BEL ENG DEU FRA



"Ныне день радости!" Слово священномученика Сергия (Мечева) в день Торжества Православия

 
  
5 МАРТА 2017 (Воскресение) 11:26:21
Проповедь священномученика Сергия (Мечева), произнесённая в 1929 году на праздник Торжества Православия (первое воскресенье Великого поста). Напомним, что в этот день в храмах вспоминается победа Церкви над ересью иконоборчества.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

   Святая Церковь в первое воскресение Великого поста даёт соединиться нам – всем тем, которые прошли первую седмицу в покаянии, в познании своего сродства с первым человеком Адамом, в сознании того, что в каждом из нас образ неизречённой Божией Славы, хотя и покрытый язвами согрешений, и в покаянном вопле ко Господу: "Помилуй мя, Боже, помилуй мя", Она даёт нам, верующим, подойти ныне к великой радости, ибо ныне день радости, день Торжества Православия.

   Недаром, не случайно эта седмица начинается с такого дня.

   Если бы мы, верующие, всё время находились в состоянии первого Адама, плачущего, кающегося и взывающего "Господи, помилуй мя, падшего", – вместе с ним находились бы в состоянии почти отчаяния, а затем лишь отдалённой надежды, что когда-то "Семя жены сотрёт главу змия", – тогда бы мы находились ещё в Ветхом Завете, а мы уже в Новом.

   Св. Церковь устраивает Торжество Православия на второй седмице, чтобы напомнить нам, что мы имеем это обетование уже исполненным, что мы уже в Новом Завете, что мы, хотя и покрыты язвами согрешений, как первый человек, но Спаситель был на земле и не только был, но и оставил нам Тело Свое – Церковь, и мы, прославляя Его, торжествуя Его пришествие, исповедуем Его православно.

   Но почему же это приурочено к Торжеству иконопочитания, и все стихиры, которые мы пели вчера, говорят о почитании икон?

   Почему на этой неделе, когда потребовалось дать нам радость, Св. Церковь даёт нам её через икону, через торжество иконопочитания?

   Почему мы прославляем пречистый образ Спасов?

   Борьба за икону есть борьба за реальность Христа, за действительность Его, за то, что Он воистину пришёл на землю и жил на ней не только, как Бог, но и как человек. "Не мечтанием пожил", как говорят Св. Отцы, а действительно был во плоти. И потому борьба за иконопочитание продолжалась в течение целого столетия и раздирала Церковь на непримиримых врагов, на тех, кто защищал иконопочитание и тех, кто восставал против него.

   А ныне разве это кончилось!

   Что такое нападки на иконы?

   Это нападки на существование Христа. Это вопрос существенный для христианства. Если мы обратимся к Св. Отцам, которые боролись за иконы, то почувствуем родство с их веком.

   Когда Фёдор Студит писал против иконоборцев, он указывал на то, что если бы Бог не был на земле, как человек, то Его нельзя было бы описывать, т. е. живописать, а ныне нет основания, почему бы Его не описывать:

   "Итак пусть он (иконоборец), выступив, научит, какое у него есть физическое основание и какая причина такой неизобразимости. Разве Христос не принял нашего образа? Разве тело Его не было составлено из костей? Разве зеницы очей Его не были ограждены веждами и бровями? Разве уши Его не были устроены с извилистыми проходами? Разве ноздри Его не были приспособлены к обонянию? Разве Он не был одарен цветущими ланитами? Разве устами и языком, губами и зубами, Он не произносил слов, не ел и не пил? Разве Он не был снабжен суставами плеч, локтей и рук? Разве Он не имел от природы груди и хребта с голенями и ногами? Разве Он не оказывал движения при хождении, вверх, вниз, внутрь, вне, направо, налево, кругом? Разве Он не имел волос на голове и не облекал всего тела хитоном? Если же Он несомненно обнаруживал это, изображение чего в телесном виде служит неложным Образом Его, то дерзость – утверждать, будто Христос неизобразим". (Письма Феодора Студита, Т. 7. II, стр. 99).

