Память преподобномученика Афанасия Брестского и Оршанской иконы Божьей Матери совершает сегодня Церковь
18 СЕНТЯБРЯ 2015 (Пятница) 09:56:41 Сегодня, в день памяти пророка Захарии и праведной Елисаветы, родителей Иоанна Предтечи, для Белорусской Православной Церкви особенно знаменательны и два других события: совершается память преподобномученика Афанасия Брестского(1648) и Оршанской иконы Пресвятой Богородицы (1631). Преподобномученик Афанасий Брестский (в миру Филиппович) — игумен Свято-Симеоновского монастыря в Бресте. О жизни преподобномученика Афанасия известно из "Диариуша" — его автобиографических записей с приложением его сочинений, грамот и писем. После смерти святого "Диариуш" был дополнен монахами Симеоновского монастыря, описавшими последние дни и мученическую смерть преподобного Афанасия. Святой родился около 1595 г. в семье ремесленника, обучался в братской школе при Виленском монастыре Сошествия Святого Духа. После его окончания стал учителем и около 1620 года канцлером Львом Сапегой был назначен гувернёром Яна Фаустина Лубы, которого канцлер выдавал за сына Лжедмитрия I и Марины Мнишек. Семь лет Афанасий служил у Сапеги, но когда содержание "царевича" сократили до сотни золотых в год, то оставил службу. В 1627 году принял монашеский постриг и жил в Кутеинском Богоявленском монастыре, а затем в Межигорском монастыре. В 1632 году в Вильно был рукоположен во иеромонаха и назначен наместником игумена Добойского монастыря. Через четыре года монастырь был передан униатам, что заставило Афанасия покинуть его и перейти в Купятицкий монастырь. В нём он написал "жалобный лист" к Пресвятой Богородице, в котором рассказал о притеснениях православных и, собрав под ним подписи, положил к чтимой Купятицкой иконе Божией Матери, надеясь на Её милость. В 1637 году Афанасий отправился за сбором милостыни, достиг Москвы и был принят царём Михаилом Феодоровичем, от которого получил богатые пожертвования. Пробыв почти год, святой Афанасий вернулся в свою обитель, а в 1640 году был назначен игуменом брестского Симеоновского монастыря. На новом месте он начал активно добиваться возвращения переданных униатам православных храмов, начал борьбу с Брестской унией, которая принесла много горя белорусскому народу. В сентябре 1641 года на сейме в Варшаве Афанасий смог получить согласие короля Владислава IV на возвращение храмов, но документ об этом не был заверен канцлером и не получил законной силы. Через два года вновь приехав на сейм, он жаловался на бесправное положение православных в Польше. Присутствовавшие на сейме иерархи, опасаясь непредсказуемости игумена Афанасия, арестовали его. Сбежав из-под ареста, Афанасий вынужден был под видом юродивого бегать по улицам, бия себя посохом и, обличая, проклинать унию. За это он был подвергнут церковному суду и лишен сана. На это решение была подана жалоба в консисторию Киевского митрополита и после длительного рассмотрения митрополит Петр Могила восстановил будущего преподобномученика Афанасия в сане и вернул в прежний монастырь. В 1645 году, повинуясь гласу от Купятицкой иконы, Афанасий вновь отправился на сейм просить короля об отмене унии. Был арестован в качестве заложника за отправленного в Москву Яна Лубу. Этот арест связан с тем, что отец Афанасий в 1644 году в Кракове передал русскому послу князю Львову письмо Лубы, которое говорило о его попытке самозванства, и Россия потребовала его выдачи. Находясь под арестом, страдалец за веру написал ряд сочинений, в которых изложил свой взгляд на унию и её последствия для Православия. Часть этих сочинений вошло в "Memorial", поданный от игумена Афанасия королю Владиславу. Король освободил его и поместил в Киево-Печёрский монастырь, где был написан автобиографический "Диариуш". После смерти в 1647 году митрополита Петра Могилы игумен Афанасий вернулся в Брест. По возвращении он не предпринимал активных действий по борьбе с унией. Но в 1648 году, после восстания Богдана Хмельницкого, этого служителя Божия обвинили в связи с восставшими казаками и арестовали в начале июля после Литургии в Рождество-Богородичной церкви. Обвинение не подтвердилось, но из-за критики унии его продолжали содержать под стражей, принуждая стать униатом. После отказа изменить Православию 5 сентября 1648 года игумен Афанасий был подвергнут жестокой казни: его закопали живьём в землю (в других источниках говорится, что его пытались застрелить, а затем полуживого забросали землёй). Тело мученика было обнаружено в мае 1649 года и погребено в его монастыре. Почитание его как святого началось практически сразу после смерти: в 1658 году архимандрит Киево-Печёрского монастыря писал царю Алексею Михайловичу, что тело мученика нетленно, и в 1666 году мощи были открыты для поклонения в медной раке, было составлено и житие, в котором игумен Афанасий называется "святым и преподобномучеником". При Петре I глава Афанасия была перенесена в Санкт-Петербург. Глубоко чтилось верующими западнорусского края святое имя преподобномученика, а нетленные мощи его, положенные в медную гробницу, были прославлены благодатным даром чудотворений и привлекали множество верующих. 8 ноября 1816 года во время пожара деревянный монастырский храм сгорел, а медная гробница, в которой хранились мощи святого, расплавилась. Обожжённые частицы святых мощей преподобномученика Афанасия, уцелевшие в пламени пожара, были найдены на следующий день священником Самуилом Лисовским и благочестивыми жителями Бреста. Их уложили на оловянное блюдо и поместили в алтаре монастырской трапезной церкви. В 1819 году архимандритом Маркианом были составлены тропарь и кондак святому. В 1823 году для частиц мощей был устроен ковчег и они были поставлены для всенародного поклонения. В 1824 году Симеоновский монастырь был упразднен, его храм обращён в приходской, а святые мощи преподобного Афанасия положены в Николаевском соборе. В 1857 году Н. А. Поливанов, в благодарность за исцеление сына по молитве к преподобному Афанасию, пожертвовал для мощей драгоценный серебряный ковчег. После сооружения в 1865 году в городе Бресте нового каменного Симеоновского собора святые мощи преподобного были перенесены в храм. Богу было угодно даровать им чудотворную силу, о чём свидетельствуют многочисленные чудеса и исцеления. В 1893 г. в гродненском Коложанском монастыре построили храм во имя преподобномученика Афанасия. Осенью 1894 г. частица его мощей была пожертвована в Леснянский женский монастырь во Франции. После революции ковчег с мощами находился в устроенном в Донском монастыре Антирелигиозном музее искусств, а в 1935 году был передан в Государственный исторический музей. Мощи святого в настоящее время хранятся в кафедральном соборе Бреста. В 1995 году при посещении Симеоновского собора Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II в специальную раку была положена частица мощей преподобномученика Афанасия, игумена Брестского. Реликвию доставили из Леснянской обители. Святейший Патриарх побывал в часовне на месте гибели святого и благословил создание здесь мужского монастыря. 3 февраля 1996 г. последовало решение Синода Белорусского Экзархата об учреждении мужского монастыря во имя святого преподобномученика Афанасия Брестского, которое было утверждено Священным Синодом 21 февраля 1996 года. Первым наместником монастыря стал иеромонах Мефодий (Казаков). 5 храмов Белорусской Православной Церкви освящены в честь преподобного Афанасия Брестского: в Минске, Витебске, Слониме, в д. Зарица Гродненского р-на и д. Аркадия Брестского р-на. Икона Божией Матери "Оршанская" Икона была явлена чудесным образом при основании мужского Кутеинского Свято-Богоявленского монастыря в 1631 году близ Орши на берегу реки Кутеинки. Считается Небесной заступницей этой обители. Имеется множество свидетельств конкретной помощи после молитв к Божией Матери перед Оршанской иконой. Во время мучительных исканий и сложностей с налаживанием издательского дела оршанский печатник Спиридон Соболь получил от чудотворной иконы поддержку и утешение. Богоматерь явилась во сне и преподобномученику Афанасию Брестскому, словно сошла с иконы, утешила подвижника и направила святого Афанасия подвизаться в Пинский Купятицкий монастырь, иноки которого избрали его игуменом. При этом Богородица предсказала св. Афанасию Брестскому мученическую кончину. В Оршанском Успенском женском монастыре хранился чудотворный список с иконы. В 1842 году монастырь переводится в реестр первоклассных в связи с многочисленными исцелениями больных от иконы Богородицы. Покров Царицы Небесной над монастырём проявился в значительном количестве инокинь: на начало ХХ века штат обители насчитывал более 100 монахинь и послушниц. В XIX веке память иконы праздновали в один день с памятью преподобномученика Афанасия Брестского (18 сентября и 2 августа по н.с.), как удостоившегося особого водительства и заступничества от Царицы Небесной через её Оршанскую икону. В Минском Свято-Духовом соборе находилась копия Оршанской иконы Богородицы, написанная в XVIII столетии в Московском Иверском монастыре. 13 июля 2001 года святыня была передана в дар Витебской епархии митрополитом Филаретом, Патриаршим Экзархом всея Беларуси. В настоящее время икона пребывает в Свято-Ильинском храме Свято-Успенского женского монастыря г. Орши. По материалам piligrim.by / sobor.by/ (просмотров 3376) |
Новости разделов: