Молитва, которая читается во Время великого поста

 
  
2 МАРТА 2025 (Воскресение) 11:06:27
Молитва Ефрема Сирина читается на богослужениях в течение Великого Поста. Читается до Великой среды Страстной седмицы кроме субботы и воскресенья, а также в келейной молитве дома.

Молитва святого Ефрема Сирина

Го́споди и Влады́ка живота́ моего́, дух пра́здности, уны́ния, любонача́лия и праздносло́вия не даждь ми. (Земной поклон)

Дух же целому́дрия, смиренному́дрия, терпе́ния и любве́ да́руй ми, рабу́ Твоему́. (Земной поклон)

Ей, Го́споди, Царю́, да́руй ми зре́ти моя́ прегреше́ния и не осужда́ти бра́та моего́, я́ко благослове́н еси́ во ве́ки веко́в. Ами́нь. (Земной поклон)

Бо́же, очи́сти мя, гре́шнаго. (12 раз, с поясными поклонами)

(Ещё раз читается молитва, с одним земным поклоном в конце)

Го́споди и Влады́ка живота́ моего́, дух пра́здности, уны́ния, любонача́лия и праздносло́вия не даждь ми. Дух же целому́дрия, смиренному́дрия, терпе́ния и любве́ да́руй ми, рабу́ Твоему́. Ей, Го́споди, Царю́, да́руй ми зре́ти моя́ прегреше́ния и не осужда́ти бра́та моего́, я́ко благослове́н еси́ во ве́ки веко́в. Ами́нь (земной поклон).

Почему молитве святого Ефрема Сирина уделяется такое важное место

Потому что в ней перечисляются особым, свойственным только этой молитве образом все отрицательные и положительные элементы покаяния и определяется, так сказать, список наших индивидуальных подвигов. Цель этих подвигов, прежде всего, — освобождение от какого-нибудь основного недуга, направляющего всю нашу жизнь и препятствующего нам вступить на путь обращения к Богу.

Основной недуг — праздность, лень, нерадение, небрежность. Это — та странная лень и пассивность всего нашего существа, что тянут нас всегда "вниз", а не поднимают "вверх", что постоянно убеждают нас в невозможности, а потому и нежелательности что-либо изменить. Это поистине глубоко вкорененный в нас цинизм, который на каждый духовный призыв отвечает: "зачем?" и благодаря которому в течение всей нашей жизни мы растрачиваем данные нам духовные силы. "Праздность" — корень всех грехов, потому что она отравляет духовную энергию у самых ее истоков.

Плод праздности — уныние, в котором все учителя духовной жизни видят величайшую опасность для души. Человек во власти уныния лишен возможности видеть что-либо хорошее или положительное; для него все сводится к отрицанию и пессимизму. Это воистину дьявольская власть над нами, т. к. дьявол прежде всего лжец. Он лжет человеку о Боге и о мире; он наполняет жизнь тьмою и отрицанием. Уныние — это самоубийство души, потому что, если человек находится во власти уныния, он совершенно неспособен видеть свет и стремиться к нему.

Любоначалие! Любовь к власти. Как ни странно это может показаться, но именно праздность, лень и уныние наполняют нашу жизнь любоначалием.

После всего этого — празднословие. Слово спасает и убивает; слово вдохновляет, и слово отравляет. Обладая высшей положительной силой, слово поэтому имеет огромную отрицательную силу. Оно создает положительное и отрицательное. Когда слово отклоняется от своей божественной природы и назначения, оно становится праздным.

Покаяние, таким образом, направлено против этих четырех проявлений греха. Это препятствия, которые надо удалить. Но только Один Бог может это сделать. Поэтому первая часть этой великопостной молитвы — крик из глубины человеческой беспомощности. Затем молитва переходит к положительным целям покаяния. Их тоже четыре.

Целомудрие! Его надо понимать и как положительную противоположность духа праздности. Праздность, прежде всего, означает рассеяние, разделение, изломанность наших мнений и понятий, нашей энергии, невозможность видеть вещи, как они есть, в их целом. Противоположность праздности и есть именно целостность. Если обычно считают целомудрие добродетелью, противоположной сексуальному развращению, то это происходит только благодаря тому, что изломанность нашего существования нигде так себя не выражает, как в сексуальном разврате, в отчуждении жизни тела от жизни духа, от духовного контроля. Христос восстановил в нас целостность, восстановил настоящую иерархию ценностей, приведя нас обратно к Богу.

Первый чудесный плод этой целостности или целомудрия — смирение. Мы уже говорили о нем. Оно, прежде всего, — победа правды в нас самих, уничтожение всей той лжи, в которой мы обычно живем. Одни смиренные способны жить по правде, видеть и принимать вещи так, как они есть, и благодаря этому видеть Божие величие, доброту и любовь ко всем. Вот почему сказано, что Бог смиренным дает благодать и противится гордым.

За целомудрием и смирением естественно следует терпение. Терпение поистине божественная добродетель. Господь терпелив не потому, что Он "снисходительно" к нам относится, но потому, что Он видит реально самую глубину вещей, которую мы по своей слепоте не видим и которая открыта Ему. Чем больше мы приближаемся к Богу, тем терпеливее мы становимся, тем более отражаем в себе свойственное одному Богу бережное отношение, уважение к каждому отдельному существу.

Наконец, венец и плод всех добродетелей, всех усилий и подвигов есть любовь, та любовь, которая, как мы уже сказали, может быть дана одним Богом. Это тот дар, который является целью всего духовного подготовления и опыта.

Все это сведено воедино в последнем прошении великопостной молитвы Ефрема Сирина, в котором мы просим: "видеть свои прегрешения и не осуждать брата своего". В конце концов, перед нами стоит одна опасность: гордыня. Гордость — источник зла, и зло — источник гордости. Недостаточно, однако, видеть свои прегрешения, потому что даже эта кажущаяся добродетель может обратиться в гордость. Писания святых Отцов полны предостережением против этого вида ложного благочестия, которое на самом деле, под прикрытием смирения и самоосуждения, может привести к дьявольской гордыне. Но когда мы "видим наши грехи" и "не осуждаем брата своего", когда, другими словами, целомудрие, смирение, терпение и любовь соединяются в нас в одно целое, тогда и только тогда наш главный враг — гордость — уничтожается в нас.

/ sobor.by/ По материалам pravmir.ru

(просмотров 1064)





Новости разделов:

Церковь и общество

3 ДЕКАБРЯ 2025 (Среда
В Минске открылась инклюзивная выставка «Краски говорят»
2 ДЕКАБРЯ 2025 (Вторн
Рождественский фестиваль "Радость" будет проходить в Минске 26 декабря - 6 января
2 ДЕКАБРЯ 2025 (Вторн
Состоялось награждение победителей Республиканского конкурса «Свет милосердия». Фоторепортаж
1 ДЕКАБРЯ 2025 (Понед
Важные события церковного календаря на неделю с 24 по 30 ноября
1 ДЕКАБРЯ 2025 (Понед
Погрузиться в мир веры, молитвы и тишины: вышел фильм «Оптина Белой Руси» к 20-летию Амвросиевского женского монастыря
29 НОЯБРЯ 2025 (Субб
Клирик прихода иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» провел беседу для учащихся СШ № 179 города Минска
28 НОЯБРЯ 2025 (Пятн
У православных начался Рождественский пост
28 НОЯБРЯ 2025 (Пятн
ТВ "Союз". Территория прихода храма "Всех скорбящих Радость" в Минске в ближайшие годы значительно преобразится
27 НОЯБРЯ 2025 (Четв
ТВ "Союз". Премьера документального фильма «Святитель Тихон. Патриарх Всероссийский" вызвала интерес у минчан
27 НОЯБРЯ 2025 (Четв
В Минске состоятся показы документального фильма «Верные» о последних днях жизни святых Царственных страстотерпцев и преданных им людей
26 НОЯБРЯ 2025 (Сред
2 декабря в Минске откроются XI Белорусские образовательные Рождественcкие чтения «Просвещение и современность: формирование личности и вызовы времени»
24 НОЯБРЯ 2025 (Поне
В канун Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных Патриарший Экзарх совершил всенощное бдение в храме святого Архангела Михаила города Минска

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru


© www.sobor.by 2004 - 2025.