BEL ENG DEU FRA



Память преподобномученика Афанасия Брестского празднует сегодня Церковь

 
  
18 СЕНТЯБРЯ 2017 (Понедельник) 11:33:55
Cвятой преподобномученик Афанасий Брестский родился около 1597 года в благочестивой белорусской семье Филипповичей. За год до этого, в 1596 году в Бресте была заключена уния между частью Православной Церкви Юго-Западной Руси, входившей в то время в состав Польско-Литовского государства, и Римо-Католической Церковью.

Уния имела целью латинизацию Святой Православной веры и русской народности. В ответ на заключение унии Православный Собор, состоявшийся также в 1596 году, принял постановление: "Мы даём обет веры, совести и чести за себя и за наших потомков, не слушать этих осуждённых соборным приговором митрополита и владык, не повиноваться им, не допускать их власти над нами; напротив, сколько возможно противиться их определениям, действиям и распоряжениям, стоять твёрдо в нашей святой вере и при истинных пастырях нашей святой Церкви, особенно при наших Патриархах (имеются в виду Восточные Патриархи), не оставляя старого календаря... и сопротивляясь всем притеснениям, насилиям и новизнам, которыми бы стали препятствовать целости и свободе нашего богослужения, совершаемого по древнему обычаю".

Эти заветы, которые от лица Церкви возложили на её верных чад представители Восточного Православия на Брестском соборе, стали призванием святого Афанасия, и их осуществлению была отдана вся его жизнь.

В молодые годы он некоторое время преподавал в домах польского шляхетства, в том числе у канцлера Литовского Льва Сапеги. Разгульная жизнь, которую он наблюдал при дворе польского вельможи, лишь укрепила в преподобном Афанасии намерение оставить мирскую суету. Он удалился в Виленский Свято-Духов монастырь, где в 1627 году принял иноческий постриг от игумена Иосифа. Отсюда преподобный Афанасий был послан на послушание сначала в Кутеинский монастырь под Оршей, а затем - в Межигорский около Киева, где "не малое время учился воле Божией и жизни по закону". Из Межигорья преподобный Афанасий был вновь вызван в Вильну, где преподобный был посвящён в сан иеромонаха и затем назначен наместником Дубойской (Дубовской) обители под Пинском. Через три года, в 1636 году, обитель оказалась в ведении иезуитов; преподобный Афанасий был переведён на послушание в Купятицкий монастырь. Отсюда он совершил для сбора подаяний весьма трудное и опасное путешествие в Москву, сопровождаемое видимым покровительством и помощью Божией Матери.

В 1640 году святой Афанасий был назначен игуменом Симеонова монастыря в Бресте. Прибыв в Брест на игуменство, преподобный Афанасий прежде всего разыскал старые грамоты, епископские и королевские, которыми утверждались права и преимущества вверенного ему монастыря. Найдя в грамотах, что "уния со старым Римом, принятая вопреки законам Восточной Церкви, проклята навеки", преподобный Афанасий стал открыто в храме и других местах поучать об этом. Это произвело столь сильное действие, что во всём воеводстве униаты начали испытывать величайшую тревогу. В 1641 году святой Афанасий отправился в Варшаву на сейм, где собирался закрепить исконные преимущества православного братства в Бресте и отстоять полную свободу богослужения и обрядов по уставу Восточной Церкви, но ему отказали. Тогда преподобный Афанасий обратился за советом и помощью к православным духовным влиятельным лицам, но и здесь не нашёл он поддержки.

Воспевая однажды акафист Божией Матери, святой Афанасий вдруг явственно услышал от её образа слова: "Афанасий! Жалуйся теперь на сейме при помощи иконы Моей Купятицкой, в кресте изображённой, перед королём польским и государством, грозя праведным гневом и страшным судом Божиим, который вот-вот поистине наступит, если не образумятся. Пусть прежде всего на веки осудят проклятую унию, - в этом самая насущная нужда, - и им ещё может быть хорошо". Исполняя это повеление, преподобный в 1643 году, уподобляясь святому пророку Илии, ревнителю об истинной вере, отправился на сейм в Варшаву, взяв с собой образки Купятицкой иконы Богоматери и записанное предостережение о гневе Божием за преследование Православия и покровительство унии, которые и раздал всем знатнейшим членам сейма, в том числе и королю.

Он обратился в сейме к королю с речью, в которой изложил все притеснения и обиды, чинимые православным иезуитами и униатами. К смелым словам подвижника отнеслись с явным неудовольствием и отправили его на суд к Киевскому митрополиту Петру Могиле. В Киеве преподобный был оправдан и по просьбе братии Брестского монастыря вновь восстановлен в игуменском достоинстве.

По возвращении в Брест преподобный Афанасий всецело отдался монашеским подвигам. Уединённая жизнь иноков постоянно нарушалась нападениями на монастырь, издевательствами, насмешками, препятствиями в общении со святыней и прочими притеснениями, чинившимися иезуитами и униатами. В ноябре 1644 года он был взят под стражу, отвезён в Варшаву и брошен в оковы, в которых содержался более года. В заключении святой Афанасий написал молитвословие, которое распевал для утоления душевной боли: "Пошли покой Церкви Своей, Христе Боже! Не знаю, может ли кто из нас терпеть дальше! Дай нам помощь в печали, чтобы мы всецело отдались вере святой, непорочной". Из тюрьмы преподобный Афанасий написал королю Владиславу ІV три послания, причём одно из них на генеральный сейм 1645 года, с просьбой защитить православную Церковь в Западной Руси.

Результатом этих посланий было то, что Киевскому митрополиту было предписано забрать святого Афанасия из тюрьмы и отправить его в такое место, где бы он уже не мог "чинить никаких тревог". Исполняя повеление короля, митрополит Пётр Могила оставил Брестского игумена в Киево-Печёрском монастыре. Под влиянием ясно обнаружившегося расположения православных к святому, после последовавшей 1 января 1647 года кончины митрополита Петра Могилы, преподобный Афанасий вновь вступил в своё игуменство. Во время пребывания в Киево-Печёрской Лавре святой Афанасий создал одно из замечательнейших своих произведений - "Дневник" ("Диариуш"). Как свидетельствует история создания "Дневника" и сам текст этого выдающегося памятника общественной мысли первой половины ХVІІ века, святой Афанасий стремился создать такой литературный памятник, который обличал бы унию, имел актуальность не только в то время, но и в будущем, и в котором была бы показана одна из исторических страниц напряжённой борьбы православного народа против римо-католической агрессии.

Вернувшись в Брест, святой Афанасий недолго ощущал покой в своей обители. В июле 1648 года его вновь арестовали по ложному обвинению в помощи восставшим казакам. Когда обвинение не подтвердилось, судьи спросили преподобного: "Ты проклинаешь унию?" "Да, - ответил святой Афанасий, - потому что она и есть проклята". Этого было достаточно для тех, кто жаждал крови Брестского игумена. Иезуиты, зная, что он осуждён на смерть, подослали к нему своего человека, пытавшегося убедить святого не губить себя. Но страдалец за истину ответил ему: "Путь иезуиты знают, что как им приятно пребывать в прелестях мира сего, так мне приятно пойти теперь на смерть".

В ночь на 5 сентября 1648 года гайдуки повели преподобного Афанасия в сосновый бор возле деревни Гершановичи. Там они заставили его вырыть себе яму, а потом, пытая раскалённым железом, принуждали отказаться от слов, произнесённых игуменом против унии и католицизма. Не теряя самообладания, святой подвижник мужественно ответил палачам: "Что я сказал, то я сказал, и с тем умираю". После этих слов палачи приказали одному из прослезившихся гайдуков расстрелять святого Афанасия. Потрясённый мужеством и стойкостью святого игумена, гайдук просил у него прощения и пастырского благословения. Получив то и другое, он выстрелил, но не убил святого. Раненый двумя мушкетными пулями, преподобный Афанасий с окровавленной головой продолжал стоять, прислонясь к сосне. Страшное кровавое зрелище при внезапно разразившейся сильной грозе до такой степени испугало гайдуков, что они поспешили втолкнуть его ещё живым в яму, в которой воин за веру Христову повернулся лицом кверху, сложил руки крестообразно и предал душу Господу.

В течение восьми месяцев тело страдальца за Православие, засыпанное землёй, лежало в неизвестности без церковного чина погребения. 1 мая 1649 года один мальчик указал братии Брестского Симеоновского монастыря место погребения их игумена. Земля, в которой был погребён мученик, оказалась временно принадлежавшей иезуитам, поэтому пришлось действовать тайно. Иноки ночью выкопали нетленное тело игумена и тотчас перенесли на другое место, а утром - в свой монастырь. Через несколько дней, 8 мая 1649 года преподобный Афанасий был с честью погребён у правого клироса в главном храме монастыря в честь преподобного Симеона Столпника.

Преподобный Афанасий был признан чтимым святым вскоре после своей мученической кончины. 5 января 1658 года архимандрит Киево-Печёрской Лавры Иннокентий Гизель вместе с Иосифом Нелюбович-Тукальским (с 1664 года митрополит Киевский) писали царю Алексею Михайловичу, что тело святого Афанасия, "откровенно бывши, и доселе, дивно Богу во святых Своих, в Бресте пребывает нетленно". В 1666 году в Бресте было составлено житие на польском языке, в котором игумен Афанасий называется "святым и преподобномучеником". Глубоко чтилось верующими западнорусского края святое имя преподобномученика, а нетленные мощи его, положенные в медную гробницу, были прославлены благодатным даром чудотворений и привлекали множество верующих. 8 ноября 1816 года во время пожара, происшедшего в Брестском Симеоновском монастыре, деревянный монастырский храм сгорел, а медная гробница, в которой хранились мощи святого, расплавилась. Обожжённые частицы святых мощей преподобномученика Афанасия, уцелевшие в пламени пожара, были найдены на следующий день священником Самуилом Лисовским и благочестивыми жителями Бреста. Их уложили на оловянное блюдо и положили в алтаре монастырской трапезной церкви. В 1823 году для частиц мощей был устроен ковчег и они были поставлены для всенародного поклонения. В 1824 году Симеоновский монастырь был упразднён, его храм обращён в приходской, а святые мощи преподобного Афанасия положены в Николаевском соборе. После сооружения в 1865 году в Бресте нового каменного Симеоновского собора святые мощи преподобного были перенесены в храм. Богу было угодно даровать им чудотворную силу, о чём свидетельствуют многочисленные чудеса и исцеления.

Всецелое утверждение Православия и полная отмена унии - вот в чём видел святой Афанасий свою цель, осуществлению которой посвятил всю жизнь. "Я не пророк, а только слуга Бога Творца моего, посланный согласно с временем, чтобы говорить каждому правду... Он для того послал меня, чтобы я наперед возвестил об истреблении проклятой унии". Такими были слова твёрдого, непреклонного и вдохновенного борца за Православие, глубоко веровавшего в победную силу истинного исповедания. Не страшила его и мученическая кончина, ибо он провидел исполнение своего пророческого предсказания: "Там, где тело моё искалеченное и израненное во имя Божие положено будет, вера православная расцветёт, как лилия посреди терниев". Память преподобномученика Афанасия Брестского празднуется также 5/18 сентября и в день Собора Белорусских святых (Неделя 3-я по Пятидесятнице).

exarchate.by / sobor.by/

(просмотров 1805)





Новости разделов:

Церковь и общество

13 ЯНВАРЯ 2025
Спектакль для всей семьи: 19 декабря на сцене театра драмы и комедии имени В.И.Дунина-Марцинкевича в Бобруйске состоится премьера постановки «Рождество. Свет Евфросинии»
13 ЯНВАРЯ 2025
10 истин от старца Паисия
13 ЯНВАРЯ 2025
Уникальные кадры ПТК "Союз": "Причисление к лику святых старца Паисия Святогорца вызвало отклик во всем православном мире
13 ЯНВАРЯ 2025
10 фактов из жития преподобного Паисия Святогорца
13 ЯНВАРЯ 2025
Подведены итоги творческого семейного проекта «Отражение света Полоцкой земли в православной Беларуси»
12 ЯНВАРЯ 2025
«Вопрос батюшке» - Sobor.by запускает новый проект
12 ЯНВАРЯ 2025
Памятка для любителей крещенских купаний: к вопросу об окунании (купаниях?) на праздник Крещения в водоемах
10 ЯНВАРЯ 2025
ТВ "Союз". Как минчане и гости Минска готовились к Рождеству Христову и Святкам
10 ЯНВАРЯ 2025
11 января в Минске состоится вечер бардовской песни под названием «Как хочется чистоты»
9 ЯНВАРЯ 2025
11 января в Минске состоится концерт для семей, принявших участие в проекте «Отражение света Полоцкой земли в православной Беларуси»
8 ЯНВАРЯ 2025
Рождественская Божественная литургия в храме иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость". Проповедь протоиерея Александра Пронина
8 ЯНВАРЯ 2025
Клирик прихода иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" и волонтеры поздравили несовершеннолетних в СИЗО-1
Новости
Архив новостей :

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru


© www.sobor.by 2004-2016.