Можно ли оставаться православным белорусом в Польше?
18 ОКТЯБРЯ 2011 (Вторник) 17:32:25 Грудек (Городок)— небольшой город в Подляшском воеводстве Польши с населением менее 6 тысяч, расположенный недалеко от белорусско-польской границы. Здесь есть храм Рождества Пресвятой Богородицы, приходской жизнью Городка руководит настоятель протоиерей Николай Остапчук. Отец Николай ведёт белорусскоязычную программу на польском радио, проводит большую катехизаторскую работу в школе. Как живётся православным в Польше, и почему православная молодёжь все больше говорит по-польски? Об этом в интервью отца Николая корреспонденту Sobor.by. - Кто ваши прихожане? В основном это этнические белорусы? Помнят ли эти люди свои национальные корни и не переходят ли в католическую веру? О. Николай: Понятно, что мы находимся в стране, где море католичества, и, наверняка, будут такие примеры, когда православные принимают римо-католичество. Но не потому, что они хотят этого, а из-за обстоятельств, в которых они оказываются. Например, женятся. Знакомятся люди разных вероисповеданий и потом одна сторона перевешивает. Бывает, что в год два-три молодых человека венчаются в костеле. Они остаются, вроде бы, при своей вере, но, я знаю из практики, что это уже не то. Я уже много лет священник, и знаю, как на практике получается. В той стране, где доминирует католическая вера, существует сильное влияние, чтобы в дальнейшем переходили в католицизм. Православные понимают, что они православные, понимают, что по национальности они белорусы, и нужно держаться своих корней. Но происходит сильная полонизация — через средства массовой информации, через различные бытовые обстоятельства… Но дети, хотя они и свободно говорят по-польски, все-таки имеют привязанность к Родине, к земле предков, к своим родителям, к своему храму. Мне не совсем понятно, почему родители, воспитанные в белорусскоязычной среде, с детства приучают своих детей говорить по-польски. Но интересно, что когда дети становятся старше, начинают ходить в среднюю школу, то они чувствуют, какой их истинный язык и культура, и начинают говорить по-белорусски. Пробуем мы с ними заниматься изучением белорусского языка в рамках братства при нашем храме. Проводим беседы, и видим, что они хотели бы говорить по-белорусски, но трудновато у них получается в этом возрасте. Им и нам жаль, что эти ребята не начали учить свой язык с раннего детства. - Какой Ваш личный вклад в сохранение белорусской идентичности местных жителей? Мы знаем, что Вы ведете программу на радио на белорусском языке. О. Николай: Я пришел сюда в 1990 году. Попробовал выступать на белорусском языке в школе, говорить на белорусском языке при любой возможности. Прежде всего, разбудил интерес среди учителей. Чтобы они не стеснялись, находясь в польской школе, говорить по-белорусски, встречаясь со мной, с учениками,… Если молодежь обращается к ним по-белорусски — чтобы они могли на белорусском языке отвечать. Так это потихоньку продвигалось. Большую роль в распространении белорусского языка сыграла катехизация. Это момент, когда Закон Божий вошел в школу в начале 90-х гг. Я тогда мог говорить с детьми и молодежью, быть с ними поближе. Для того, чтобы повысить их знания о Православии, для того, чтобы повысить уровень православных, мы организовывали различные мероприятия: чтобы они могли попеть по-белорусски, познакомиться с белорусской культурой. Такое зародившееся внутреннее движение помогало нам выйти и на родителей: передать через детей родителям, что их задача не поддаваться такой быстрой полонизации. - Какие условия созданы в Польши для преподавания Закона Божия в школах? Ведется ли где-нибудь преподавание на белорусском языке? Есть ли национальные, белорусскоязычные, школы? О. Николай: Есть лицей, средняя школа, в Бельске-Подлясском, где можно говорить по-белорусски, получать среднее образование. Есть школы, в которых преподается белорусский язык. И у нас в школе есть уроки белорусского. Изучение его не является обязательным для всех, но большая часть детей ходит на эти занятия. - Что еще можно сделать, чтобы остановить столь стремительную полонизацию? В начале нового тысячелетия в Польше проводилась перепись населения, и белорусами записалось очень маленькое количество людей, в разы меньше, чем во время предыдущей переписи. На Ваш взгляд, при наступлении более благоприятных условий смогут ли люди себя снова идентифицировать при официальной переписи белорусами? О. Николай: Я думаю, необходимо время. Были такие пробы полонизации и раньше. Были попытки полонизации после Первой мировой войны, после Второй мировой войны. Установки разные в государстве проявляются, чтобы народ был одноязычный. Надо испытать на своей жизни, что есть другие корни, что есть что-то мое, личное: через культуру, через песню, через проповедь — их пронизывает дух такой, национальный, такой белорусскости, — он начинает оживать, и начинает людей возвращать к тем древним временам… Трудный вопрос, и трудное сегодня положение. Это из-за того, что и родители дома между собой разговаривают по-польски, и вернуть все будет не так легко… Но я все-таки верю, что процесс такого возврата будет иметь место. - Много ли молодых людей в храме? Сейчас венчание имеет юридическую силу. Больше регистрируют брак в Церкви при венчании или через государственные органы регистрации? О. Николай. Очень редко теперь регистрируют брак через ЗАГС. Спорадические такие бывают явления, когда молодожены должны записаться быстро, и они тогда это делают через ЗАГС, а потом через храм. Но в большинстве, скажем так в 90%, проходят свадьбы через храм — и юридически, и церковным способом. - Количество Ваших прихожан с 90-ых увеличилось? О. Николай. С одной стороны, приход очень уменьшился, потому что это деревенский приход и есть тенденция оттока людей в город. Особенно молодежи — они получают образование и сразу устраиваются на работу в городе. У нас здесь нет возможности дать работу этим молодым людям. Но, с другой стороны, посещать храм стало гораздо больше людей. И этому явлению надо радоваться, потому что через Церковь, хранящую национальные традиции, придет и возрождение народного духа. / sobor.by/ Беседовал Артем Махакеев (просмотров 4537) |
Новости разделов: