О Магдале – родине святой равноапостольной Марии Магдалины расскажет радиопрограмма «Духовное слово»
3 АВГУСТА 2018 (Пятница) 16:19:09 4 августа Православная Церковь отмечает день памяти святой равноапостольной Марии Магдалины. По преданию, Мария Магдалина провела последние годы жизни в Эфесе, где благовествовала о Христе и была погребена.А родилась она в селении Магдала, на берегу Генисаретского озера, в северной части Святой Земли, называемой Галилеей. "За Тель-Авивом поток машин на автостраде, связывающей деловой центр Израиля с Галилеей, движется вдоль Средиземного моря. Оно, почти сливающееся с горизонтом, отвлекает взгляд от роскошной растительности, которая бывает на Святой Земле весной. Но вот, распрощавшись с морем, дорога уходит вглубь галилейской долины, которая издавна была житницей Израиля. Персиковые и оливковые сады, на километры тянутся теплицы и мелькают между ними водоёмы для орошения плодов земли и разведения рыбы, даже банановые плантации - всё привлекает взор паломника, впервые посетившего библейский край. Галилея была издавна расположена на древнем приморском торговом пути "Виа Марис", что в переводе с латыни означало - "дорога моря". Она связывала великие царства древности, Египет и северные империи: Сирию, Анатолию и Мессопотамию. Галилею можно было за два-три дня пройти от края до края. Но удивительное разнообразие ландшафта, включающее горные хребты, и обширные равнины, зелёные пастбища и цветущие сады, делала её живописнейшей местностью восточного Средиземноморья. Почва здесь была плодороднее, чем в соседних странах, чему способствовало изобилие воды: Генисаретское озеро, малые речки, многочисленные ручьи и источники, не говоря уже о водопроводах и каналах, устроенных в римское время. Роскошные галилейские сады и плодородные поля позволяли собирать превосходные урожаи, и, конечно же, Галилея славилась своими оливковыми рощами. Оливковое масло, которое изготовляли галилеяне, считалось лучшим в Римской империи. Справа мелькнул указатель - Назарет, город, где прошло детство Спасителя. Теперь это арабский анклав, израильтяне предпочитают сюда не заезжать. Но паломнические группы посещают церковь Благовещения, устроенную над домом и мастерской святого Иосифа Обручника и Пресвятой Девы Марии. Ещё несколько километров, и машина замедляет ход: идёт ремонт дороги, под палящим солнцем смуглые арабы укладывает раскалённый асфальт. Трудно поверить: это окраина Каны Галилейский. Здесь Господь сотворил своё первое чудо на свадебном пиру. Первым паломникам, которые останавливались в Канне, показывали резервуары - сосуды, в которые вода была претворена в вино. В память об этом, в Кане Галилейской построена греческая церковь, где находятся два сосуда-свидетели первого чуда, совершённого Иисусом Христом. Она возведена на средства Императорского православного палестинского общества. Иконостас в храме - дар великой княгини Елисаветы Феодоровны. Кана Галилейская - родина апостола Нафанаила. Это его, сидящего под смоковницей, увидел Иисус проходя мимо дома, на месте которого была построена впоследствии францисканская церковь. Галилея заселена с глубокой древности. По завоевании Земли Обетованной, колена израилевы расселились на её территории в соответствии с завещанием пророка Моисея. В Галилее находились земли колен Иссахара, Завулона, Неффалима и Асира. Во времена царя Соломона часть эти земель были отторгнуты. Развернув в стране невиданное по масштабам строительство, он заключил союз с тирским царём Хирамом. Тот посылал дары и работников на постройку Храма, за что Соломон отдал в благодарность двадцать городов в земле Галилейской. С тех пор северная часть Галилеи стала называться "округом языческим". На этой территории издавна проживали языческие народы -сирийцы, финикийцы, арабы, арамеи. На протяжении многих веков Галилея переходила из рук в руки. В 333 году до Рождества Христова в Галилею вторглись греки во главе с Александром Македонским. С тех пор значительную часть населения края составляли греки и сирийские арамеи. Именно они за два века до Рождества Христова стали объединятся в народ получавший название галилеяне. Не случайно в Евангелии от Матфея Христос именуется Иисусом Галилеянином. Здесь Он провёл своё детство и отрочество. Здесь Он жил, учил, сотворил множество чудес. Большая часть притчей была произнесена Им в Галилее, и содержание многих связано с природой и особенностями ландшафта местности которую случалось проходить Господу с учениками. Из Галилеи Спаситель предпринимал путешествия в Иерусалим на праздники. Из её жителей избрал Он Своих апостолов. Во времена земной жизни Спасителя Галилея и все окружавшие её земли входили в состав Римской империи, установившей власть над Палестиной в 64 году до Рождества Христова. Галилея обладала статусом автономной области. Римские правители, будучи политически мудрыми, старались сохранить у покорённых народов иллюзию самоуправления, поддерживая марионеточных царей. Именно таким был Ирод Великий, после смерти которого, в 4 году по Рождеству Христову, царство было разделено между его сыновьями. Галилея досталась Ироду Антипе, тому самому, который был незаконно женат на супруге своего брата Филиппа - Иродиаде и которого за нечестие обличал Иоанн Креститель. Подобно своему отцу Антипа был увлечён строительством. На берегу Галилейского озера он заложил город Тивериаду, названный в честь императора Тиверия, и сделал его своей столицей… Впереди современные кварталы Тверии, так называется теперь римская Тивериада. Несомненно, Христос не раз бывал здесь, хотя город не упоминается в Евангелии, как близлежащий Капернаум. Тверия террасами спускается к Генисаретскому озеру. Несколько минут стремительного спуска по улицам, и мы, у сверкающей под палящим солнцем, водной глади. Далее дорога вдоль берега ведёт нас в пригород Тверии Магдалу-родину Марии Магдалины. Её называют равноапостольной и мироносицей. Именно в Магдале когда Господь очистил душу и тело её от всех грехов, изгнав из неё семь бесов, Мария Магдалина, оставив всё, пошла за Ним. Она следовала за Христом вместе с другими жёнами-мироносицами, проявляя трогательную заботу об Учителе. Став верной ученицей Господа, она никогда не покидала Его. Она, единственная, не оставила Его, когда Он был взят под стражу. Она стояла у Креста вместе с Пресвятой Богородицей, переживая страдания Спасителя и разделяя великую скорбь Богоматери. Ей первой явился Христос по своем Воскресении. “Я видела Господа! Он говорил со мной!” – с блаженным восторгом сообщала Мария ученикам Иисуса о чудном явлении, которого она удостоилась. “Христос Воскрес! Он воистину Сын Божий! Я видела Господа!…” – это была первая благая весть, которую принесла Мария Магдалина апостолам, первая в мире проповедь о Воскресении. Апостолы должны были благовествовать миру, а она благовествовала самим апостолам. По преданию, Мария Магдалина благовествовала не только в Иерусалиме. Когда апостолы разошлись во все концы мира, она пошла вместе с ними. Мария, сохранившая в своём, пылающем божественной любовью сердце, каждое слово Спасителя, оставила родной край и отправилась с проповедью в языческий Рим. И везде она возвещала людям о Христе и Его учении. А когда многие не верили, что Христос воскрес, она повторяла им то же, что сказала в светлое утро Воскресения апостолам: “Я видела Господа! Он говорил со мной”. Над древней Магдалой нависает обожжённая солнцем гора Арбель. Раскопанная археологами старая Магдала, ещё её называли селением Мигдаль, приютилась у берега Генисаретского озера. На противоположном берегу знаменитые Голанские высоты - место, которое в Евангелии называется страной Гадаринской, Заиорданьем. Теперь на месте былой Магдалы - руины. Археологи пролагают, что во времена Христа это был укреплённый город, имеющий мощеные улицы, множество общественных зданий, систему водоснабжения, форум, ипподром и башню, в которой находился римский гарнизон. Завершив свой земной путь вдали от родных мест, Мария Магдалина не видела трагедии города, который подвергся страшному разрушению во времена Иудейской войны. Возглавлявший оборону Галилеи будущий историк-летописец Иосиф Флавий усилил укрепления Магдалы, но город пал под натиском легионов римского полководца Веспасиана. Жители в панике бросались к судёнышкам и отплывали от берега в поисках спасения, но легионеры топили лодки и расстреливали уплывающих боевыми стрелами. По свидетельству Иосифа Флавия " по окончании сражения Веспасиан часть пленников казнил, а остальных обратил в рабство и продал". В ранневизантийский период место рождения Марии Магдалины стали посещать паломники, на месте дома святой была воздвигнута церковь, о которой упоминает русский игумен Даниил, предпринявший путешествие на Святую Землю во времена крестоносцев. Однако, после завоевания Святой Земли арабами, город не восстановился и "пределы Магдалинские" зарастали прибрежными камышами и заваливались осыпавшимися камнями с нависавшей над Магдалой горы Арбель. Гора Арбель не укроет путников от палящего солнца. Приютив машину в скудной тени ворот, мы увидели на них вывеску: "Подворье Русской духовной миссии в честь святой равноапостольной Марии Магдалины". Часы приёма и расписание богослужений, а также отсутствие людей и транспорта привело в некое уныние, однако, калитка открылась, и нас приветствовала молодая монахиня. Мы оказались в чудном оазисе: за площадкой, из сверкающего иерусалимского камня, расстилалась гладь Генисаретского озера, к нему террасами спускался "Магдальский сад" с высокими пальмами и диковинной растительностью галилейской земли. Тут же располагались несколько монастырских построек и дом паломника. Это подворье русского Горненского монастыря в Иерусалиме и живут здесь, сменяя друг друга, несколько монахинь. В 19 веке путь на север, в Галилею, был самым трудным и долгим для русского паломника. От Иерусалима до Назарета он занимал около двух недель. Неудобства и тяготы заключались в отсутствии хороших дорог, в необходимости преодолевать опасные горные ущелья, которые в сезон дождей превращались в бурные потоки, но самое главное - в отсутствии приютов и подворий, где бы утомленный паломник мог отдохнуть и укрыться от непогоды. В начале 20 века берега Галилейского озера, густо заселённые в евангельские времена, выглядели печально и пустынно. Тивериада-единственный из сохранившихся евангельских городов, представляла полуразрушенный захолустный посёлок, рядом с которым находилось древнее, также в развалинах, селение Мигдаль. Не имея возможности остановиться на ночлег, паломники, осмотрев окрестности озера, направлялись в обратный путь. Рядом с селением Мигдаль в 1909 году начальником Русской Духовной Миссии архимандритом Леонидом Сенцовым был приобретён участок земли с минеральными источниками, между озером и дорогой. Здесь был высажен апельсиновый сад, отчего участок получал название "Магдальского сада". Подворье стало принимать русских паломников, совершавших путь по обыкновению пешком. Нам разрешили побродить по саду и окунуться в источниках. У подножия дороги, ведущей к храму сотворенная в камне икона Марии Магдалины. Как добрая госпожа она приветствует путников, которые преодолели долгий путь в её родные уделы. Небольшой светлый храм открыт и принимает под свой молитвенный покров. Он сложен из белого иерусалимского камня и расписан фресками на евангельские темы, связанными с событиями, которые происходили здесь во времена проповеди Христовой. Архимандриту Леониду хотелось, чтобы на всех участках Миссии были храмы. В 1912 году он обратился в Синод с просьбой разрешить сбор средств на постройку храма в Магдале. Однако, Первая мировая война надолго отложила это начинание. Только в 1962 году на участке была построена церковь в честь святой равноапостольной Марии Магдалины. Особое утешение помолится в этом святом месте, где сердце невольно обновляется и проникается духом удивительной евангельской радости и красоты. Магдальский участок - одно из самых живописных подворий Русской Духовной Миссии. На его территории раскинулся сад с грейпфрутовыми деревьями, а из земли бьют минеральные источники. Один их них считается очень полезным для глаз. Рядом с ним источник в виде колодца, в котором по преданию Христос исцелил Марию Магдалину. Окунувшись в источниках, мы отдыхаем в трапезной под открытым небом. Говорят матушки, несущие послушание на участке в Магдале, предлагают паломникам традиционное угощение - Петровскую рыбку, которая водится в водах Генисаретского озера. Но наш путь далее - в город апостолов Капернаум". Слушайте программу "Духовное слово" 5 августа в 7.30 на Первом национальном канале Белорусского радио и канале "Культура"./ sobor.by/ (просмотров 2915) |
Новости разделов: