свои страсти – это наказание для семьи, для общества, для самого себя. Тот, кто не следит за своим здоровьем, заражает окружающих, создает им определённые неудобства. Так муж не хочет бросить пить: страдает его жена, дети, коллеги по работе, страдает и он сам. А ведь именно пост и молитва помогают человеку преодолеть вредные привычки, преодолеть свои недостатки. Конечно, у каждого свои возможности и силы. Но ведь мы сделаны из того же "теста", что и великие подвижники, нам дана та же благодать в таинстве Крещения, Миропомазания, в таинстве Причастия и Покаяния! Просто у них было больше любви к Богу, горения сердца, чем у нас. Что нам мешает посвятить свою жизнь служению Богу на том месте, на котором мы призваны? Если вдуматься, то – ничто не мешает. Только ленность и самолюбие останавливают нас. Мы сами не замечаем, как сдаём свои позиции. Примером тому служит западное общество. Именно теплохладность христиан привела к тому упадку нравственности, который царит в Европе. Постмодерн в западной культуре – это полная потеря смыслов и нравственных ориентиров. Под лозунгом свободы и плюрализма происходит размывание основ, на которых строится жизнь человека. Если атеисты отрицали существование Бога, то современные проповедники прав и свобод кощунствуют над религией, высмеивают то, что свято; низводят до абсурда те истины, в которые люди верили веками. Пока мы видим это только в искусстве, на Западе это уже давно есть во всех сферах жизни. Так почему же проповедники прав и свобод так ополчаются против традиции духовного делания, против истинного монашества, жертвенного служения в миру, простив молитвы и поста? Сегодня мы наблюдаем период переделывания человека и общества под определённые стандарты. В прошлом веке происходили чудовищные эксперименты по разрушению традиционных устоев общества: уничтожались целые сословия, исчезали многовековые традиции. В 70-е годы прошлого века сексуальная революция начала свою работу по уничтожению института семьи. И теперь людей, живущих на развалинах семейного счастья, переформатируют по новым лекалам. Теперь в человеке уничтожают всё человеческое. То, что отличает человека от животного – ум, творчество и свободная воля - поэтапно разрушается в людях. Повсеместная деградация системы образования, воспитание безвольных и слабых личностей, способных быть лишь хорошими потребителями; лень и бездарность – вот главные добродетели человека современной цивилизации. То, что вчера было верхом безумия, сегодня навязывается в качестве нормы. Окно Овертона делает свою работу. Именно православная традиция как "столп и утверждение истины" продолжает передавать из поколения в поколение христианскую антропологию, христианское понимание человека. Основным отличием христианского учения о человеке является то, что этому учению, в отличие от либерального гуманизма, чужд индивидуализм. Более того индивидуализм и его детище – гедонизм всегда были чужды христианству. Святые отцы всегда осуждали сребролюбие, похоть плоти, похоть очей и гордость житейскую. Не случайно огромный пласт святоотеческого предания посвящён именно борьбе со страстями. Почему-то современные психологи не говорят людям о том, как победить страсти, они предпочитают внушать мысль о том, как с этими страстями жить. Именно святоотеческая аскетическая традиция – это то лекарство, которое может помочь сегодняшнему обществу пойти по иному пути, а не по тому, по которому современный мир идёт к погибели, к так называемому концу истории. / sobor.by/ Мария Крещенская (просмотров 3799) |
Новости разделов: