О Дне народного единства в интервью с историком Олегом Прудниковым
5 НОЯБРЯ 2014 (Среда) 13:44:52 Сегодня, 5 ноября, в Минске, в Доме Москвы, при поддержке Российского посольства и Россотрудничества в РБ будет дан концерт в честь Дня национального единства. 4 ноября Православная Церковь чтит память великой святыни всего русского православного мира – Казанской иконы Божией Матери. Эта икона вошла в историю как покровительница народа во все времена. Ей молились Минин и Пожарский, перед ней на коленях просил помощи Кутузов, списки с Казанской иконы были в военных частях во время Первой мировой войны. Есть многочисленные свидетельства о помощи, полученной после молитв Богородице перед Ее образом и в тяжелые годы Второй мировой. Верующие совершали крестный ход с этой иконой вокруг Ленинграда, Москвы, Сталинграда – эти города так и не удалось захватить врагу. В народе этот образ особо чтится, т.к. считается, что Казанская хранит честные супружества, помогает растить детей в вере и благочестии. Об истории, связанной с досточтимым образом Казанской Богоматери, нам рассказывает историк и правовед Олег Евгеньевич Прудников: «22 октября (4 ноября н. ст.) 1612 г. ополченцами, которых собрали Минин и Пожарский, был взят Китай-город. Интервенты замкнулись в Кремле. Вся остальная территория столицы перешла в руки освободителей. В тот день, в честь главной войсковой святыни, появился церковно-государственный праздник Казанской иконы Божией Матери по случаю освобождения Москвы от поляков. Сдавшийся 26 октября, наполовину выживший, отряд Струся и Будилы теперь мало походил на опасных противников. К тому же, он немало пострадал от простых казаков. Через несколько дней, 1 ноября (11 ноября н. ст.) у Лобного места, открылся первый торжественный молебен при звоне оживших кремлёвских колоколен. Но дата праздника Казанской иконы прочно закрепилась в нашей традиции. На протяжении трёх столетий Россия официально прославляла один из наиболее популярных и любимых образов Богородицы. Впоследствии, в 1620-х годах, рядом с Кремлёвской стеной на средства князя Пожарского построился деревянный Казанский храм; в 1635 г. за личный счёт государя Михаила Фёдоровича возводится каменный Казанский собор. Его кружевной кирпичный узор выполняется в так называемом московско-ярославском стиле, как символично заметят потом архитекторы. И этот символизм окажется неслучайным: именно Ярославль «подхватил» эстафету спасения Российской державы, передав её Первопрестольной через труды и подвиги людей «Совета всея земли» шестьсот двенадцатого года». - Из истории мы знаем, что вдохновителями народно-освободительного движения в период смутного времени и польско-литовской оккупации, во время, когда ни на бояр, ни на купцов нельзя было надеяться, именно Православная Церковь вдохновила народ на борьбу с захватчиками. - Да, это действительно было так. Например, келарь Троице-Сергиевой лавры Авраамий Палицын, возглавлявший в 1608 – 1609 годах шестнадцатимесячную оборону своей обители, от имени Совета всея земли убедил казаков Трубецкого вмешаться в дело. Правда, спасительным «доводом» для выжидавших руководителей стана первого ополчения послужило обещание щедрых выплат из нижегородской казны. Но момент соединения двух армий ополчения оказался, наконец, переломным. У же после победы в своей «Истории», написанной в результате освобождения Москвы, он убеждал членов земского собора 1613 г., что Бог наказал Россию Смутой «за грехи русского мира», ибо царский народ есть «малое стадо» Христово на земле, он должен отличаться от прочих, жертвенно существуя ради церковного делания. Появившись к концу Средневековья в результате падения «Священной империи ромеев», Святая Русь стала выражением идеи соборного единения ради беззаветного служения духовным идеалам Православия. В действительности и весь былинный эпос с упоминаниями о «святорусской земле» сложился в том виде, в каком он известен нам по позднейшим записям XVII века. Так или иначе, Российское государство, отвоёванное у врагов и воссозданное земским людом на основе понимания идеалов Святой Руси как реального Царства, уверенно шло по тернистому пути воссоединения земель русского народа, созидая вокруг собственного цивилизационного пространства сообщество разных народов. Сменились эпохи. Для многих ушло в прошлое понимание честного служения Родине – Святой Руси. Но это уже случалось прежде. Об этом мы и вспоминали сейчас. - До 1917 года 4 ноября был официальным праздничным днем и на тех землях, на которых сегодня расположена Республика Беларусь. К сожалению, пока этот праздник у нас не возрожден. Как он празднуется в России? - В наше время, вопреки нестроениям, традиция получила второе рождение. 4 ноября 1993 г. открылся восстановленный заново московский Казанский собор. В России День национального единства является государственным праздником. Подвиг ополчения 1612 г. дал толчок к возрождению государственной жизни Русского мира. В наши дни, с приходом больших испытаний, заново начинает возрождаться понимание важности соборного единства, жертвенного служения Отечеству и восстановления общего Русского Дома». / sobor.by/ Юлия Чирва (просмотров 3356) |
Новости разделов: