Не торопитесь «щёлкать». Фотограф - это мыслитель - фотохудожник Владимир Сутягин
12 АВГУСТА 2013 (Понедельник) 17:20:57 Гостем очередной программы «АРТстудия» православного интернет-канала «Собор ТВ» стал известный белорусский фотограф, работающий в традиционной фотографической технике, Владимир Сутягин. Владимир Фёдорович человек православный, поэтому неоднократно в своём творчестве обращается к духовной тематике. Фотограф работает в жанре художественной пикториальной фотографии (от англ. picture - картина). Глубокая укорененность в смысловой традиции изобразительного искусства, композиционная культура, анализ достижений 500-летней истории живописи как светописи - отличительные черты работ Владимира Сутягина. О секретах фотографического мастерства, о технических приёмах проявки фотопленок, о том, как выстраивается художественный кадр - вы узнаете, посмотрев программу «АРТстудия». - Владимир Фёдорович, когда Вы открыли в себе талант фотографа? - Фотографией я начал заниматься с 5-го класса, когда мама купила мне фотоаппарат «Смена-8». После окончания школы я поступил в техническое училище, где получил специальность «Фотограф широкого профиля». После чего служил в армии, на флоте. Я не открывал в себе талант, а просто фотографировал. Для меня фотография - это не занятие, а моя жизнь. - Как развивался Ваш талант? К чему Вы пришли на данном этапе жизни? - Со временем моя фотографическая деятельность стала расширяться. Я увлёкся историей фотографии. Недавно мы с коллекционерами Дмитрием Серебрянниковым и Игорем Сумрачевским открыли фотографические архивы белорусского православного священника Павла Волынцевича. Ольга Борисенко написала книгу о белорусских чудотворных иконах Пресвятой Богородицы. По благословению Митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего Экзарха всея Беларуси, я езжу по Беларуси и фотографирую иконы, о которых написано в книге. - «Ни дня без строчки» - говорил Юрий Олеша. Хочется перефразировать это выражение относительно Вас и сказать: «Ни дня без фотоаппарата»? Вы всегда ходите с фотоаппаратом? - Сейчас не всегда, потому что, как я говорил, приходится работать с историческими негативами. Например, когда я учился в училище, у меня под подушкой всегда лежал «Зенит», не потому что ночью надо вскочить и фотографировать - фотоаппарат был продолжением моих рук. - А отдыхаете Вы тоже с фотоаппаратом? - Да, это самый лучший отдых. Даже если я не фотографировал давно для себя, мне становится плохо, тогда я беру фотоаппарат и скорее бегу «в поле». - Техника пикториальной фотографии, в которой Вы работаете, возникла в 19 веке. Нельзя сказать, что она нашла много последователей в Беларуси. Но, тем не менее, Вы работаете в этой технике. Чем она Вам близка? - Я никогда не думал, пикториальная это фотография или ещё какая-то, я просто занимался фотографией, и как она на выходе называется, мне не интересно даже знать. До появления цифровой техники большинство фотографов занималось этой классической фотографией, под которой подразумевалась съёмка на плёнку, проявка, ручная печать. Был такой случай: я с сыном поехал фотографировать заброшенный храм, он был заколочен досками. Мы в него вошли, а там было темно, ничего не видно и сквозняком случайно открылась часть форточки под сводом - и хлынул поток света. Сын подбежал к этому пучку света - и я сделал кадр. Буквально через минуту форточка закрылась. - Многие люди отмечают ощущение глубины на Ваших фотографиях. Как Вам удаются такие кадры? - Фотография выигрывает тогда, когда снимаешь «навстречу свету», тогда появляется объём, тени, цвета. Я к этому пришёл давно и практическим путём. Во время учёбы мне в руки попалась книга, в которой было написано, что против света фотографировать нельзя, и я стал так снимать. - Владимир Фёдорович, на Ваших фотографиях часто можно увидеть старинные, заброшенные церкви. Чем Вам близка духовная тематика? - Ещё на велосипеде, после школы, я начал ездить по Нижегородской области с фотоаппаратом и видел заброшенные церкви. Я не знаю, но мне это было интересно, они влекли меня. В то время в Нижнем Новгороде, где я жил, на 1,5 млн. человек было три действующих храма. Много было разрушенных храмов, которые в советское время были заняты под склады, клубы, коровники. Я боялся, что они, рано или поздно, разрушатся совсем, поэтому хотелось запечатлеть их на фотографиях. У меня собралась целая коллекция таких фотографий. Когда я переехал в Беларусь, я также ездил по храмам. Тот факт, что храм может скоро исчезнуть, меня очень беспокоил. В Беларуси уже многие храмы отреставрированы, а на моих фотографиях они разрушены. Эти фотографии являются в некотором роде памятниками истории. - Какой была Ваша дорога к храму? - Моя бабушка ходила в храм и меня маленького туда водила. Я подрастал и для меня это было естественно - быть православным. - Расскажите о Вашей особенной фотографии, появление которой можно было бы назвать чудом. - Город Александров, Россия. Женский монастырь. Я уезжал оттуда, и меня застал дождь, я спрятался под арку. Когда пережидал дождь, увидел аллею, которая шла к храму. Начиналась вечерняя служба, и монахини шли в храм. Я увидел, что это может быть красивый кадр и решил, что приеду сюда в следующем году и сфотографирую. Через год я приехал, поставил фотоаппарат, но чего-то самого главного не хватало. И в этот момент с дерева на дорожку, которая ведёт к храму, спустился голубь. В этот момент я спустил затвор. - Что бы Вы посоветовали начинающим фотографам? - Сегодня много людей, у которых есть фотоаппараты. Все фотографируют, и, казалось бы, хорошо. Критик Лапин о появлении цифровой фотографии сказал, что с цифровой технологией количество хороших фотографий резко уменьшится. Когда у тебя 1000 кадров в фотоаппарате и тебе нужен всего один, ты не проживаешь кадр, а просто делаешь щелчок. А потом, дома, сидя за компьютером, выбираешь фотографии, которые, по сути, одинаковые, потому что там нет души, ты её туда не вложил. И сколько бы ты не щёлкал, фотографии не будет. Технически фотография будет сделана правильно, но мы говорим о художественной фотографии. Поэтому я бы посоветовал либо снимать на плёнку, либо, если снимать на цифровой фотоаппарат, не торопиться «щёлкать». Фотограф - это мыслитель, он должен своё переживание переносить на фотографию. / sobor.by (просмотров 11109) |
Новости разделов: