Начался Великий пост
3 МАРТА 2014 (Понедельник) 14:20:36 ВЕЛИКИЙ ПОСТ – важнейший покаянный период христианского календаря, предназначенный для духовно-нравственной подготовки верующих к празднованию Светлого Христова Воскресения, или Пасхи. Этот пост предваряется тремя подготовительными неделями ( «седмицами»), постепенно вводящими христиан в строгий богослужебный и бытовой жизненный ритм, и начинается с Чистого понедельника, следующего за Прощеным воскресеньем.Великий пост в традиционном понимании продолжается семь недель и состоит из двух неравнозначных по смыслу и продолжительности временных периодов – 1) «Святой четыредесятницы» (букв. «сорокадневицы»), установленной в память сорокадневного поста Иисуса Христа в пустыне перед выходом на общественное служение (оканчивается в пятницу накануне Лазаревой субботы), и 2) Страстной седмицы. Календарное начало Великого поста, входящего в структуру подвижного годового цикла, определяется датой Пасхи конкретного года и в XX-XXI вв. перемещается от 2/15 февраля (при самой ранней Пасхе – 22 марта / 4 апреля) до 8/21 марта (при самой поздней Пасхе – 25 апреля / 8 мая). (В католическом богослужебном календаре Великий пост начинается с «Пепельной среды», т. е. со среды первой седмицы поста). Все воскресенья (по-славянски «недели») подготовительного периода и собственно Великого поста имеют нумерацию и особые заголовки, указывающие темы их богослужебных воспоминаний. «Недели» подготовительные: 1) о мытаре и фарисее, 2) о блудном сыне, 3) мясопустная (о Страшном Суде), 4) сыропустная (воспоминание Адамова изгнания, или Прощеное воскресенье). Пост не может начинаться с дня воскресного, поэтому трехнедельный подготовительный период насчитывает четыре воскресенья. «Недели» (воскресенья) Великого поста: 1) Торжество Православия, 2) святителя Григория Паламы, 3) Крестопоклонная, 4) преподобного Иоанна Лествичника, 5) преподобной Марии Египетской и 6) неделя Ваий («пальмовых ветвей»), она же – Неделя цветоносная, или, в русской традиции, – Вербное воскресенье, когда совершается двунадесятый праздник Входа Господня в Иерусалим (за которым следует Страстная седмица). Великий пост характеризуется рядом богослужебных особенностей. Отменяется служение евхаристической Литургии в понедельник, вторник и четверг; в среду и пятницу совершается Литургия Преждеосвященных Даров, в субботу – Литургия Иоанна Златоуста, в воскресенье – Литургия Василия Великого. В первые четыре дня Великого поста и в четверг (обычно – в среду) пятой седмицы читается Великий канон Андрея Критского. В субботу этой же, пятой, седмицы (в приходской практике – вечером в пятницу) читается Акафист Пресвятой Богородице ( «Взбранной Воеводе победительная...»), – единственный (!) акафист, предписанный церковным Уставом. Нормативная структура церковных служб пополняется особыми песнопениями и молитвами, в том числе знаменитой молитвой преподобного Ефрема Сирина, суммирующей покаянный путь христианина. Пищевые запреты, предписанные палестинским по происхождению монастырским Уставом – употребление во весь пост только растительной пищи, кроме Вербного воскресенья, Благовещения (в случае совпадения его с Великим постом) и Лазаревой субботы, сухоядение (хлеб, смоквы), по определенным дням вино («утешение братии»), а также полный отказ от пищи в определенные дни, – в реальной жизни ослабляются. Лит.: Мансветов И. О постах Православной Восточной Церкви. М., 1886; Шмеман А., прот. Великий Пост. Париж, 1986; Рубан Ю. «Во дни печальные Великого поста...» // София. Новгород, 1997. № 1. / sobor.by/ Юрий Рубан. azbyka.ru (просмотров 6908) |
Новости разделов: