BEL ENG DEU FRA

Отец Владимир Шичко: «Покаяние – это когда в сердце есть любовь ко всем людям»
14 МАЯ 2017 (Воскресение)

 
 
 
  
Наверное, ни к какому таинству церкви мы не приступаем так часто, как к таинству исповеди. Тем не менее, часто многое в этом таинстве остаётся непонятным для верующих, вызывает сложности. На самые распространённые вопросы об исповеди в интервью Sobor.by согласился ответить клирик минского Радосте-Скорбященского прихода протоиерей Владимир Шичко.

- Сейчас люди как только не готовятся к исповеди – читают специальные книги, списки грехов, сами пишут списки. Какой должна быть настоящая исповедь, важна ли в этом деле форма?

- Да, сейчас есть много разных подсказок. Бывают пособия толщиной в два пальца, там очень откровенно расписываются все грехи да ещё указываются их подвиды. Я и сам этим не пользуюсь, и другим бы не рекомендовал, это наоборот возможность углубиться во грехе, читая про его различные формы. Человека это ещё больше погружает в грех, потому что, когда он этого не знал, он это не делал, а когда он это прочитал, у него этот грех остался в памяти и теперь будет это искушение.

- Наверное, это немного и в уныние вгоняет?

- Несомненно. Бес потом будет иметь доступ к душе и показывать тебе грехи, которых ты не знал. Почему ребёнок чист? Потому что он ничего не знает о грехах, у него на душе чисто и светло. А взрослый уже говорит одно, думает другое, а делает третье.

Надо, когда исповедуемся, исходить из практических условий. В храме всегда много людей, на исповедь, слава Богу, люди ещё ходят, а в пост людей ещё больше. И если вы придёте с толстой тетрадью, где все грехи расписаны, устроите генеральную исповедь, то батюшка начнёт нервничать. Стоит 250 человек, уже скоро причастие, а на вас надо полчаса потратить. Я считаю, исповедь должна быть краткая, только суть – взял что-то без спроса, прогневался, раздражался. Мы ведь Богу исповедуемся, а не священнику, а Бог знает все наши грехи. Священнику надо так сказать, чтобы он понял, о чём ты говоришь, а Бог всё знает, Он знает даже больше, чем мы говорим. Бог знает даже то, что мы не посчитали грехом и забыли, и милостиво нас прощает. Отцы-подвижники советуют в конце каждой исповеди говорить: "Господи, прости мои забытые грехи!" Отцы говорят, что, когда мы просим, Бог прощает.

Но самое главное – это твёрдое намерение больше к этим грехам не возвращаться. Вот где трудность, вот это будет покаяние, а без этого можно хоть каждый день ходить на исповедь и называть грехи, пользы не будет. Люди, впавшие во грехи, в отчаяние, даже открыто хвастаются своими грехами. Это уже состояние уныния, отчаяния, когда человек не хочет каяться, это состояние близко к погибели. Надо из него выходить, бежать в храм и просить у Господа прощения.

Так важно не возвращаться к исповеданным грехам, но после исповеди нас уже ждут злые духи, чтобы опять нас в те грехи ввергнуть. Злые духи знают те грехи, которые мы делаем, и знают, как нас на эту дорожку поставить. Кроме того, за гордость и возношение Господь попускает человеку впасть во грехи, и человек валится с катушек. Поэтому святые отцы и говорят, что грехопадению предшествует гордыня. Если не гневаться, не раздражаться, никого не осуждать, тогда мир в душе будет и Господь сохранит благодать, дары покаяния, и ещё вырастешь духовно. А если будешь хвастаться, гневаться, осуждать других… Осудил – вся благодать Божия отошла, и злые духи уже рядом, берут тебя под ручки и ведут в страну далече.

- Всегда ли Господь прощает нас, когда мы каемся?

- Иоанн Кронштадтский пишет в своих воспоминаниях – когда я согрешаю, я тут же говорю: "Господи, я согрешил, прости!" И я чувствую, что Господь меня прощает, дальше служу и работаю. Это действительно ощущается, причём ощущается сразу. Бог милостив, Он прощает сразу. Может, конечно, попустить наказание грешнику, отцы говорят – Господь долго ждёт, но больно бьёт. Если мы грешим и не каемся, Господь может принять меры, чтобы остановить нас на краю пропасти. Но если человек кается, боится, молится, просит, Бог прощает сразу. Это человек не всегда хочет прощать другому, даже если у него просят прощения. Наша греховная природа не хочет простить, она помнит зло, помнит обиду. Это по гордости, по гордыне нашей – самому первому и самому смертному из всех грехов. С этим надо бороться смирением, считать всех лучше себя и достойнее себя, но это должно быть по-настоящему. На словах можно простить, но в душе всё равно часто остаётся обида, а прощение должно быть от души.

Иоанн Крестьянкин, насельник Псково-Печёрского монастыря, во время гонений на церковь в советские годы был арестован и подвергался жестоким гонениям. Прошло время, и на улице он встретил следователя, который ему переломал на допросе пальцы. Увидев этого следователя, он бросился ему на шею, обрадовался ему и всё ему простил, тот был глубоко поражён. Это высоты духовные. Господь Сам сказал распинавшим Его – Отче, прости им, они не ведают, что творят.

Бог – Любовь, и покаяние – это когда в сердце есть любовь ко всем людям, особенно к тем, кто тебе сделал зло. Если ты таких полюбишь, ты, наверное, уже недалеко от Царствия Небесного, но это трудно, это дело всей жизни. Нужно отказываться от самолюбия, смиряться, всё терпеть и всех прощать. Тогда и нас Бог простит, а других путей нет. Нельзя со злом в Царствие Небесное войти, туда пропуска не дадут.

- Что ещё надо от христианина, кроме покаяния, чтобы прийти в Царствие Небесное?

- Сами мы не можем туда прийти, туда нас приводит Господь. Видимо, это происходит, когда мы боремся с грехом, со страстью, тогда Он отнимает эту страсть. Если Господь не отнимет от нас страсть, что бы мы ни делали, она всё равно останется.

Есть много примеров этого. Преподобного Иоанна Многострадального, насельника Киево-Печёрской лавры, преследовала блудная брань. Он ничего не пил, не ел, молился и всё равно не мог это побороть. На время Великого поста он себя закопал в пещерах в землю так, что на поверхности оставалась только голова, и весь пост провёл в таком состоянии. Другие отцы уходили в болота, их кусали комары, они терпели болезни, но у них всё равно оставались эти страсти. Но Господь, видя, что человек борется с грехом насмерть, отнимает страсти.

Однажды, когда святой Иоанн Кронштадский строго постился, он заболел, и врачи строго порекомендовали ему, чтобы не умереть, нарушить пост. Болезнь зашла далеко, организм был ослаблен, но он не знал, как быть – на дворе Великий пост, а тут надо есть мясо. Он спросил у матери, а она, глубоко верующий человек, ответила ему: "Лучше умереть, чем согрешить!" Он послушал маму, и за послушание Господь его исцелил. Но, когда сейчас прихожане просят по здоровью благословения на послабление поста, мы, конечно, говорим – кушайте как лекарство то, что вам необходимо, а на исповеди кайтесь. Богу более угодны кающиеся грешники, чем мнимые праведники. Это мнимые праведники считают – я пост соблюдаю, молитвы вычитываю, деньги нищим возле церкви раздаю, и, значит, я уже почти в раю. Мы, конечно, все надеемся на спасение, но святые отцы считали себя недостойными этого, считали, что только милость Божия может спасти нас.

Это и есть смирение, но оно должно быть настоящим, а не на словах. Говорить я могу красиво, но стыдно, когда этому не соответствуешь.

- Многих православных людей волнует, как быть, если постоянно исповедуешься в одних и тех же грехах?

- Да, это больной вопрос. С одной стороны, это в смирение душе, чтобы она не возносилась. Господь может от неё в одно мгновение отнять эти грехи, и никаких искушений, страстей не будет. Но тогда человека ожидает самое большое искушение – искушение гордостью. Он возомнит, что он уже по воздусе ходит, за спиной уже крылышки прорастают. Это состояние прелести, когда человек думает, что он в духовной жизни всё уже сделал. Это прелесть, тщеславие, гордость – то есть начало всех грехопадений. Так человек возвращается на первую ступеньку грехов, потому что из гордости выходят все телесные грехи, такие как обжорство и пьянство.

Поэтому, с одной стороны, Господь нас сдерживает в покаянном состоянии, спасительном для нас. Но, с другой стороны, мы не прикладываем силы для борьбы, чтобы окончательно победить наши страсти. Придя в церковь, мы авансом получаем благодать Божию, чувствуем радость и призываем всех идти в храм. Потом благодать уменьшается, становится труднее. Какие-то смертные грехи, как нам кажется, мы уже победили – не убиваем, не крадём, злых слов вслух не говорим. Но наши маленькие, любимые страсти остаются, и мы с ними не боремся.

Надо насмерть бороться с остатками страстей. Отцы говорят, что страсть, эту змею, нужно убить здесь, или она тебя будет убивать вечно, и никто тебя не спасёт, не защитит. Поэтому нужно со страстью расставаться навсегда, а не только на время поста или ещё какой-то период. А так, когда мы опять совершаем наши любимые грехи, мы опять их называем на исповеди, потому что не боремся. Надо бороться до конца. Спортсмену, чтобы побить рекорд, надо пробежать на какое-то время, и если ты его не показываешь – всё, ты не чемпион. Так и здесь – нужно полностью победить страсть, как мы всегда говорим, с помощью Божией. Без борьбы нет победы, а без победы нет награды, а награда – это венец в Царстве Небесном. Если здесь мы не совершим победу, то не получим награду, а где мы будет тогда?

Отцы говорят, что для грешного человека покаяние должно быть бесконечным. Ну а потом, когда Господь заберёт душу в рай, Он поставит нам новые задачи, будет новый рост. Там, в раю, тоже ведь не сидят без дела, там служат Богу и непрестанно возрастают в святости и чистоте, и сотворенные Господом ангелы тоже непрестанно возрастают. Есть мнение святых отец, что когда Денница был высшим ангелом, Господь его приблизил к Себе больше, чем других. Мы знаем, есть девять ангельских чинов: ангелы, архангелы и так далее, и самые высшие – серафимы и херувимы. Но после падения низшие ангельские чины настолько духовно выросли, что уже превзошли бывшего Денницу в своей силе, благости, достоинстве. Так что там, в Царстве Небесном, будет бесконечный духовный рост. Его даёт Господь, когда душа этого захочет.

Читайте также: "Покаяние и изменение себя - это самая трудная работа". Священник - о духовной брани

/ sobor.by/ Надежда Филипчик. Фото к статье: pravcerkov.ru

(просмотров 600)




Новости разделов:

Интервью

21 ИЮНЯ 2017
О. Иоанн Задорожин: "Для миссионерства мы все пред Богом одинаковы – что священник, что мирянин"
30 МАЯ 2017
Как справиться с компьютерной зависимостью? Большое интервью с психологом
25 МАЯ 2017
В чём духовный смысл Вознесения Господня? Рассуждает священник
14 МАЯ 2017
Отец Владимир Шичко: «Покаяние – это когда в сердце есть любовь ко всем людям»
9 МАЯ 2017
Священник: "Для меня сейчас два главных праздника – Пасха и День Победы"
9 МАЯ 2017
Богословие воскресения. Интервью с профессором Страсбургского университета
6 МАЯ 2017
О. Павел Кивович: "Кладбище - это Церковь. И об этом нужно говорить"
4 МАЯ 2017
«Нет людей второсортных». Священник – про инвалидов и их место в обществе
29 АПРЕЛЯ 2017
Из светской журналистики - в церковный журнал: "Я была мухой, а хочу быть пчелой"
29 АПРЕЛЯ 2017
«Победа над смертью – это прежде всего победа духовная». Беседа о Воскресении с французским богословом
28 АПРЕЛЯ 2017
"Его нельзя было не любить". В Минске прошла встреча в память о владыке Иеремии
25 АПРЕЛЯ 2017
«Со святыми упокой». Протоиерей Сергий Лепин о Радонице - "Пасхе усопших"
  Приход Всех Скорбящих Радость

26 ИЮНЯ 2017
В приходе иконы "Всех скорбящих Радость" состоялась конференция, посвящённая здоровому образу жизни
22 ИЮНЯ 2017
25 июня в Минске - конференция "Духовно-нравственные ценности и здоровый образ жизни как защита от алкоголя, наркотиков и новых вызовов XXI века"
21 ИЮНЯ 2017
"Чем будет больше выпускников духовных училищ, тем будет светлее на земле!". В МинДУ состоялся выпускной
21 ИЮНЯ 2017
О. Иоанн Задорожин: "Для миссионерства мы все пред Богом одинаковы – что священник, что мирянин"
19 ИЮНЯ 2017
Проповедь протоиерея Игоря Коростелёва в день Всех святых, в земле Русской просиявших
16 ИЮНЯ 2017
Социальные мастерские посетили малыши из приюта Ленинского района
16 ИЮНЯ 2017
Состоялась встреча настоятелей приходов 2-го Минского городского благочиния с главой администрации Фрунзенского района
14 ИЮНЯ 2017
Минские Социальные мастерские представили выставку продукции на празднике, посвящённом Дню России
14 ИЮНЯ 2017
О мощах, суевериях, срамных словах. Прот. Игорь Коростелёв ответил на вопросы прихожан
13 ИЮНЯ 2017
Протоиерей Игорь Коростелёв принял участие в Совете атаманов РОО «Белорусское казачество»
13 ИЮНЯ 2017
Минский Всехсвятский приход отметил престольный праздник
12 ИЮНЯ 2017
15 июня в Минском духовном училище - день открытых дверей
  Просвещение

20 ИЮНЯ 2017
4 июля под Минском пройдёт церковно-экологический семинар
14 ИЮНЯ 2017
"Православие и мир" опубликовало интервью с белорусским священником-блогером
10 ИЮНЯ 2017
"Мы всё можем, если только дадим Богу спасти нас". Слово Антония Сурожского в день Всех Святых
7 ИЮНЯ 2017
C 3 по 9 июля в Жировичах пройдёт VII обучающий семинар «Миссия и милосердие»
4 ИЮНЯ 2017
"Христиане называют этот праздник цветом человеков". Митрополит Трифон (Туркестанов) - о празднике Троицы
30 МАЯ 2017
Как справиться с компьютерной зависимостью? Большое интервью с психологом
25 МАЯ 2017
Воскресная школа прихода иконы "Всецарица" посетила Ляденский Благовещенский монастырь
25 МАЯ 2017
Белорусский автор ищет средства на издание книги о любви к Богу и ближнему
25 МАЯ 2017
В Минске состоялись торжества в честь равноапостольных Кирилла и Мефодия
25 МАЯ 2017
В чём духовный смысл Вознесения Господня? Рассуждает священник
19 МАЯ 2017
26 мая музей книги приглашает детей 8–12 лет на занятие «Кто придумал глаголицу?»
18 МАЯ 2017
Владыка Гурий совершил паломничество на Святую Гору Афон и Святую землю
Новости
Архив новостей :

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Akavita RATING ALL.BY


© www.sobor.by 2004-2016.