Предмет «Религия» преподаётся в 70% молдавских школ
9 НОЯБРЯ 2011 (Среда) 17:38:29 В курсе духовно-нравственного воспитания в молдавских школах акцент делается не на культурологический аспект Православия, а на воцерковлении учащихся. О преподавании предмета «Религия» в школах Молдовы нашей съемочной группе рассказал Сергей Блында, иподьякон епископа Единецкого и Бричанского Никодима. Беседа состоялась на X Церковно-общественной выставке-форума «Православная Русь ― к Дню народного единства. Русская Православная Церковь ― итоги двадцатилетия: 1991-2011 годы», проходившей c 4 по 7 ноября 2011 года в Москве. Сергей Иванович Блында является также заместителем председателя Издательского совета Православной Церкви в Молдавии, председателем Департамента по религиозному образованию и катехизации Единецкой и Бричанской епархии.Всего только год назад согласно данным, предоставленным Управлением дошкольного, начального и среднего образования Министерства просвещения, факультативный предмет «Религия» преподавался 75 730 учащимся, охватив 23,7% из 698 учебных заведений. Предмет преподают 791 человек, из которых 516 учителей и 275 священнослужителей. «Уклон предмета «Религия» в школах Молдовы, в отличие от преподавания подобных предметов в других странах, даже в школах Российской федерации, – не культурологический. Преподаваемый у нас предмет «Религия» ближе к Закону Божьему. И задача его подразумевать под собой не только информирование детей о Православии, как о культуре, как о каких-то человеческих ценностях, а именно формировать учеников, как часть Церкви Христовой. То есть, в него включена попытка воцерковления детей. Мы этому уделяем очень большое внимание, потому что важно, чтобы ребенок, имел церковный опыт. Это гораздо более эффективно: никакие человеческие усилия не сравняться с Божьей благодатью», — подчеркнул Сергей Иванович, который также является членом рабочей группы Министерства образования Республики Молдова по составлению программы обучения этого курса и введению его в школьную программу. Сегодня предмет «Религия» изучается в 70% школ Молдовы. Почему такое количество школ охвачено преподаванием Закона Божьего за такой короткий срок? «Работа по введению курса «Религия» в школу ведется православными Молдовы на протяжении последних 15 лет, — продолжает Сергей Иванович. — У истоков стоял приснопамятный епископ Единецкий и Бричанский Дермидон – первый епископ этой епархии, который много трудов положил для того, чтобы сдвинуть это дело с мертвой точки. Когда были найдены люди, которые написали учебники для 1-4 классов и книгу для учителя 5-9 классов, то гимназический курс 1-9 класса был охвачен полностью. Есть у нас, например, школы, в которых священники преподают Закон Божий детям уже на протяжении 13-15 лет. Но до сих пор это все было миссионерским, просветительским подвигом самих этих священников. В те годы не получилось на государственном уровне решить эту проблему, и вместо введения уроков Православия был введен курс морально-нравственного воспитания, который основывается на гуманных, вернее, гуманистических ценностях и с Православием не имеет практически никаких точек соприкосновения. Это притом, что у нас 93% населения крещены в Православной вере. И, номинально, это огромное количество людей – практически все население республики. Только в июле прошлого 2010 года Правительство Молдовы приняло постановление, в котором был введен предмет «Религия» в качестве факультативного предмета в школах республики. Согласно этому постановлению, для того чтобы ребенок мог изучать этот предмет, достаточно письменного заявления родителя или опекуна. И если готовы изучать религию 1, 5 или 10 детей – сколько бы ни было, директор школы, согласно этому постановлению, обязан ввести этот предмет в расписание. На сегодняшний день из тысячи школ Республики Молдова примерно в 700 этот предмет преподается. В некоторых благочиниях предметом охвачено 100% школ. Предмет «Религия» оказался востребованным в буквальном смысле слова. Конечно, в первую очередь, эта огромная работа была проведена приходскими священниками. Батюшки в селах просто объявляли прихожанам, ходили, обращались. Но особенно долго убеждать никого не пришлось, потому что родители сегодня – и это общеизвестный факт – не способны уделять большого внимания воспитанию своих детей, особенно, когда люди не воцерковлены, то есть номинально они крещены, повенчаны, но на этом Православие у них как бы заканчивается. Но они все же понимают, что ребенок находится в очень большой опасности - и в духовной, и в нравственной. Родители сразу откликаются, потому что у них есть доверие к Церкви, и они видят реально, как их дети меняются». Сейчас для преподавания Закона Божиего в школах Молдовы создана достаточно серьезная правовая база. Рабочей группой был создан куррикулум – расширенная программа курса, который утвердил Национальный консилиум Министерства образования. В августе 2011 года этот куррикулум был утвержден. И с сентября 2011 года предмет религия изучается школьниками Молдовы, по заявлению родителей, в рамках базового учебного плана. Но до сих пор не все так гладко с обучением, как может показаться на первый взгляд. «Сейчас основная проблема у нас – это, в первую очередь, кадры, — отмечает Сергей Иванович Блында. — К счастью, в большинстве школ у нас преподают этот предмет священники. Но сейчас идет очень сильное сокращение часов, так называемая оптимизация школьного образования. То есть, сокращается финансирование, урезаются часы, и многие учителя и священники жалуются на то, что не платят. Мы пытаемся через Митрополию продвигать идею среди преподавателей — духовных лиц или православных воцерковленных людей — о том, что, даже если не будут платить, нужно идти в школу, потому что это подвиг, это служение. Это шанс исторический и главная наша задача – им воспользоваться и максимально его реализовать». Оплата преподавания Закона Божьего введена в средние школы Молдовы на законных правах. «Более того, — отметил Сергей Иванович, — в некоторых местах, если нет возможности преподавать предмет «Религия» в самой школе и Закон Божий преподается детям в воскресной школе при храме, то часы в журнал школьный все равно заносятся. Даже такой момент предусмотрен у нас». «В ряде школ преподают не священники, а мирские учителя. Более того, не всегда воцерковленные люди – по принципу «взять еще какие-то дополнительные часы для зарплаты». И это очень опасно, потому что очень важно, чтобы детям все-таки преподавалось Православие. По благословению Митрополита всея Молдовы Владимира (Кантаряна), мы ездим сейчас по благочиниям совместно с районными отделами народного образования, проводим семинары, которые разъясняют особенности этого куррикулума, и обращаем внимание педагогов, на то, чтобы они изыскивали возможность совершенствоваться, и, в первую очередь, чтобы они, активно воцерковлялись, — поделился существующими трудностями Сергей Иванович. — Проблема еще в том, что у нас есть готовые к печати учебники, но нужны средства на тиражирование. В прошлом году правительство выделило миллион лей — это примерно 500 тысяч российских рублей — выделило на закупку 45 000 учебников для 1 и 2 класса. Но это капля в море. Детей гораздо больше. Мы пытаемся разработать какую-то модель финансовых взаимоотношений, потому что если найти даже деньги, чтобы напечатать учебники, то как эти деньги получить обратно, чтобы хотя бы вернуть их заимодавцам». Закон Божий изучается на том языке, на котором ведется преподавание в школе: в школах с молдавским языком обучения – на молдавском, в русскоязычных – на русском. Курс, который читается в старших классах, по своему содержанию не отличается от курса, который читается в начальной школе. Но он идет уже по пути углубления, расширения с учетом психологических и возрастных особенностей учащихся. «В свое время большие проблемы были с Министерством образования, когда мы утверждали эту программу, когда мы ее продвигали, — рассказывает Сергей Иванович. — Например, Министерство вначале категорично ставило вопрос о том, чтобы исключить из курса такие понятия, как распятие, пост, грех, нечистая сила — то есть была попытка подвести рабочую группу к тому, чтобы, в конечном итоге, в школу попал продукт, имеющий о Православии только смутное представление. Слава Богу, мы настояли на том, чтобы все сохранилось. Были приняты замечания о том, что ряд тем объясняются с учетом возрастных особенностей детей». / sobor.by/ Татьяна Гурьянова (просмотров 4602) |
Новости разделов: