Священник: "Для меня сейчас два главных праздника – Пасха и День Победы"
8 МАЯ 2018 (Вторник) 12:49:32 Как Церковь воспринимает праздник День Победы? Что значит Священная война? Разве христиане могут убивать, исполняя заповедь о любви к ближнему? Как привить детям память о великом подвиге наших дедов и прадедов? Ответить на эти и другие вопросы Sobor.by попросил протоиерея Алексея Климова, клирика минского прихода в честь иконы Божьей Матери "Всех скорбящих Радость". В Великой Отечественной войне у отца Алексея воевали два деда и дядя.- Отец Алексей, можно ли говорить о церковном и светском понимании праздника День Победы? В чём разница? - Церковь смотрит на события в контексте учения Христа и Божьего промысла с перспективой на вечность. Светский же взгляд помогает посмотреть на событие с разных точек зрения, с позиций верующих и неверующих, в разных географических и политических масштабах. В годы войны многие наши церкви были закрыты либо разрушены. Церковь сама пострадала от той власти и страны, которую ей пришлось защищать… Мы видим, как изменилась позиция нашего руководства во время войны – вернулись к элементам царской формы, к погонам, стали открывать храмы, освобождать священников. Стало ясно, что одними танками и пушками невозможно победить такого страшного, бесчеловечного врага. Это была не просто война за какие-то прибыли и территории, война не экономическая, а метафизическая: "не ради славы – ради жизни на земле". 9 мая мы служим в храмах благодарственные молебны Богу, ведь по планам фашистов в ходе Второй мировой войны целые народы должны были бы исчезнуть. Когда некоторые говорят, что сдайся мы, то сейчас пили бы "баварское"… Большинству пришлось бы пить "бухенвальдское". Чтобы выслужиться перед фашистами, заручиться благосклонностью оккупантов пришлось бы активно сотрудничать – быть полицаем, участвовать в карательных операциях. Такой ценой заработать себе "баварское" - не знаю, кем надо быть, как надо исказить свой человеческий облик. Кстати, большинство таких пособников покинуло нашу Родину вместе с отступающими фашистами и затем осело в ряде стран (поэтому для меня большой вопрос – кто они, так называемые "наши соотечественники, по всему миру раскиданные после войны"). Помимо молебнов благодарственных 9 мая в храмах обязательно служатся панихиды за воинов, положивших жизнь за своё Отечество. - Но для Церкви День Победы - это больше праздник или слёзы о количестве убитых? - Как же не праздник, когда мы победили и смогли отстоять возможность жить! Есть хорошая песня со словами "это праздник со слезами на глазах". Посмотрите фотографии победы, на этих лицах и слёзы, но сколько в них радости! В современном обществе пропагандируется идея жить в удовольствие, избегая сложностей. Но иной раз умереть будет честно и почётно, а выжить любой ценой – подло и постыдно. Для меня сейчас два главных праздника – Пасха и День Победы. Все другие церковные праздники входят в Пасху, ведь весь смысл нашей веры в том, что Христос воскрес. Но Пасха – это праздник для христиан. А День Победы – это торжество и объединение для самых разных людей: когда ещё в истории, было такое, чтобы так были объединены атеисты и верующие, православные и католики, мусульмане и буддисты даже! - Тем не менее, известно, что в эмиграции некоторые молились за Гитлера, видя в нём освободителя от советского строя… - Действительно, что страшно – сначала часть христиан перешла на сторону Гитлера, в том числе и многие наши эмигранты. Лишь спустя время они поняли, к чему он ведёт. Мы знаем, что вначале Гитлер как-то поддерживал христианские храмы и даже в Беларуси были открыты и отреставрированы православные церкви. Но это было сделано по соображениям тактики – чтобы заручиться поддержкой христиан в войне с Советским Союзом. Он знал, что в СССР вера находилась в состоянии запрета, и рассчитывал, что фашистов начнут воспринимать не как оккупантов, но как освободителей. Можно в интернете сейчас найти много листовок того времени, в которых Гитлера называют освободителем, который пришёл убрать безбожников, а людям дать счастье и благополучие. Но это всё пропаганда. Сейчас уже известно, что не было никакого плана дать счастье народу. Было разделение на сверхлюдей и недочеловеков… - Что значит Священная война? - Это война за святыни. Защита своей семьи, своей Родины. Это война в защиту веры. Думаю, что священной будет война против врага, который пришёл не просто забрать наши богатства, не просто заменить собой нашу власть, но уничтожить нас, как народ, лишить нас будущего, а тех, кого "любезно" оставят в качестве лакеев, лишить самосознания и личности. - Но как христиане могут убивать, когда по заповеди они должны