BEL ENG DEU FRA



Постное письмо № 41. Великая Пятница. Исповедь Бога

 
  
14 АПРЕЛЯ 2017 (Пятница) 10:56:24
На вечерне Великой Пятницы заканчивается чтение книги Иова. Богослужение этого дня пронизано каким-то созерцательным оцепенением, умышленной сдержанностью чувств и образов. Мы ничего не просим, не высекаем из себя слёзы, не сокрушаемся о своём. Сегодня – всё о Нём, всё Его, всё Им.

Многострадальный Иов, судившийся с Богом за свои несчастья, наконец, получил все ответы. Читаем книгу и не можем понять, что такого сказал Бог, что Иов вдруг успокоился? Внимательно вчитываемся в "исповедь Творца" и ничего не понимаем: какая идея так поразила Иова, что он "отозвал свой иск против Бога"? Вся речь – описание стройного космоса, изложенное в форме вопросов, порой весьма ироничных. Такое чувство, что они оба – Бог и Иов – просто присели рядом где-то на утёсе и поговорили о том, что было у них перед глазами. И дело не в предмете разговора, а просто им надо было побыть вместе. Так бывает у людей – им нужно не отношения выяснять, а просто посидеть рядышком, подержаться за руки.

Иову нечего было терять. Именно таким людям есть о чём поговорить с Богом. Тот, у кого больше ничего не осталось, готов принять "исповедь Бога". Но Иов не верит, что это вообще возможно:

Ведь не человек Он, как я, чтоб ответить Ему,

чтобы вместе нам предстать на суд.

Между нами посредника нет,

чтоб руку возложить на обоих нас (Иов. 9:32-33).

И вот они вместе "на утёсе". И пытливый страдалец говорит совсем другое:

Только слухом я слышал о Тебе,

ныне же глаза мои видят Тебя, –

сего ради отступаюсь

и раскаиваюсь во прахе и пепле (Иов. 42:5-6).

Что увидел Иов? Книга передаёт только речь Бога, то есть то, что слышал Иов, но не то, что он видел, Кого он видел. Иов искал посредника, к ответу он звал человека, и этого человека-посредника, то есть Богочеловека, он и увидел своими пророческими глазами. Увидел и всё понял. И принял тот смысл страданий, иконой которых стала его горькая судьба. Смысл надо было не услышать и понять, а увидеть. Потому что Христос – это и есть Смысл и Истина и Жизнь.

В Великую Пятницу эта Жизнь умерщвляется на Кресте.

Богослужебные тексты этого дня – зеркало созерцания Креста и смерти Бога Распятого. В них много образов и описаний, ведь это плод созерцания, так и должно быть. Однако то, чего мы в них не найдём, это жалость к Распятому.

Все молитвы Страстной седмицы носят печать удивительной сдержанности и целомудрия слёз.

Мы знаем, что у Креста стояла Матерь Божия. У Неё на глазах убивали Её Сына. Что может быть ужаснее для матери? Рядом стояли верные и бесстрашные ученицы. Но Евангелие целомудренно не смотрит в их сторону и не пускается в описание трогательных подробностей этой нечеловеческой скорби. Анна Андреевна Ахматова, тонкий поэт, а значит, немного пророк, чутким ухом прорицательницы услышала и точно передала правду целомудренного плача у Креста:

Магдалина билась и рыдала,

Ученик любимый каменел,

А туда, где молча Мать стояла,

Так никто взглянуть и не посмел.

Мы тоже каменеем. Восхищаемся Христом. Изумляемся умом. Но нам Его не жалко. Вы не найдёте в молитвах Триоди описаний анатомических подробностей пыток или сочувствия к боли и мукам. Единственное, что мы смеем себе позволить – созерцать и каменеть.

Господь не просил нас о жалости и сочувствии. Он знал, на что идёт. Свой путь Он избрал добровольно. Апостолу Петру в Гефсиманском саду Он сказал: "Думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов ангелов?" (Мф. 26:53). Христос мог и не просить себе легионы ангелов. Он Сам мог сделать Себе, сотворить, "вылепить" двенадцать полков, но не для этого Он пришёл.

Единственное, о чём Он просил Своих учеников, а значит, и нас с вами, это две вещи: "побудьте со Мной" и "сие творите в Мое воспоминание". В эти дни мы совершаем Евхаристию, творим Его воспоминание и созерцательно следуем за Ним, проходим Его путь неотступно, шаг за шагом.

Две самые важные службы этого дня – вынос Плащаницы и утреня Великой Субботы – последние шаги в этом созерцательном шествии за Христом.

Вынос Плащаницы происходит во время вечерни, которая в большинстве храмов служится днём. Плащаница – икона Христа. Не обычная икона. В эти дни всё самое необычное – и икона Христа, и икона Богородицы. В некоторых храмах на гробницу, приготовленную для Плащаницы, кладут перед службой самую редкую икону Богородицы – "Не рыдай Мене, Мати". На большинстве образов мы видим Пречистую Деву с Младенцем на руках. На этой иконе тоже Чистая Дева со Своим Сыном. Только здесь уже не Младенец, а снятый с Креста, убитый Христос на руках у Своей Матери.

На самом деле Плащаница не такая уж редкая икона, как может показаться. На Престоле в алтаре каждого храма лежит антиминс – плат с вшитой в него частицей святых мощей. Это средневековая версия документа, легитимирующего право священника совершать Евхаристию в этом храме. Поэтому каждый антиминс обязательно подписан освящавшим его епископом. Изображение на антиминсе такое же, как и на Плащанице. Но антиминс древнее. Плащаницы же появились у нас только в XVII веке.

Это очень красивое богослужение, на котором благодарно вспоминается благообразный Иосиф, который без пылких обетов и торжественных клятв, всё время оставаясь в тени, тем не менее пребыл верен Христу до конца. Он рисковал буквально всем, придя к Пилату с просьбой отдать ему тело Распятого. Но слова Евангелия передают такой покой и бесстрашную убеждённость этого человека, что поневоле восхищаешься им. Он отдал Христу свой гроб. Уступил гробовую пещеру, умышленно оставив себя без последнего приюта. Он своими руками спеленал тело убитого Бога и упокоил Его в погребальной пещерке.

В каждом храме лежит своя Плащаница. Но люди знают, что, прикладываясь к этой иконе Христа, мы целуем ту самую, единственную Плащаницу, которую купил святой Иосиф.

Поэтому так важно быть на выносе Плащаницы или успеть забежать в храм, когда её уже вынесли. Постоять рядом. Помолчать. Позволить себе недолгий труд целомудренного созерцания.

То, что все наши мысли должны быть с Плащаницей Спасителя, подчеркивает интересная особенность этих служб: все ектении, которые говорят дьяконы, чтение паремий, Апостола, вход с Евангелием и вынос Чаши – всё проходит у Плащаницы или через Плащаницу.

Вечером совершается красивейшая служба, которую в народе называют "отпевание Плащаницы". Правильно – "утреня Великой Субботы". Это уже служба следующего дня, поэтому в монастырских храмах её служат поздно ночью или рано утром.

Утреня начинается обычным шестопсалмием. Но на пении тропарей "Благообразный Иосиф" совершается каждение всего храма, и священники выходят к Плащанице. Там читается семнадцатая кафизма, стихи которой перемежаются крошечными молитвенными репликами, скорее даже восклицаниями на погребение Спасителя. Это очень древние тексты. Каждый – плод созерцательного усилия настоящих богословов-молитвенников.

Жемчужина этой службы – знаменитый канон "Волною морскою". Это небольшой текст, у которого целых три автора: с первой по пятую песни – творение Марка, епископа Идрунтского, с шестой по девятую – святого Космы Маиумского. А красивейшие ирмосы канона написала мудрейшая инокиня Кассия. Девятый ирмос канона и дал название той самой редчайшей из икон Богоматери:

Не рыдай Мене, Мати,

зрящи во гробе,

Егоже во чреве без семене зачала еси Сына!

Востану бо и прославлюся!

и вознесу со славою непрестанно яко Бог

верою и любовию тя величающия.

Этот ирмос мы услышим ещё не раз в эти дни. Это Христос обращается к Своей Матери. И снова – ни слова о том, как Ей тяжело, как Ей больно. Просто – "не рыдай". Мне кажется, такое могла написать только мудрая женщина, настоящая молитвенница и богослов, какой и была святая инокиня Кассия.

Но если вы достоите эту службу до конца, увидите нечто совсем невероятное. После чтения канона и пения стихир хор неожиданно для такого скорбного дня начинает петь Великое Славословие. Священники выходят к Плащанице и при пении "Святый Боже" отправляются на Крестный ход вокруг храма с Плащаницей и хоругвями. Облачение в этот день – чёрное. В руках у молящихся свечи, которые уже горели на Страстных Евангелиях. Все поют погребальное "Святый Боже", потому что так мы входим в пугливый и торопливый ручеёк шествия мироносиц и последних учеников, которые несли тело Христа к погребальной пещере.

Но шествие это вовсе не скорбное. Вот что удивительно. "Пеплом" чёрных облачений не очень прикрыто предчувствие пасхальной вести. Когда все возвращаются в храм и кладут Плащаницу на гроб, начинается чтение отрывков из пророка Иезекииля и послания к Коринфянам, которого ждут все знатоки церковной службы. Эти тексты дают читать самым надёжным и выразительным чтецам.

У Иезекииля – про кости, которые оживут. Очень красочный и бодрящий текст! А послание к Коринфянам уже не скрывает радости о грядущем Воскресении. Апогей чтения – аллилуарий. Дьякон "раширяется" на всю церковь:

Да воскреснет Бог и расточатся врази Его,

и да бежат от лица Его ненавидящии Его.

И хор отвечает обычно самым шумным, самым громким и несдержанным "Аллилуия", какое только можно спеть. Лучше, если это "Аллилуия" запоёт весь храм, во весь голос! В этот момент нельзя сдерживаться! Надо как следует пошуметь! От всего сердца!

Вместо обычных двух стишков в этом аллилуарии их целых три, и все очень бодрые. После этого "буйного" пения читается отрывок из Евангелия от Матфея. В древности Евангелие всегда читалось после Великого Славословия, и только утреня Великой Субботы сохранила этот красивый обычай.

Христос во гробе. Осталось всего несколько часов, и мы услышим радостный пасхальный призыв. Подождите. Не надо говорить. Не торопитесь.

Пока ещё рано.Пока ещё помолчим.Послушаем тишину. Войдём в покой Великой Субботы.

Насельник гомельского Свято-Никольского монастыря архимандрит Савва (Мажуко).

www.pravmir.ru.

Фото: Vk/Татарстанская митрополия

/ sobor.by/

(просмотров 1843)





Новости разделов:

Просвещение

28 МАЯ 2024
Социальные мастерские прихода встретили воспитанников ЦКРОиР г. Полоцка
28 МАРТА 2024
Учащиеся 43 гимназии г.Минска посетили приход иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"
15 МАРТА 2024
Руководитель Социальных мастерских приняла участие в работе Всероссийского научно-практического семинара
28 НОЯБРЯ 2023
Стартовал республиканский конкурс «Молодежь Беларуси за жизнь, нравственность и семейные ценности»
9 ОКТЯБРЯ 2022
Стартовал конкурс на присуждение стипендии имени митрополита Филарета (Вахромеева)
9 ИЮЛЯ 2022
Занятия Летнего библейского института пройдут в Минской духовной семинарии в августе
27 ИЮНЯ 2022
В Минском духовном училище состоялся выпускной акт
6 ИЮНЯ 2022
Минская духовная семинария приглашает на занятия Летнего богословского института
6 ИЮНЯ 2022
Летняя православная школа приглашает детей из Бобруйской епархии
20 АПРЕЛЯ 2022
Просветительский центр Фонда Евфросинии Полоцкой приглашает на цикл лекций «Три ветви христианства: чем они отличаются друг от друга?»
15 МАРТА 2022
Начался прием документов на участие в конкурсе изданий «Просвещение через книгу»
14 МАРТА 2022
Цикл лекций «Историческая география Беларуси» пройдет в Минске
  Церковь и общество

22 НОЯБРЯ 2024
"Скоро слышит» каждого, кто обращается к ней с молитвой": история прихода в иконах. Икона Божией Матери "Скоропослушница"
22 НОЯБРЯ 2024
ТВ "Союз". В Минке состоялась встреча с психологом Фредерикой де Грааф
22 НОЯБРЯ 2024
Состоялось заседание Координационного совета по сотрудничеству между Белорусской Православной Церковью и Министерством культуры
21 НОЯБРЯ 2024
22 ноября состоится пресс-конференция, посвященная Х Рождественским чтениям
21 НОЯБРЯ 2024
Объявляется набор в группу для изучения Нового Завета в потоковом Курсе "Новый Завет за год"
21 НОЯБРЯ 2024
24 ноября в Минске состоится белорусская премьера фильма «Мамино письмо»
21 НОЯБРЯ 2024
Пасхальное чудо. Как святитель Нектарий в одной деревне Литургию служил
20 НОЯБРЯ 2024
Православии в мире: На пресс-конференции в Иерусалиме представили новые данные о происхождении Храма Гроба Господня
18 НОЯБРЯ 2024
Делегация молодых режиссеров и журналистов из Беларуси стала обладателем Гран-при на медиафоруме в Сочи
18 НОЯБРЯ 2024
24 ноября и 1 декабря в Минске состоятся показы фильма «Мамино письмо»
16 НОЯБРЯ 2024
Открыт набор на Зимние богословские курсы при Минской духовной семинарии
15 НОЯБРЯ 2024
"Разлуки не будет". Встреча с психологом Фредерикой де Грааф в Минске (видео)
Новости
Архив новостей :

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru


© www.sobor.by 2004-2016.