BEL ENG DEU FRA

Постное письмо № 29 Саввы Мажуко: Стыдно ли быть рабом Божиим

 
  
4 АПРЕЛЯ 2017 (Вторник) 12:51:15
Почему два самых непопулярных слова - "слуга" и "раб" - Христос употребил в положительном смысле, и что нам теперь с этим делать, в своём очередном постном письме рассказывает архимандрит Савва (Мажуко), насельник гомельского Свято-Никольского монастыря.

Иаков и Иоанн – два брата Зеведеевы. В прошлом – рыбаки. И отец у них был рыбаком, и, похоже, ничего не имел против того, чтобы братья оставили семейное дело и пошли вслед за Христом. Из Евангелия нам известна и мама братьев Зеведеев, которая тоже общалась со Спасителем и одобряла выбор сыновей. Евангелист Матфей утверждает, что именно она подошла ко Христу с самой необычной просьбой, с которой можно было обратиться к Учителю. По словам Марка, эту просьбу произнесли братья сами, без мамы: "Дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую, в славе Твоей" (Мк 10:37).

И у Марка, и у Матфея Христос отвечает одинаково: "не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь? Они отвечали: можем. Иисус же сказал им: чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься; а дать сесть у Меня по правую сторону и по левую – не от Меня зависит, но кому уготовано" (Мк 10:38-40).

Разговор проходил за неделю до входа в Иерусалим, за семь дней до Страстной седмицы, поэтому этот евангельский отрывок и читается на пятой неделе Великого поста. Но беседа началась не с просьбы братьев, а с очередного предсказания Христа о том, что ждёт Его в Иерусалиме, о пытках, о суде, о мучительной смерти.

Греческое слово, которое мы переводим как "крещение", имеет значение погружения во что-нибудь, чаще всего в жидкость. Крещение, которым должен креститься Христос – это погружение в самое сердце мрака, отчаяния и смерти. Не случайно события Страстной седмицы происходят ночью, в каком-то удушливом, беспросветном мраке, в "жидкой" безвоздушной тьме. В самую глубину этой тьмы намеревается погрузиться Христос. Он воистину "крещается в смерть", погружается на дно мрака.

Который раз Он пытается сказать ученикам, что же их всех ждёт на самом деле, но ученики не слышат. Они ждут "славы" и желают в этом торжестве участвовать активно, заранее распределяя роли. И братья Зеведеи надеялись получить "места в первом ряду". Потому что видели во Христе многообещающего правителя, мудрого политика, благодетеля человечества, таланты и способности которого они наблюдали несколько лет. Вот у Него точно получится быть настоящим израильским царём!

А Христос настойчиво говорит им о позоре и смерти. Потому что Его служение – служение искупления, преодоление власти тьмы, оживление мира через причастие к его смертности. И Он предупреждает своих учеников, что каждому из них предстоит также погрузиться в сердце мрака, пройти тем же путём, который прошёл Он, до конца выполнить своё особое служение.

Христос говорит ученикам таинственные вещи. А они продолжают спор о местах на празднике. Десять апостолов возмущены: откуда в братьях такая предприимчивость и расторопность? А почему именно они по правую и по левую сторону?

Интересно, что Христос не пускается в разбор логических или этических ошибок, которые допущены учениками. Он не старается их примирить. Спаситель говорит те слова, которые ученики вспомнят потом, когда Христом будет пройден путь мрака, когда таинственное крещение-погружение завершится победой над тьмой.

Господь говорит им о таинстве служения: "Вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими. Но между вами да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом. Ибо и Сын Человеческий не для того пришёл, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих" (Мк 10:42-45).

Два самых непопулярных слова, унизительных и оскорбительных, употребил Христос в положительном смысле: "слуга" и "раб". В оригинальном тексте "слуга" – "диаконос", "раб" – "дулос". Сам Христос не стесняется Себя называть слугой и рабом, а дело Своё – служением, "диаконией".

Эти два слова почти исчезли из нашего словаря. Хотя среди моих знакомых ещё были старушки, которые, например, с достоинством говорили, что "служат в театре". На месте слова "служащий" прочно обосновалось безликое "чиновник". Может быть, виной тому борьба за освобождение от гнёта господ или порицание лакейства? Мы ведь помним Чацкого: "Служить бы рад, прислуживаться тошно".

Но Чацкий обличает как раз не служение, а угодничество, раболепство, низкопоклонничество. Чацкий не против служения. Служить – это благородно. Служить – это для настоящих мужчин. Служение – это достойно.

Но ведь Христос не стесняется Себя называть рабом, и Своим ученикам и последователям, то есть нам с вами, предлагает рабство как нормальное и естественное состояние христианина. Как это можно принять?

Можем ли мы себе представить, что Христос призывает нас к раболепству и лакейскому угодничеству? Конечно, нет. Значит, имеется в виду что-то другое. Может, безответность, безмолвная покорность, кроткая готовность подчиняться хозяину, руководителю, сильному? Христос хочет сделать нас рабами? Ему нужны покорные и безмолвные рабы? Ведь христиане не стесняясь, называют себя "рабами Божьими"? Богу нужны рабы? Со свободными Ему не интересно?

Но в других евангельских текстах мы обнаруживаем совсем иные слова. В евангелии от Иоанна Христос прямо называет учеников Своими друзьями, а это очень высокое звание в античной культуре. Значит, не раболепства и безответной покорности ищет Христос.

Русское слово "раб" славянского корня. Того же корня, что и слово "ребёнок". Белорусы безошибочно слышат это родство, потому что привыкли "рабіць", то есть работать, трудиться. В древности детей называли "робята", потому что ребёнок с самого раннего возраста приучался "робить", трудиться, делать и, конечно же, прислуживать старшим. Это и есть самое естественное состояние ребёнка. Поэтому практически во всех языках слово, тождественное нашему "отрок" всегда имело два значения – мальчик и слуга. Служение не роняет достоинства ребёнка, наоборот, наделяет его этим достоинством. "Раб" в евангельском и церковном смысле это не словесное и безвольное животное, а тот, кто готов к делу, тот, кто не боится работы.

Если ты раб Божий, значит, ты готов на Божью работу, Божью службу. Служить другим, быть рабом – то, чему наставляет Христос учеников, – это первым бросаться на работу, не прячась за спинами других. Хочешь быть первым, говорит Христос, будь первым в деле.

Может быть, поэтому история служения апостолов называется "Книга Деяний". Не "Книга Слов", а "Книга Деяний" – Actus apostolorum, "Праксис тон апостоликон". Акты, практика, деяния – вот, что делает христианина рабом Божиим, и мы ошибёмся, если подумаем, что речь идёт исключительно о религиозной сфере активности.

Евангелие – книга дел. Это всё о том, что Христос сделал. Там всё – в событиях и поступках, и даже наставления звучат как некий фон дела, словесное сопровождение творческого усилия, понесённого труда. Даже евангелие от Иоанна, которое всё состоит из речей, постоянно даже с какой-то утомительной настойчивостью повторяет слово "дело", "дела" – "та эрга".

Принято считать, что христиане – это "лишние люди", они – маргиналы, то есть окопались где-то на полях страниц истории, сознательно выбросили себя из исторического процесса, забились в свои экологические ниши. Это ошибка. Хотя эмпирические наблюдения подтверждают этот тезис. Мы, действительно, удираем от какой бы то ни было общественной активности, "прячемся от неё в религию".

У меня перед глазами множество примеров того, как молодые и талантливые люди, приобщившись к Церкви, вдруг теряют волю к действию, утрачивая с этой волей иногда даже таланты и рабочие навыки.

Был ли рабом Божиим, то есть настоящим делателем, скажем, Николай Иванович Пирогов? Гениальный хирург и педагог, который не только изобрёл множество приёмов, облегчающих жизнь больных и раненых, но и затратил огромные силы, чтобы внедрить свои полезные изобретения в жизнь. И силы свои он тратил не только на медицину. Он был там, где видел проблему, будь то путаница с поставками продовольствия или телесные наказания гимназистов. Это был настоящий делатель. И глубоко верующий христианин. Ему бы и в голову не пришло считать себя "лишним человеком".

А был ли "лишним" Антон Павлович Чехов? Какое ему было дело до эпидемии холеры, до положения заключённых на Сахалине, до всероссийской переписи? Он был настоящим делателем, а быть делателем значит иметь сердце отзывчивое, готовое к труду, к служению.

Можно поставить под сомнение религиозность Чехова и других делателей, которыми богата история нашей страны. Господь знает Своих рабов, Своих тружеников.

Для того, чтобы быть делателем, не обязательно прятаться за иконами. Очень много дела ждёт наша земля, всё надеется, что придёт время делателей, настоящих рабов Божиих, не боящихся труда. И труд этот, служение не только в Церкви. Служить Богу можно и нужно – в лаборатории, у станка, у доски, на политической трибуне, в спорте, в искусстве. Обычный труд превращается в благородное священнодействие, в диаконию, в служение, когда делается на совесть, с забвением себя, своих мелких интересов и презрением славы "по правую или левую сторону".

"Жатвы много, а делателей мало; итак молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою" (Лк 10:2). И не стыдно быть рабом Божиим для настоящего делателя. Да и некогда думать о стыде. Работать надо. Время – для делателей.

www.pravmir.ru / sobor.by/

(просмотров 1269)




Новости разделов:

В помощь учителю

15 ФЕВРАЛЯ 2018
"Всеми руками и ногами я ЗА такие мероприятия!". Как в минской СШ №94 организуют праздник и рассказывают о Христе
25 ЯНВАРЯ 2018
6 уроков Высоцкого. К 80-летию поэта
16 ЯНВАРЯ 2018
Главный миссионер БПЦ рассказал о своих любимых книгах: "Меня всегда пленяла абсурдность и запутанность сюжета"
6 ЯНВАРЯ 2018
Православный автор Вячеслав Бобков дарит детям и взрослым музыкальную аудиосказку «Свет рождественской звезды»
22 ДЕКАБРЯ 2017
"Она здесь хозяйка". Как в селе Сороги автор акафиста св.Софии Слуцкой возрождает церковную жизнь
13 ДЕКАБРЯ 2017
Интересно и детям, и взрослым. Выставка "Человек и творение" начала гастроли по Беларуси
4 ДЕКАБРЯ 2017
Минский иконописец издал книгу для детей о святой Евфросинии Полоцкой
28 НОЯБРЯ 2017
Пенсионер, доехавший из Минска до Святой Горы Афон на велосипеде: "До глубины души трогало, как люди мне помогали!"
27 НОЯБРЯ 2017
Видеозапись лекции "Пастырская психиатрия: вызов современности" профессора Василия Каледы
27 НОЯБРЯ 2017
Что сделать полезного для экологии? Уникальная церковно-экологическая выставка появилась в Беларуси
10 ОКТЯБРЯ 2017
12-23 октября пройдёт международный интернет-конкурс для учащихся по основам православной культуры "Лесенка"
9 ОКТЯБРЯ 2017
В МинДА прошла презентация книги о храме в Сынковичах
  Просвещение

18 ФЕВРАЛЯ 2018
К началу Великого поста: лучшие материалы Sobor.by
17 ФЕВРАЛЯ 2018
Зачем перед началом Великого поста нужно прощать обиды?
12 ФЕВРАЛЯ 2018
Институт теологии БГУ приглашает на курсы повышения квалификации по программе «Конфессиональная история Беларуси»
10 ФЕВРАЛЯ 2018
Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев). Слово на неделю о Страшном Суде
9 ФЕВРАЛЯ 2018
«Царство Божие – здесь и сейчас». Почему христианам не надо бояться конца света
7 ФЕВРАЛЯ 2018
«Начистоту»: что такое психология и надо ли православным её бояться?
3 ФЕВРАЛЯ 2018
"Надо быть мёртвым духовно, чтобы пройти мимо любви Божией". Слово игумена Никона (Воробьёва) в неделю о блудном сыне
30 ЯНВАРЯ 2018
"Смирению учишься, созерцая Христа". Отец Александр Шмеман - о неделе мытаря и фарисея
27 ЯНВАРЯ 2018
Отдаём ли мы Богу должное? Проповедь Антония Сурожского в неделю о мытаре и фарисее
18 ЯНВАРЯ 2018
Освящение воды на Крещение: что важно знать?
9 ЯНВАРЯ 2018
3 христианских фильма, которые (возможно) стоит увидеть в новом году
6 ЯНВАРЯ 2018
Протоиерей Сергий Лепин: "Продавать ладанки как средства спасения ни в коем случае нельзя"
  Церковь и общество

18 ФЕВРАЛЯ 2018
К началу Великого поста: лучшие материалы Sobor.by
16 ФЕВРАЛЯ 2018
Сестричество милосердия прихода иконы "Всех скорбящих Радость" начало курс обучения по уходу за больными на дому
15 ФЕВРАЛЯ 2018
"Всеми руками и ногами я ЗА такие мероприятия!". Как в минской СШ №94 организуют праздник и рассказывают о Христе
15 ФЕВРАЛЯ 2018
120 лет назад в Минске был освящён Александро-Невский храм
14 ФЕВРАЛЯ 2018
Две духовности. Что архимандрит Савва (Мажуко) рассказал участникам слёта православной молодёжи
13 ФЕВРАЛЯ 2018
10 человек из Свято-Ксениевского монастыря в Барани получили дипломы МинДУ
12 ФЕВРАЛЯ 2018
Состоялась встреча Патриаршего Экзарха всея Беларуси с молодёжью
12 ФЕВРАЛЯ 2018
Бесплатное занятие по азам киносъёмки состоится 15 февраля на базе прихода иконы "Всех скорбящих Радость"
9 ФЕВРАЛЯ 2018
Международная встреча кровельщиков состоялась в минском приходе иконы "Всех скорбящих Радость"
9 ФЕВРАЛЯ 2018
«Царство Божие – здесь и сейчас». Почему христианам не надо бояться конца света
8 ФЕВРАЛЯ 2018
12 февраля в Минске состоится семинар "Психология добрачных отношений"
6 ФЕВРАЛЯ 2018
Флешмоб «Рождественский круговорот» объединил 77 населённых пунктов
Новости
Архив новостей :

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru


© www.sobor.by 2004-2016.