любить даже врагов? - Нужно прилагать все усилия в защиту мира, но если враг обнажил оружие и идёт на семью (а это моя жена, дети, родители, соседи и вся моя страна) – то с ним нужно бороться, возможно, даже отнимая у него жизнь. Я даже сочинил такое двустишие: Если взял нож обезумевший брат, Ты помолись и возьми автомат. Если брат на молитву "Господи, помилуй" не отреагировал – бери оружие и сражайся. А уже если ты сумел его не убить, а ранить – перевяжи и веди с ним душеспасительную беседу, побуждай к миру, но только тогда, когда он уже обезоружен. Если же враг сдался – относись к нему с милосердием. Если он погиб – похорони его или отдай его тело его родным. Воин христианин отличается от простого воина тем, что враг для него тоже человек, к которому нужно проявить милосердие. - Всегда ли Церковь благословляет войну, на которую граждан отправляет светская власть? - Нет. Даже нам в школе в советское время рассказывали о справедливых и несправедливых войнах, участвовать в которых преступно и постыдно. Также и святые говорили, что есть войны в защиту Отечества, а есть войны захватнические и грабительские, в которых христианину участвовать не надо. Вопрос, как эти войны распознать. Кстати, если афганскую войну Церковь не поддержала, то за победу Красной армии в Великой Отечественно войне она молилась. Точнее, молились и об "афганцах", чтобы они вернулись домой, но именно Великая Отечественная война была Церковью признана священной. В храмах молились о победе над врагом. Церковь собирала средства на военную технику (есть фотографии танковой колонны с надписями "Димитрий Донской"). - Как быть, если государство отправляет на войну, преступную на взгляд христианина? - Как сказал один мыслитель, любая война братоубийственна, так как изначально все мы братья. В Социальной церковной концепции сказано, что Церковь может призвать людей к непослушанию государства в случае, если государство предлагает вести себя преступно. Никто не говорит, что христиане бессловесные овечки. Если у нас власть народная, как сказано в Конституции, значит общество делегировало группе людей эту власть и, соответственно, люди (выборщики) могут спросить у власти, как и что она делает. - Может ли христианин отказаться участвовать в войне? - Это дело совести каждого человека. Мы не должны быть автоматами, как нам сказали, так всё и делать. Мы можем размышлять и рассуждать – за свои поступки каждый будет нести перед Богом ответ, а не пользоваться отговоркой "нам так приказали". - Как быть, если война гражданская? - Нет ничего хуже гражданской войны и войны на религиозной почве. Это почти не решаемые конфликты. Что мы и видим в ряде стран в наши дни. - Но даже если война оборонительная, разве не важнее сохранить жизнь человека, чем границы государства? - Конечно, надо сохранять жизнь человека. Но вот, идёт враг, а ты пацифист и опустил свой штык в землю, а враг убил твою семью и пошёл дальше и убил ещё 100 человек. Кого же ты сохранил? Христиане не пацифисты, не толстовцы. Христианин – это человек, который берёт на себя ответственность. И, если Бог дал мне жену и детей, которых я должен кормить, а не ждать манны с неба, то и защищать их придется самому, а не ждать ангелов с огненными мечами. Мы должны быть сильными и миролюбивыми, а не слабыми и боязливыми. Если у страны сильная, боеспособная армия, то одно её наличие уже сохраняет жизнь всего народа. - Когда Церковь благословляет на войну, является ли убийство врага грехом? - Является невольным грехом (кроме случаев воинских преступлений). Ты выполняешь свой долг, защищаешь Родину и вынужден применять оружие. Но, вернувшись с войны, солдаты шли на исповедь и приносили покаяние. Надо только понимать, что эта вина ложится на всю страну. Пошли воевать определённые люди, но отправило их правительство, которое выбрало всё остальное население. А значит воевали мы все, но руками определённых людей… поэтому всем надо понимать эту ответственность. - Нормально ли, когда дети играют в войнушку? - На мой взгляд, в войнушку играть можно и нужно, но в войнушку справедливую, по правилам. Без расстрелов и пыток противника… В стране есть необходимость её защиты и мужчин нужно воспитывать соответственно. - Как детям привить память об этом подвиге? - Рассказывать о войне. Показывать реликвии, награды. Вместе с детьми изучать историю. И, конечно же, защищать нашу победу от всей той клеветы, которую сейчас распространяют недобитые фашисты и их пособники. - Как по-христиански отпраздновать День Победы? - Поделиться этой радостью с другими, и на службу сходить, и посетить могилы или своих родственников-ветеранов, пока они с нами… / sobor.by/ (просмотров 8368) |
Новости разделов: