Нельзя отнимать у школьников подлинные шедевры русской литературы — иеромонах Димитрий (Першин)
12 МАРТА 2013 (Вторник) 13:03:00 10 марта исполнилось 73 года со дня кончины русского писателя и драматурга М.А.Булгакова. В этот день на Крутицком патриаршем подворье в Москве была совершена панихида по Михаилу Афанасьевичу, - сообщает пресс-служба Миссионерской комиссии при Епархиальном совете города Москвы.Несмотря на то, что памятная дата не круглая, накануне вокруг творчества М.А.Булгакова вновь возникла дискуссия. На минувшей неделе прозвучали предложения исключить из школьного курса литературы знаменитый роман «Мастер и Маргарита». В СМИ заговорили о так называемом списке «сомнительной» литературы, в который помимо Булгакова попали также Гоголь, Тургенев, Островский, лирика Некрасова, Белинский и Салтыков-Щедрин. Председатель Миссионерской комиссии при Епархиальном совете г.Москвы иеромонах Димитрий (Першин) по окончании панихиды рассказал о христианских аспектах жизни и творчества М.А.Булгакова и пояснил, почему нельзя отнимать у школьников подлинные шедевры русской литературы. «В наши дни нам ничто не препятствует помолиться о человеке, создавшем «седьмое доказательство», которое мы только сейчас начинаем понимать — я имею в виду роман Булгакова «Мастер и Маргарита». В этом романе автор совсем не случайно наделяет Иешуа Га-Ноцри чертами заглавного героя «Идиота» Ф.М. Достоевского. И если фиаско прекраснодушного князя Льва Николаевича Мышкина — это ответ Достоевского на ту морализацию Евангелия, которую декларировал Лев Николаевич Толстой, то в эпоху воинствующего атеизма Булгаков не побоялся поставить верный диагноз уже ей. Вульгарно толстовский образ моралиста Иешуа Га-Ноцри разносит по умам тот самый Воланд, что, подобно гадаринским свиньям, «привизгивает» на первых страницах романа и, как выясняется далее, вместе со свитой трепещет Евангельского Христа Голгофы и Воскресения. Если говорить о Русской Церкви, то об этом можно прочесть в публикациях протодиакона Андрея Кураева и Александра Дворкина. И с моей точки зрения, было бы непростительной глупостью пытаться «зачистить» русскую литературу от произведений такой глубины и такого мужества», — сказал иеромонах Димитрий (Першин). По словам священника, в XIX веке «голоса Церкви почти не было слышно, потому что ее попытались превратить в требоисполнительное ведомство, обеспечивающее вертикальные имперские интересы. Вот почему тогда «вместе с митрополитом Филаретом Московским и некоторыми другими не замолчавшими иерархами и священниками свидетельствовать о христианской морали, нравственности стала русская литература, разворачивая общество к евангельской правде, к христианским ценностям» — отметил отец Димитрий. «Высокая миссия литературы, выходящая за пределы России и за горизонты той эпохи это и есть обличительные тексты Гоголя, Некрасова, Салтыкова-Щедрина, проблемные тексты Достоевского и Островского. Они изменили не только Россию, но и весь читающий мир, причем, не только европейский», — добавил он. В качестве примера, отец Димитрий привел драму Островского «Гроза», которая является «самой христианской и правдивой пьесой, обличающей пороки общества, именно потому, что некающаяся женщина процветает, а кающаяся женщина погибает, затравленная, казалось бы, вполне респектабельными по тем меркам людьми». «И лишить наших детей вот этой, обжигающей совесть, перспективы, вот этого нравственного света, означало бы скатиться на уровень примитивного позитивизма, согласно которому люди, прочитав любой текст, вместо того, чтобы задуматься и повернуть, по слову Шекспира, «глаза зрачками в душу», немедленно начинают слепо следовать его сюжетной канве», — заключил о. Димитрий./ sobor.by/pravmir.ru (просмотров 5020) |
Новости разделов: