Попроси прощения и прости. Православные накануне Сырной седмицы
26 ФЕВРАЛЯ 2011 (Суббота) 11:37:10 28 февраля у православных верующих начинается Сырная седмица, которую чаще всего называют Масленицей. Эта неделя предшествует Великому посту и является сплошной, поэтому в среду и пятницу отменяется пост. Однако, несмотря на это, верующие в пищу мясо уже не употребляют. Заговенье на мясо будет происходить в воскресенье, 27 февраля. Подробнее о том, какие события согласно православному календарю предшествуют Великому посту, солигорская газета «Шахцёр» беседует с протоиереем Николаем Розовым, благочинным храмов Солигорского округа, настоятелем Христорождественского собора (Минская область). - Отец Николай, расскажите, пожалуйста, более подробно о наступающей седмице. И ответьте на вопрос: правильно ли считать, что Масленица – это языческое название этой недели? - Сейчас во многих СМИ приходится читать о том, что языческое название Сырной или Мясопустной недели – Масленица. Но я не совсем с этим согласен. Я разделяю точку зрения, основанную на том, что Масленица – это все-таки христианское название. И оно напрямую указывает на разрешенные в это время молочные продукты. Если проанализировать исторические данные, то мы увидим, что традиция за неделю до Великого поста отказаться от мяса и начать употреблять молочные продукты, яйца и рыбу пришла к нам из древней Византии. Оттуда и одно из названий – Сырная неделя. Однако в те далекие годы, когда эта традиция только пришла к нам, наши предки не знали, что такое сыр. На него больше всего походило масло. Отсюда и появилось народное название Сырной недели - Масленица. Кроме этого, наступающая седмица, как я уже говорил, называется Мясопустной, или неделей о Страшном суде. Особо отмечу, что в эти дни существует ряд запретов. Так, к примеру, в эти дни не совершаются венчания, а в среду и пятницу не полагается служить Божественную литургию. Именно на этой неделе начинается чтение великопостной молитвы преподобного Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего...» с колено- преклонениями. Впервые эта молитва прозвучит в следующую среду – 2 марта. Все это напоминает верующим, что время поста уже настало. - Знаю, что православные верующие к Великому посту начинают готовиться заранее. - Вы правы. Происходит это за три недели до его начала. Каждая из этих седмиц имеет свое название. За три седмицы до Великого поста в православных храмах вспоминают евангельскую притчу о мытаре и фарисее, изложенную в Евангелии от Луки, и говорят о смирении. Затем следует Неделя о блудном сыне. Притча, читаемая за литургией в этот день, рассказывает об истинном покаянии грешного человека и милосердии Божием к нему. В ней рассказывается о том, как младший сын потребовал у отца свою часть наследства и ушел искать счастья в чужих далеких странах. Там он все растратил и вернулся назад - попроситься к отцу хотя бы рабом. Отец со слезами радости принял его, принял как сына. Эта евангельская притча о добровольном уходе от Бога и о том, что Бог всегда нас, раскаявшихся, примет. Потому что Отец не может не принять сына, а все мы - дети Божии. И в эту неделю Церковь напоминает нам о том, что мы покинули и потеряли, что ушли мы далеко, что есть Отчий дом, где всегда нас ждут. - Отец Николай, текущая неделя как раз и есть неделя о Блудном сыне? - Да, это так. А следующая будет неделей о Страшном Суде. Как следует из евангельского отрывка, Господь ничего не спросит нас о нашей вере, наших убеждениях или о том, как мы внешне старались Ему угодить. Он спросит нас: были ли вы человечны? Накормили вы голодного, когда видели его? Подумали, как дать тепла бездомному? Повернулись к неимеющему и дали то, что есть лишнего у нас? И это - всё, что Господь спрашивает, когда говорит о Страшном суде. Ведь если мы не можем быть человечными, как можно думать о божественном? В эти дни Церковь напоминает нам о Страшном суде и говорит о том, что мгновения достаточно, чтобы изменить свою жизнь и повернуться к Богу. Сделаем что-нибудь бесконечно простое, но этого простого малого добра будет достаточно, чтобы другой человек остался в живых, чтобы он мог дышать, а не пропасть. - Отсюда выходит, что дни перед Великим постом особые, которые совсем не предназначены для какого-то безудержного веселья и забав. - Конечно. Эти дни связаны, прежде всего, с размышлениями о конце земной истории и грядущем Страшном Суде. В христианском понимании это конец зла и победа добра, суд над злом, над грехом. Особо отмечу, что каждый православный верующий в эти дни должен почувствовать радость ожидаемого пришествия Царствия Божия. Можно в эти дни встретиться с родными и близкими. Даже запрет на употребление в пищу мяса должен настраивать верующих на ограничение своих телесных потребностей. Да и внимание должно в эти дни переключаться на духовную сторону нашей жизни. Причина радости христианина в дни Масленицы не в том, что заканчивается зима и наступает весна, а в размышлении о будущем торжестве Божией правды и любви на земле. - Отец Николай, распространено мнение, что традиция печь блины в эти дни тоже связана с язычеством. - Может быть в прошлом это было и так. Но, по моему мнению, христианство внесло свой смысл в эту традицию. Поскольку в эти дни уже существует запрет на употребление мясных продуктов, блины стали просто традиционным символом праздничной пищи в Сырную седмицу, как куличи и пасха в праздник Воскресения Христова. А вот обряд сжигания чучела – это, безусловно, языческая традиция, которая не находит одобрения в Православной Церкви. - Сырная неделя завершится 6 марта. Это будет Прощеное воскресенье. - В Прощеное воскресенье после вечерни во всех православных храмах священнослужитель от имени верующих читает молитву о том, чтобы Господь помог людям достойно выдержать пост. Затем духовенство, начиная с патриарха, просит прощения у всех людей, находящихся в храме, а миряне просят прощения у духовенства и друг у друга. - А как правильно просить прощения в этот день? - Есть такая традиция, согласно которой в этот день человек вместо привычного «Здравствуй» говорит другому: «Прости меня!», а тот отвечает: «Господь тебя простит, и я прощаю. И ты меня прости!». Главное - сделать это не формально, а искренне, с любовью, в первую очередь у обижающих нас и тех, кого мы обидели. Именно у тех, перед кем мы виноваты, просить прощения тяжелее всего. Особо скажу о том, что обычай просить прощение перед началом многодневного поста возник в первых веках христианства. К примеру, подвижники, которые жили в египетских обителях, собирались вместе, молились, просили друг у друга прощения и уходили в пустыню. Некоторые из них уже не возвращались: кто-то был растерзан дикими зверями, другие погибали в безжизненной пустыне. Потому, расходясь, чтобы встретиться только на Пасху, монахи просили друг у друга прощения за все вольные или невольные обиды, как перед смертью. И, конечно, сами от души прощали всех. Каждый понимал, что их встреча в преддверии Великого Поста может оказаться последней. Для того и существовал чин прощения - чтобы быть примиренным и прощенным со всеми и - благодаря этому - с Самим Богом. /sobor.by/ Подготовила Марфа Шило по материалам газеты «Шахцёр» (просмотров 5286) |
Новости разделов: