Ответы профессора А. И. Осипова на вопросы польских студентов и преподавателей
19 ИЮНЯ 2013 (Среда) 12:05:10 После лекции в Варшаве профессор Алексей Ильич Осипов ответил на вопросы аудитории. Публикуем материалы этой встречи.- Алексей Ильич, святые отцы говорят, что нет ничего прекраснее в мире, чем душа человеческая. Для спасения наших душ Сын Божий послан на Землю. И в Писании есть много указаний на то, что, кто имеет веру в Господа и будет креститься, спасён будет, а тот, кто не имеет веры, не крестится - осуждён будет. Мир существует уже тысячелетия, миллиарды людей жили и живут, поклоняясь идолам. Вопрос: какая участь ожидает их души? - Печальная участь, конечно. Дело вот в чём, мы уже здесь за свои грехи несём страдания душевные. Например, мы видим, как страдает человек, который завидует, просто завидует. Мне всё время приходится цитировать известные строки из известной книги: «Так завистью кипела кровь моя, что если было хорошо другому, ты видел бы, как зеленею я». Уже здесь человек мучается, и каждый, кто живёт не по совести, идёт не по правильной дороге, попадает в дебри и болота, то он страдает. Вопрос только в другом: мы все будем страдать, особенно за бессовестные поступки. Все. Но, кто сколько - это уже вопрос исключительно видения Божьего. Но мы верим, что Господь есть Любовь, и, что каждому человеку, он ни одну йоту не даст страдать больше, чем это необходимо для очищения его души. Как пишет Исаак Сирин, сама Геенна даже есть мыслительное средство Божие. Вот это очень интересно, и наше богослужение говорит: царствует ад, но не вечнует над родом человеческим. И целый ряд отцов говорят также об этом. То есть, мысль какая: да, к сожалению, каждый грех в самом себе несёт для человека страдание. Каждый. Одно страдание мы переживаем здесь, и это слава Богу. Гораздо хуже - когда придётся переживать там. Но это будет. А вот в отношении уже конечности или бесконечности, здесь мы видим разные учения отцов, но видим очень обнадёживающе. Ещё раз повторяю: вот Пасхальное слово Иоанна Златоуста - это вероучительно изложение веры христианской: «ад разрушен, ад уничтожен». Так что, есть надежда, что, хотя мучения и будут, то они хотя бы будут не бесконечны. Очень хорошо, потому, что каждый, кто видит себя грешником - он будет очень рад этому. Но, кто праведником - тот, конечно, нет. Потому, что я знаю таких праведников, которые говорят, что в аду будут вечно мучиться. Кто? - Грешники. - А кто ты сам? - Я сегодня, у очень любящего Вас моего знакомого, известного православного байкера Алексея Вальца, который очень любит Вас цитировать в Фэйсбуке, и очень Вас уважает, увидела такую новость: турецкий президент и вице-премьер назвал христианскую Византию тёмной главой в истории. И, в связи с юбилеем победы над Византией, в Турции распивалось шампанское, проходили официальные мероприятия, и турецкий период в Византии был назван веком Просвещения. Какова должна быть наша реакция, реакция православных стран и общества? Потому, что в России есть такая тенденция, негласные призывы не ездить в Труцию. Но это частный, более бытовой вопрос. А вопрос, который более задевает нас, особенно здесь живущих русских: мы наблюдаем в связи с «Пусси Риот» тенденцию к разноголосиям среди наших иерархов и нашего священства. Понятно, что надлежит быть разномыслию между нами, но нам очень трудно к этому разномыслию привыкнуть. Как нам себя вести? Мы очень волнуемся за нашу Церковь. - Я Вам скажу так: если мы будем реагировать на все антихристианские выступления и отвечать им такой же взаимностью, причём каждому - мы потеряем очень многое. Я как-то однажды прочитал мысль Антония Великого, который сказал: «Молчанием загради уста клевещущих на тебя». Ой, как это мне пригодилось! Поэтому, перебранки ни к чему. Византию назвали тёмным пятном, а мы назовём Турцию, и что будет? Брань. Мне кажется, здесь, в такой ситуации, и нужно бы как раз понять заповеди Христа: ударили тебя по щеке - подставь другую. Что это значит? Это вовсе не означает терпеть агрессию, нет. Эту перебранку стерпи, смолчи. И, я думаю, что это будет лучшим ответом. А насчёт всех этих «пуси-муси» - ну что о них говорить? Такими вещами пусть занимается Государство. Конечно, это хулиганство, безобразие, но не Церковь же принимает по отношению к ним меры. Есть государственные законы, которые пока ещё не разрешают хулиганство. Но обождите немножечко, вспомните 20-е годы. Помните, какие были «крестные ходы» так называемые, какие были издевательства над христианством? Я Вам скажу так: достойные по делам своим принимают. Вот в чём дело. Здесь когда касается вопрос правонарушений обычных, человеческих, чего бы они не касались, церковной среды, не церковной, я думаю, пусть занимается этим Государство. Я, по крайней мере, считаю так. А то, что они совершили безобразие - да. И это является одним из фактов всё более наступающего сатанизма на нашу Землю. Землю, не Россию только, а на Землю. А почему это так, я Вам скажу: потому что дерево узнаётся по плодам. С какой стати по телевидению такие гадости? Почему в Интернете такое творится? Почему наши журналы и газеты заполнены такой грязью? Кому это нужно, какой человек может такие гадости показывать? Только человек с какой душой? - с сатанинской. И те, которые готовят подобного рода фильмы, и прочие вещи - ясно, чем они заражены. Вот это мы должны иметь в виду, и, насколько это возможно, нам хоть немножко пора, хоть чуть-чуть начинать быть христианами - не по форме, а по жизни. - Уважаемый Алексей Ильич, в одном из Ваших выступлений я слышала слова на тему исповеди, и Вы говорили, что надо к исповеди подходить и говорить самое главное, что вас волнует. Я согласна, и мне это очень помогло как раз. А мелкоту, Вы говорили «сколько можно 15-20 лет одно и то же», но, всё равно, что делать с ней? Иоанн Кронштадский говорил, что можно исповедоваться ежедневно Господу. А мы-то должны исповедоваться священнику, ведь донести это нужно же? - Когда идут к батюшке, напишут такой вот талмуд целый, и начинают делать отчёт о проделанных грехах. А покаяние где же? Мы очень легко можем всё перепутать, поэтому, действительно, есть совет. И он не мой (я пока ещё священником не был, я жду, ещё лет через 10-15 буду, вот тогда). Конечно, говорят о самом главном. Всё мы никогда не способны перечислить. Это было бы глупо постараться всё перечислить, мы так ни минуты не проведём как следует. Конечно, нужно называть самое важное. Но нужно в душе-то каяться и сознавать, что не только в этом я согрешил или согрешила, а, Господи, без числа согрешено. И тогда, я думаю, Господь при покаянии очистит нас. - Мы смотрим Ваши лекции по телеэкрану, а сейчас имели возможность видеть Вас вживую. И я Вас хочу за это сердечно поблагодарить! Хочу задать вопрос. Тема Ваша была: «Почему христианство, проповедуемое святыми Кириллом и Мефодием, истинное». И вопрос такой: как в то время Кирилл и Мефодий претворяли в жизнь христианство? Как Вы думаете? Ведь это была другая эпоха, и был совсем другой подход, и цель их проповедей была совсем другая. Как это происходила, по Вашим соображениям? - Я понимаю Ваш вопрос, он вполне естественен, и он логичен. Что можно сказать по этому поводу? В чём была специфика проповедей святых Кирилла и Мефодия и других проповедников равноапостольных? Специфика была вот в чём: сейчас скажу, только, пожалуйста, не пугайтесь. Владыка сказал о красноречии, ещё о чём-то, и откуда это? Всё от ума. А они проповедовали так как имели благодать Святого Духа. Их слово было наполнено благодатью. Они свои проповеди сопровождали деяниями, которые поражали окружающих людей, они часто творили даже чудеса, и само их слово - оно было не просто словом, а слово их было подобно вагону, который наполнен драгоценным содержанием. Их слово было наполнено благодатью. И, я полагаю, только благодаря этому, а вовсе не потому, что они были действительно какие-то особенно красноречивые, или собенно талантливые. Может быть, они были талантливые, но ничего сврехъестественного не было. Было другое: они были в святой жизни. А профессора... ой, я лучше не буду говорить о них. А лучше расскажу об одном эксперименте, который я провёл на лекции. Сидят человек 50 студентов, и я, грозный профессор, говорю: «Господа студенты, прошу вас сюда, вот сейчас же, представить ко мне господина беса». Они: «Ой, да, хорошо-хорошо, профессор, пожалуйста». Я говорю: «Так, вы видите его здесь?» Они: «Да-да, все видим». Я: «Ну, а теперь, вы услышите». И я начал проводить экзамен по всем богословским дисциплинам, по догматике, по нравственному богословию, по истории Церкви, по канонике, по всем дисциплинам. И говорю: «Вы слышите, как всё блестяще он знает?» Его знания поражают, он знает лучше всех профессоров в мире, вместе взятый. Причём, вы знаете, какой ехидный ещё он? Если спросить у него: «Ты веришь, мошенник?» Он отвечает: «Это вы верите, а я знаю, что это всё так». Вот тут, вы знаете, и я, и все студенты, падают в обморок. Я говорю: «Ну, господин бес, ты, я вижу, православнейшее существо, давай помолимся!» И тут произошло нечто невероятное: громы, молнии, землетрясения, запах серы, ужас, и он исчез. Я говорю: «Ну что, господа студенты, теперь поняли? Мы можем с вами напичкать голову чем угодно, даже самыми великолепными истинами, а сами остаться никем. Всё решает жизнь, и решает при приобщении к тому, чего мы, действительно, почти не знаем, при приобщении к благодати Божьей». Святые Кирилл и Мефодий были приобщены к этой благодати Божьей, и поэтому их слово оказалось столь действенным, что и мы даже до сих пор, хоть чуть-чуть, но христиане. Видеоматериал Вы можете найти в окончании видеолекции/ sobor.by/ (просмотров 8814) |
Новости разделов: