BEL ENG DEU FRA

Отец Владимир Шичко: «Покаяние – это когда в сердце есть любовь ко всем людям»
14 МАЯ 2017 (Воскресение)

 
 
 
  
Наверное, ни к какому таинству церкви мы не приступаем так часто, как к таинству исповеди. Тем не менее, часто многое в этом таинстве остаётся непонятным для верующих, вызывает сложности. На самые распространённые вопросы об исповеди в интервью Sobor.by согласился ответить клирик минского Радосте-Скорбященского прихода протоиерей Владимир Шичко.

- Сейчас люди как только не готовятся к исповеди – читают специальные книги, списки грехов, сами пишут списки. Какой должна быть настоящая исповедь, важна ли в этом деле форма?

- Да, сейчас есть много разных подсказок. Бывают пособия толщиной в два пальца, там очень откровенно расписываются все грехи да ещё указываются их подвиды. Я и сам этим не пользуюсь, и другим бы не рекомендовал, это наоборот возможность углубиться во грехе, читая про его различные формы. Человека это ещё больше погружает в грех, потому что, когда он этого не знал, он это не делал, а когда он это прочитал, у него этот грех остался в памяти и теперь будет это искушение.

- Наверное, это немного и в уныние вгоняет?

- Несомненно. Бес потом будет иметь доступ к душе и показывать тебе грехи, которых ты не знал. Почему ребёнок чист? Потому что он ничего не знает о грехах, у него на душе чисто и светло. А взрослый уже говорит одно, думает другое, а делает третье.

Надо, когда исповедуемся, исходить из практических условий. В храме всегда много людей, на исповедь, слава Богу, люди ещё ходят, а в пост людей ещё больше. И если вы придёте с толстой тетрадью, где все грехи расписаны, устроите генеральную исповедь, то батюшка начнёт нервничать. Стоит 250 человек, уже скоро причастие, а на вас надо полчаса потратить. Я считаю, исповедь должна быть краткая, только суть – взял что-то без спроса, прогневался, раздражался. Мы ведь Богу исповедуемся, а не священнику, а Бог знает все наши грехи. Священнику надо так сказать, чтобы он понял, о чём ты говоришь, а Бог всё знает, Он знает даже больше, чем мы говорим. Бог знает даже то, что мы не посчитали грехом и забыли, и милостиво нас прощает. Отцы-подвижники советуют в конце каждой исповеди говорить: "Господи, прости мои забытые грехи!" Отцы говорят, что, когда мы просим, Бог прощает.

Но самое главное – это твёрдое намерение больше к этим грехам не возвращаться. Вот где трудность, вот это будет покаяние, а без этого можно хоть каждый день ходить на исповедь и называть грехи, пользы не будет. Люди, впавшие во грехи, в отчаяние, даже открыто хвастаются своими грехами. Это уже состояние уныния, отчаяния, когда человек не хочет каяться, это состояние близко к погибели. Надо из него выходить, бежать в храм и просить у Господа прощения.

Так важно не возвращаться к исповеданным грехам, но после исповеди нас уже ждут злые духи, чтобы опять нас в те грехи ввергнуть. Злые духи знают те грехи, которые мы делаем, и знают, как нас на эту дорожку поставить. Кроме того, за гордость и возношение Господь попускает человеку впасть во грехи, и человек валится с катушек. Поэтому святые отцы и говорят, что грехопадению предшествует гордыня. Если не гневаться, не раздражаться, никого не осуждать, тогда мир в душе будет и Господь сохранит благодать, дары покаяния, и ещё вырастешь духовно. А если будешь хвастаться, гневаться, осуждать других… Осудил – вся благодать Божия отошла, и злые духи уже рядом, берут тебя под ручки и ведут в страну далече.

- Всегда ли Господь прощает нас, когда мы каемся?

- Иоанн Кронштадтский пишет в своих воспоминаниях – когда я согрешаю, я тут же говорю: "Господи, я согрешил, прости!" И я чувствую, что Господь меня прощает, дальше служу и работаю. Это действительно ощущается, причём ощущается сразу. Бог милостив, Он прощает сразу. Может, конечно, попустить наказание грешнику, отцы говорят – Господь долго ждёт, но больно бьёт. Если мы грешим и не каемся, Господь может принять меры, чтобы остановить нас на краю пропасти. Но если человек кается, боится, молится, просит, Бог прощает сразу. Это человек не всегда хочет прощать другому, даже если у него просят прощения. Наша греховная природа не хочет простить, она помнит зло, помнит обиду. Это по гордости, по гордыне нашей – самому первому и самому смертному из всех грехов. С этим надо бороться смирением, считать всех лучше себя и достойнее себя, но это должно быть по-настоящему. На словах можно простить, но в душе всё равно часто остаётся обида, а прощение должно быть от души.

Иоанн Крестьянкин, насельник Псково-Печёрского монастыря, во время гонений на церковь в советские годы был арестован и подвергался жестоким гонениям. Прошло время, и на улице он встретил следователя, который ему переломал на допросе пальцы. Увидев этого следователя, он бросился ему на шею, обрадовался ему и всё ему простил, тот был глубоко поражён. Это высоты духовные. Господь Сам сказал распинавшим Его – Отче, прости им, они не ведают, что творят.

Бог – Любовь, и покаяние – это когда в сердце есть любовь ко всем людям, особенно к тем, кто тебе сделал зло. Если ты таких полюбишь, ты, наверное, уже недалеко от Царствия Небесного, но это трудно, это дело всей жизни. Нужно отказываться от самолюбия, смиряться, всё терпеть и всех прощать. Тогда и нас Бог простит, а других путей нет. Нельзя со злом в Царствие Небесное войти, туда пропуска не дадут.

- Что ещё надо от христианина, кроме покаяния, чтобы прийти в Царствие Небесное?

- Сами мы не можем туда прийти, туда нас приводит Господь. Видимо, это происходит, когда мы боремся с грехом, со страстью, тогда Он отнимает эту страсть. Если Господь не отнимет от нас страсть, что бы мы ни делали, она всё равно останется.

Есть много примеров этого. Преподобного Иоанна Многострадального, насельника Киево-Печёрской лавры, преследовала блудная брань. Он ничего не пил, не ел, молился и всё равно не мог это побороть. На время Великого поста он себя закопал в пещерах в землю так, что на поверхности оставалась только голова, и весь пост провёл в таком состоянии. Другие отцы уходили в болота, их кусали комары, они терпели болезни, но у них всё равно оставались эти страсти. Но Господь, видя, что человек борется с грехом насмерть, отнимает страсти.

Однажды, когда святой Иоанн Кронштадский строго постился, он заболел, и врачи строго порекомендовали ему, чтобы не умереть, нарушить пост. Болезнь зашла далеко, организм был ослаблен, но он не знал, как быть – на дворе Великий пост, а тут надо есть мясо. Он спросил у матери, а она, глубоко верующий человек, ответила ему: "Лучше умереть, чем согрешить!" Он послушал маму, и за послушание Господь его исцелил. Но, когда сейчас прихожане просят по здоровью благословения на послабление поста, мы, конечно, говорим – кушайте как лекарство то, что вам необходимо, а на исповеди кайтесь. Богу более угодны кающиеся грешники, чем мнимые праведники. Это мнимые праведники считают – я пост соблюдаю, молитвы вычитываю, деньги нищим возле церкви раздаю, и, значит, я уже почти в раю. Мы, конечно, все надеемся на спасение, но святые отцы считали себя недостойными этого, считали, что только милость Божия может спасти нас.

Это и есть смирение, но оно должно быть настоящим, а не на словах. Говорить я могу красиво, но стыдно, когда этому не соответствуешь.

- Многих православных людей волнует, как быть, если постоянно исповедуешься в одних и тех же грехах?

- Да, это больной вопрос. С одной стороны, это в смирение душе, чтобы она не возносилась. Господь может от неё в одно мгновение отнять эти грехи, и никаких искушений, страстей не будет. Но тогда человека ожидает самое большое искушение – искушение гордостью. Он возомнит, что он уже по воздусе ходит, за спиной уже крылышки прорастают. Это состояние прелести, когда человек думает, что он в духовной жизни всё уже сделал. Это прелесть, тщеславие, гордость – то есть начало всех грехопадений. Так человек возвращается на первую ступеньку грехов, потому что из гордости выходят все телесные грехи, такие как обжорство и пьянство.

Поэтому, с одной стороны, Господь нас сдерживает в покаянном состоянии, спасительном для нас. Но, с другой стороны, мы не прикладываем силы для борьбы, чтобы окончательно победить наши страсти. Придя в церковь, мы авансом получаем благодать Божию, чувствуем радость и призываем всех идти в храм. Потом благодать уменьшается, становится труднее. Какие-то смертные грехи, как нам кажется, мы уже победили – не убиваем, не крадём, злых слов вслух не говорим. Но наши маленькие, любимые страсти остаются, и мы с ними не боремся.

Надо насмерть бороться с остатками страстей. Отцы говорят, что страсть, эту змею, нужно убить здесь, или она тебя будет убивать вечно, и никто тебя не спасёт, не защитит. Поэтому нужно со страстью расставаться навсегда, а не только на время поста или ещё какой-то период. А так, когда мы опять совершаем наши любимые грехи, мы опять их называем на исповеди, потому что не боремся. Надо бороться до конца. Спортсмену, чтобы побить рекорд, надо пробежать на какое-то время, и если ты его не показываешь – всё, ты не чемпион. Так и здесь – нужно полностью победить страсть, как мы всегда говорим, с помощью Божией. Без борьбы нет победы, а без победы нет награды, а награда – это венец в Царстве Небесном. Если здесь мы не совершим победу, то не получим награду, а где мы будет тогда?

Отцы говорят, что для грешного человека покаяние должно быть бесконечным. Ну а потом, когда Господь заберёт душу в рай, Он поставит нам новые задачи, будет новый рост. Там, в раю, тоже ведь не сидят без дела, там служат Богу и непрестанно возрастают в святости и чистоте, и сотворенные Господом ангелы тоже непрестанно возрастают. Есть мнение святых отец, что когда Денница был высшим ангелом, Господь его приблизил к Себе больше, чем других. Мы знаем, есть девять ангельских чинов: ангелы, архангелы и так далее, и самые высшие – серафимы и херувимы. Но после падения низшие ангельские чины настолько духовно выросли, что уже превзошли бывшего Денницу в своей силе, благости, достоинстве. Так что там, в Царстве Небесном, будет бесконечный духовный рост. Его даёт Господь, когда душа этого захочет.

Читайте также: "Покаяние и изменение себя - это самая трудная работа". Священник - о духовной брани

/ sobor.by/ Надежда Филипчик. Фото к статье: pravcerkov.ru

(просмотров 1188)




Новости разделов:

Интервью

21 ОКТЯБРЯ 2017
Всё, что важно знать про уныние и депрессию. Большой разговор со священником
7 ОКТЯБРЯ 2017
Священник про инвалидов: «Каждый человек – это галактика»
27 СЕНТЯБРЯ 2017
«Эта музыка возьмёт своё». Как церковный хор возрождает в Беларуси древний стиль пения
22 СЕНТЯБРЯ 2017
Живая легенда. Профессор Эдуард Загорульский выступил в Институте теологии с лекцией о древнем Минске
21 СЕНТЯБРЯ 2017
Акушер-гинеколог: "Видеть малыша на УЗИ и затем брать в руку кюретку, потом идти к собственным детям – это морально тяжело"
20 СЕНТЯБРЯ 2017
Академик Иван Чарота - про уникальность перевода Нового Завета на белорусский язык
18 СЕНТЯБРЯ 2017
Айцец Сергій Гардун: "Я ўпэўнены, што Францыск Скарына быў праваслаўным"
12 СЕНТЯБРЯ 2017
25 гадоў працы. Новы Запавет пераклалі на беларускую мову з арыгіналу
27 АВГУСТА 2017
«Приход – не только стены, но и люди». Рассказ о минском приходе Успения Божьей Матери
14 АВГУСТА 2017
Самая главная книга. Священник – о том, почему нам нужна Библия
6 АВГУСТА 2017
Находка XII века: монастырская печать преподобной Евфросинии найдена в Полоцке
9 ИЮЛЯ 2017
Когда на службе поют прихожане. Отец Максим Логвинов – о народном богослужебном пении
  Приход Всех Скорбящих Радость

17 ОКТЯБРЯ 2017
Минские Социальные мастерские посетили заместители директоров по учебно-воспитательной работе УО Минской области
16 ОКТЯБРЯ 2017
Слово протоиерея Игоря Коростелёва в праздник Покрова Пресвятой Богородицы
16 ОКТЯБРЯ 2017
Приход иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» посетили делегации из Швейцарии и Германии
16 ОКТЯБРЯ 2017
Любите врагов ваших. Проповедь протоиерея Игоря Коростелёва
16 ОКТЯБРЯ 2017
22 октября отряд "Элейсон" приглашает на углубленный курс обучения "Оказание первой помощи при чрезвычайных ситуациях"
10 ОКТЯБРЯ 2017
Студенты МинДА посетили Социальные мастерские прихода иконы "Всех скорбящих Радость"
10 ОКТЯБРЯ 2017
12 октября киноклуб "Перекрёсток" приглашает на просмотр фильма "Сказки туманной луны после дождя"
9 ОКТЯБРЯ 2017
Начало Церкви Христовой. Проповедь протоиерея Игоря Коростелёва
2 ОКТЯБРЯ 2017
Слово о молитве. Проповедь прот. Игоря Коростелёва
29 СЕНТЯБРЯ 2017
Камерный хор Салютарис 4 октября выступит в Сардинии
28 СЕНТЯБРЯ 2017
Проповедь прот. Игоря Коростелёва в праздник Крестовоздвижения
25 СЕНТЯБРЯ 2017
Притча о талантах. Проповедь прот. Игоря Коростелёва
  Просвещение

18 ОКТЯБРЯ 2017
Священник и бывший преподаватель философии – о том, чего не хватает системе образования
4 ОКТЯБРЯ 2017
12-13 октября пройдёт Международная научная конференция "Государство, общество и Церковь в Беларуси"
4 ОКТЯБРЯ 2017
В Минской духовной академии состоится презентация книги о храме в Сынковичах
4 ОКТЯБРЯ 2017
6-7 декабря в Минске пройдут «X Чтения памяти митрополита Литовского и Виленского Иосифа (Семашко)»
2 ОКТЯБРЯ 2017
«Начистоту» – всем ли понятно православное богослужение?
29 СЕНТЯБРЯ 2017
В кафедральном соборе Борисова открываются духовно-просветительские курсы
21 СЕНТЯБРЯ 2017
Лекция профессора Георгия Митрофанова "Православная Российская Церковь между февралём и октябрём 1917 года" прошла в Минске
20 СЕНТЯБРЯ 2017
Американский священник: Мы чтим Богородицу в день Её рождения, потому что хотим приблизиться к Сыну Божьему
18 СЕНТЯБРЯ 2017
"В этой заповеди - весь закон и пророки". Проповедь прот. Игоря Коростелёва
15 СЕНТЯБРЯ 2017
20 сентября в Минске - лекция «Древний Минск в археологическом и церковно-историческом прошлом»
14 СЕНТЯБРЯ 2017
18 сентября в МинДА - лекция прот. Георгия Митрофанова «Православная Российская Церковь между февралём и октябрём 1917 года»
10 СЕНТЯБРЯ 2017
"Все призваны Богом к вечной жизни". Проповедь митрополита Антония Сурожского на притчу о брачном пире
Новости
Архив новостей :

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Akavita RATING ALL.BY


© www.sobor.by 2004-2016.