   "Если же Христос человек, – заключает Феодор, – то очевидно, что может изображаться на иконе, ибо первое свойство человека быть изображаемым; если же Он не изображается, то Он не человек, а бесплотный и даже ещё не пришел Христос, как пустословят иудеи" (там же, стр. 75).

   Так заканчивает Святой Отец, и вот для нас и ныне борьба за икону – это есть борьба за Христа, за Спасителя, за Того, Кто не только был предвозвещён первому человеку, что настанет время и "Семя Жены сотрет главу змия", но и пришёл и, будучи Богом, был и совершенным человеком, и как человек из Неописуемого делается Описуемым, из Не-вместимого – Вместимым, из Великого делается вместе с тем и Малым.

   И св. Церковь не нашла ничего лучшего, как дать нам, как Торжество Православия – восстановление иконопочитания, восстановление подлинного Христова учения, что Господь пришёл на землю, как Бог, но и как человек во плоти.

   А наше время, которое старается доказать, что Христа не было, идёт прежде всего против икон, против иконопочитания, несмотря на то, что оно благосклонно относится к живописи и вообще к искусству. Вся причина заключается в том, что Христа хотят отрицать, отвергнуть и потому идут против икон.

   Обычно нам говорят: "Вы делаете себе множество богов и им поклоняетесь". Так ли это?

   Если мы веруем, что Христос избавил нас от состояния Адама, плачущего о потерянном рае, и вводит нас в Св. Церковь, если Он принимает нас как блудных детей и не только закалывает агнца, но даёт нам Свое Тело, одевает в первую одежду нетления и святости, то в этот день Торжества Православия нам надо отдать себе отчёт, почему мы поклоняемся иконам.

   "Честь бо иконы на Первообразное восходит", – говорит Василий Великий и те стихиры, которые мы слышали вчера.

   Что же это значит?

   Это значит, что если мы имеем какое-нибудь изображение Господа, то этот образ – зрак – даёт нам возможность относиться к Нему Самому, к Первообразу, так же как портрет кого-либо заставляет нас вознестись к изображённому человеку. Все знают, что если стоит какая-нибудь фотография, то так мы и скажем: "Это мама, это папа", и никогда ни у кого не возникает сомнения, хотя все знают, что это картон, бумага, фотографическая карточка, так как через этот образ мы восходим к первообразу и его именно и видим на фотографии.

   Так же и в отношении икон, через образ Христа мы восходим к Нему: "Честь бо иконы на Первообразное восходит".

   Для нас, для тех, кто почитает святые иконы, должно быть известно определение 7-го Вселенского Собора, память которого мы ныне совершаем, ибо он утвердил истинное учение об иконе:

   "Определяем, чтобы святые и честные иконы предлагались (для поклонения) точно так же, как изображение честного животворящего креста, будут ли они написаны красками или сделаны из мозаики или какого-либо другого вещества, и будут ли находиться в Св. Церквах на освящённых сосудах и одеждах, на стенах и на дощечках, или в домах и при дорогах, а равно будут ли это иконы Господа Иисуса Христа или Владычицы Богородицы, или честных Ангелов и всех святых и праведных мужей. Чем чаще при помощи икон делаются они предметами нашего созерцания, тем более взирающие на эти иконы возбуждаются к воспоминанию о самих Первообразах, приобретают более любви к ним и получают более побуждений воздавать им лобзание, почитание и поклонение, но никак не то истинное служение, которое по вере нашей приличествует только Божественному Естеству" (Деян:VII, 593).

   Истинное служение мы совершаем не иконе, а Богу, а икона есть то, что для нас является необходимым, как то, через что мы возводим себя к Первообразу. Вот как учит об этом 7-ой Вселенский Собор.

   Для нас, которые прошли 1-ую неделю Великого поста, которые, если не имеют покаяния и слёз, то укоряют себя за это, для нас необходимо приобщиться к тем, кто имел эти слёзы покаяния, подвижникам и особенно творцу Великого канона и преподобной матери Марии Египетской.

   Для нас уже не может быть такого отчаяния, как в Ветхом Завете, ни того мужества, о котором говорит Андрей Критский: "Ветхого Завета вся приведох ти душе к подобию: подражай праведных боголюбивая деяния, избегни же паки лукавых грехов".

   Они ещё не имели радости благовестия о рождении Христа, а мы не только это имеем и знаем, но мы ныне приняли в себя Его Пречистое Тело и Кровь. Мы не только знаем, как притчу, что Господь примет нас, но знаем и то, что мы ныне снова приняты Им, снова получили одежду нетления. И всё это так, потому что Христос был и есть в Церкви, а отсюда вера в иконы, в то, что можно Его, Неизмеримого, измерить и Неописуемого описать.

   И радость сегодняшнего дня должна привести нас к сознанию того, что во Христе мы новая тварь: "Елицы во Христа креститеся, во Христа облекостеся".

   Давайте помнить, что пост ещё не кончился, а только начинается, и мы, пройдя через покаяние Адама, облекшись в одежду нетления, пойдём дальше по пути, раскрываемому св. Церковью, через осияние Фаворским светом к радости жизни в Господе.

   Аминь.

На фото к статье - византийская икона Торжества Православия, XV век.

/ sobor.by/ azbyka.ru

(просмотров 3477)





Новости разделов:

Просвещение

28 МАРТА 2024
Учащиеся 43 гимназии г.Минска посетили приход иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"
15 МАРТА 2024
Руководитель Социальных мастерских приняла участие в работе Всероссийского научно-практического семинара
28 НОЯБРЯ 2023
Стартовал республиканский конкурс «Молодежь Беларуси за жизнь, нравственность и семейные ценности»
9 ОКТЯБРЯ 2022
Стартовал конкурс на присуждение стипендии имени митрополита Филарета (Вахромеева)
9 ИЮЛЯ 2022
Занятия Летнего библейского института пройдут в Минской духовной семинарии в августе
27 ИЮНЯ 2022
В Минском духовном училище состоялся выпускной акт
6 ИЮНЯ 2022
Минская духовная семинария приглашает на занятия Летнего богословского института
6 ИЮНЯ 2022
Летняя православная школа приглашает детей из Бобруйской епархии
20 АПРЕЛЯ 2022
Просветительский центр Фонда Евфросинии Полоцкой приглашает на цикл лекций «Три ветви христианства: чем они отличаются друг от друга?»
15 МАРТА 2022
Начался прием документов на участие в конкурсе изданий «Просвещение через книгу»
14 МАРТА 2022
Цикл лекций «Историческая география Беларуси» пройдет в Минске
5 МАРТА 2022
Вручены дипломы церковным звонарям - выпускникам 44 набора отделения звонарей МДУ
  Церковные праздники

25 АПРЕЛЯ 2024
Муромская икона Пресвятой Богородицы. Церковный календарь: 25 апреля
24 АПРЕЛЯ 2024
Священномученик Антипа, епископ Пергама Асийского. Церковный календарь: 24 апреля
23 АПРЕЛЯ 2024
Священномученик Григорий V, Патриарх Константинопольский. Церковный календарь: 23 апреля
22 АПРЕЛЯ 2024
Сегодня Церковь чествует память Мученика Евпсихия Кесарийского
22 АПРЕЛЯ 2024
Внимание! 24 апреля состоится Крестный ход в честь праздника Белыничской иконы Божией Матери
21 АПРЕЛЯ 2024
Преподобная Мария Египетская. Церковный календарь: 21 апреля
20 АПРЕЛЯ 2024
Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста). Церковный календарь: 20 апреля
19 АПРЕЛЯ 2024
Святитель Евтихий Константинопольский. Церковный календарь: 19 апреля
18 АПРЕЛЯ 2024
Четверток 5-й Седмицы Великого Поста
16 АПРЕЛЯ 2024
Преподобный Никита Исповедник. Церковный календарь: 16 апреля
15 АПРЕЛЯ 2024
Преподобный Тит Чудотворец. Церковный календарь: 15 апреля
13 АПРЕЛЯ 2024
Великопостная Родительская суббота. Церковный календарь: 13 апреля
Новости
Архив новостей :

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru


© www.sobor.by 2004-2016.