Молитва в творчестве поэта Максимилиана Волошина стала лейтмотивом гостиной «Под сенью духовности»
26 ОКТЯБРЯ 2012 (Пятница) 12:55:52 В рамках литературно-музыкальной гостиной «Под сенью духовности» 25 октября 2012 года в библиотеке имени Янкi Купалы города Полоцка состоялся вечер поэтического настроения «Молитвы в сердце я храню», посвященный 135-летию со Дня рождения поэта, художника, искусствоведа и литературного критика Максимилиана Волошина. Личность этого выдающегося деятеля русской культуры начала ХХ века поражает своей многогранностью, противоречивостью и неординарностью. Волошин умел одновременно найти общий язык и с большевиками и с белогвардейцами. Кто же он? Приспособленец или миротворец? В его творчестве прослеживаются богословские воззрения различных религий и мистических течений. Является ли это поиском истины или же это совмещение и приятие всего вместе? Кем же был в действительности этот загадочный человек? Какие факты из его биографии можно считать достоверными? Эти вопросы были предложены для размышления пришедшим на вечер педагогам, поэтам народного литературного объединения «Наддвинье», а также читателям библиотеки. Известно, что Волошин никогда не искал ни славы, ни лидерства. Литературные связи тоже не казались ему чем-то значительным, ему просто нравилось находиться в кругу людей, понимающих искусство. Призванный в 1914 г. в действующую армию, Максимилиан Волошин написал военному министру «Я отказываюсь быть солдатом, как Европеец, как художник, как поэт. Как Европеец, несущий в себе сознание единства и неразделимости христианской культуры, я не могу принять участия в братоубийственной и междоусобной войне. Как художник, работа которого есть созидание форм, я не могу принять участия в деле разрушения форм, и в том числе самой совершенной - храма человеческого тела. Как поэт, я не имею права поднимать меч, раз мне дано Слово, и принимать участие в раздоре, раз мой долг - понимание. Тот, кто убежден, что лучше быть убитым, чем убивать, и что лучше быть побежденным, чем победителем, т.к. поражение на физическом плане есть победа на духовном - не может быть солдатом...». Было ли это героической позицией поэта или всего лишь самообманом? – об этом спорили его современники, об этом нет единодушного мнения и в наши дни. Несомненно, война для Волошина была величайшей трагедией народов. Но поэт бесконечно верил в особую миссию России и сравнивал её с дивным градом Китежем. Большевистскую революцию Волошин принял как ниспосланное России страшное испытание. С самого начала прозревая ее демонический характер, он был единственным из русских поэтов, кто сумел найти для нее адекватное поэтическое выражение. Когда речь шла о спасении чьей-то жизни, Волошин действовал решительно и бесстрашно: выручал людей, которым грозила тюрьма, а то и расстрел, невзирая на их принадлежность к красным или белым. На его счету много спасённых жизней, в их числе — Осип Мандельштам, Сергей Эфрон, Кузьмина-Караваева, известная позднее под именем матери Марии. В 1926 году Волошин так описал эти годы: В те дни мой дом, слепой и запустелый, Хранил права убежища, как храм, И растворялся только беглецам, Скрывавшимся от петли и расстрела. И красный вождь, и белый офицер - Фанатики непримиримых вер - Искали здесь, под кровлею поэта, Убежища, защиты и совета. Я делал всё, чтоб братьям помешать Себя губить, друг друга истреблять. В письмах девятнадцатого года Волошин пишет: “Я… относясь ко всем партиям с глубоким снисхождением, как к отдельным видам коллективного безумия, ни к одной из них не питаю враждебности: человек мне важнее его убеждений. Поэтому единственная форма активной деятельности, которую я себе позволил, - это мешать людям расстреливать друг друга”. Стихи Волошина свидетельствуют о непоколебимых убеждениях поэта: И там, и здесь между рядами Звучит один и тот же глас: -«Кто не за нас - тот против нас! Нет безразличных: правда с нами!» А я стою один меж них, В ревущем пламени и дыме И всеми силами своими Молюсь за тех и за других. «Молятся обычно за того, кому грозит расстрел, — рассуждал Волошин в „Записях 1932 года“. — И это неверно: молиться надо за того, от кого зависит расстрел и от кого исходит приказ о казни. Потому что <…> в наибольшей опасности (моральной) находится именно палач, а совсем не жертва. Поэтому всегда надо молиться за палачей…» Творчество последних лет жизни Максимилиана Волошина невозможно понять вне библейской и христианской символики и, тем более, оценить жертвенную жизнь самого поэта. Одну из своих книг Волошин называет «Неопалимая Купина». Само название отсылает читателя к Библейской истории. Известно, что пророку Моисею был явлен терновый куст, который горел и не сгорал, то есть был объят пламенем, а сам не горел. Этот куст получил название «Неопалимая Купина». Он изображал собою состояние избранного еврейского народа, притесняемого и не гибнущего. «Купина Неопалимая», виденная Моисеем, является также прообразом Божией Матери, которую не опалил огонь Божества Сына Божия, когда Он, воплотившись, родился от Неё. Существует также православная икона Божией Матери «Неопалимая Купина», перед которой особенно молятся об избавлении от пожаров. Волошин же Неопалимой Купиной называет Россию, гибнущую, но вновь и вновь воскресающую по молитвам Пресвятой Богородицы. Примечательно, что в заключении вечера присутствующие имели возможность послушать запись стихотворения «Неопалимая Купина», в исполнении самого Волошина. Личность Максимилиана Волошина поражает своей многогранностью, противоречивостью и неординарностью. Однако, несмотря на многочисленные неразрешённые загадки его жизни и творчества, отчетливо и ясно проступает основная тема его поэзии – молитва за Россию. Молитва жгучая, искренняя и непрестанная. И этой ночью с напруженных плеч Глухого Киммерийского вулкана Я вижу изневоленную Русь В волокнах расходящегося дыма. Просвеченную заревом лампад – Молитвами горящих о России… На вечере в литературно-музыкальной гостиной «Под сенью духовности» звучали песни на стихи Максимилиана Волошина, написанные и исполненные полоцкими композиторами – Натальей Четвериковой и Галиной Лифановой, а также новополоцкими бардами – Сергеем Захаровым и Людмилой Мехедко. Украшением нескольких песен стала нежная партия флейты, исполненная сотрудницей Новополоцкой центральной библиотеки Анной Кремневой. / sobor.by/ Библиотекарь Ольга Бакнович (просмотров 8579) |
Новости разделов: