Престольный праздник отметил монастырь Афанасия Брестского
2 АВГУСТА 2011 (Вторник) 18:45:27 Сразу 2 торжества отметили сегодня насельники Свято-Афанасьевского монастыря Брестской епархии. Сегодня, в день святого пророка Илии, братия отмечала и храмовый праздник – день памяти преподобномученика Афанасия Брестского. Праздничное богослужение совершал исполняющий обязанности наместника монастыря игумен Серафим (наместник Спасо-Преображенского мужского монастыря в деревне Хмелево). «Сейчас в монастыре 6 насельников: игумен Макарий, иеромонах Софроний, иеродиакон Никифор, иноки Александр и Олег и послушник Павел. Монастырь молодой, братьям от 30 до 40 лет», - рассказал отец Серафим. Этот монастырь был основан в 1996 году, после того как в 1995 году, побывав на месте гибели святого, святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил там строительство обители. Особенно почитаемыми святынями здесь являются икона преподобномученика с частицей мощей, частицы мощей преподобных старцев Оптинских, а также список с чудотворной Ченстоховской иконы Божией Матери. Справка: Cвятой преподобномученик Афанасий Брестский родился около 1597 года в благочестивой белорусской семье Филипповичей. В 1596 году в городе Бресте была заключена уния между частью Православной Церкви Юго-Западной Руси и Римо-Католической Церковью. В ответ на заключение унии Православный Собор, состоявшийся также в 1596 году, принял постановление: «Мы даем обет веры, совести и чести за себя и за наших потомков, не слушать этих осужденных соборным приговором митрополита и владык, не повиноваться им, не допускать их власти над нами; напротив, сколько возможно противиться их определениям, действиям и распоряжениям, стоять твердо в нашей святой вере и при истинных пастырях нашей святой Церкви, особенно при наших Патриархах (имеются в виду Восточные Патриархи), не оставляя старого календаря... и сопротивляясь всем притеснениям, насилиям и новизнам, которыми бы стали препятствовать целости и свободе нашего богослужения, совершаемого по древнему обычаю». Эти заветы, которые от лица Церкви возложили на ее верных чад представители Восточного Православия на Брестском соборе, стали призванием святого Афанасия, и их осуществлению была отдана вся его жизнь. В молодые годы он некоторое время преподавал в домах польского шляхетства, в том числе у канцлера Литовского Льва Сапеги. Разгульная жизнь, которую он наблюдал при дворе польского вельможи, лишь укрепила в Афанасии намерение оставить мирскую суету. Он удалился в Виленский Свято-Духов монастырь, где в 1627 году принял иноческий постриг от игумена Иосифа. Отсюда преподобный был послан на послушание сначала в Кутеинский монастырь под Оршей, а затем - в Межигорский около Киева, где «не малое время учился воле Божией и жизни по закону». Из Межигорья преподобный Афанасий был вновь вызван в Вильну, где был посвящен в сан иеромонаха и затем назначен наместником Дубойской обители под Пинском. Через три года, в 1636 году, обитель оказалась в ведении иезуитов; преподобный Афанасий был переведен на послушание в Купятицкий монастырь. Отсюда он совершил для сбора подаяний весьма трудное и опасное путешествие в Москву, сопровождаемое видимым покровительством и помощью Божией Матери. В 1640 году святой Афанасий был назначен игуменом Симеонова монастыря в Бресте. Прибыв в Брест на игуменство, преподобный Афанасий прежде всего разыскал старые грамоты, епископские и королевские, которыми утверждались права и преимущества вверенного ему монастыря. Найдя в грамотах, что «уния со старым Римом, принятая вопреки законам Восточной Церкви, проклята навеки», преподобный Афанасий стал открыто в храме и других местах говорить об этом. Его речи произвело сильное действие, и униаты начали встревожились. В 1641 году святой Афанасий отправился в Варшаву на сейм, где собирался закрепить исконные преимущества православного братства в Бресте и отстоять полную свободу богослужения и обрядов по уставу Восточной Церкви, но ему отказали. Тогда преподобный Афанасий обратился за советом и помощью к православным духовным лицам, но и здесь не нашел он поддержки. Воспевая однажды акафист Божией Матери, святой Афанасий вдруг явственно услышал исходившие от ее образа слова: «Афанасий! Жалуйся теперь на сейме при помощи иконы Моей Купятицкой, в кресте изображенной, перед королем польским и государством, грозя праведным гневом и страшным судом Божиим, который вот-вот поистине наступит, если не образумятся. Пусть прежде всего на веки осудят проклятую унию, - в этом самая насущная нужда, - и им еще может быть хорошо». Исполняя это повеление, преподобный в 1643 году, уподобляясь святому пророку Илии, ревнителю об истинной вере, отправился на сейм в Варшаву, взяв с собой образки Купятицкой иконы Богоматери и записанное предостережение о гневе Божием за преследование Православия и покровительство унии, которые и раздал всем знатнейшим членам сейма, в том числе и королю. Он обратился в сейме к королю с речью, в которой изложил все притеснения и обиды, чинимые православным иезуитами и униатами. К смелым словам подвижника отнеслись с явным неудовольствием и отправили его на суд к Киевскому митрополиту Петру Могиле. В Киеве преподобный был оправдан и по просьбе братии Брестского монастыря вновь восстановлен в игуменском достоинстве. По возвращении в Брест преподобный Афанасий всецело отдался монашеским подвигам. Уединенная жизнь иноков постоянно нарушалась нападениями на монастырь, издевательствами, насмешками, препятствиями в общении со святыней и прочими притеснениями, которые чинили иезуиты и униаты. В ноябре 1644 года он был взят под стражу, отвезен в Варшаву. Там он более года провёл в оковах. В заключении святой Афанасий написал молитвословие, которое распевал для утоления душевной боли: «Пошли покой Церкви Своей, Христе Боже! Не знаю, может ли кто из нас терпеть дальше! Дай нам помощь в печали, чтобы мы всецело отдались вере святой, непорочной». Из тюрьмы преподобный Афанасий написал королю Владиславу ІV три послания, причем одно из них на генеральный сейм 1645 года, с просьбой защитить православную Церковь в Западной Руси. Результатом этих посланий стало то, что Киевскому митрополиту было предписано забрать святого Афанасия из тюрьмы и отправить его в такое место, где бы он уже не мог «чинить никаких тревог». Исполняя повеление короля, митрополит Петр Могила оставил Брестского игумена в Киево-Печерском монастыре. После блаженной кончины митрополита святой стал игуменом монастыря. Во время пребывания в Киево-Печерской Лавре святой Афанасий создал одно из замечательнейших своих произведений - «Дневник» («Диариуш»), в котором обличал унию и подробно описал борьбу с ней православных. Вернувшись в Брест, святой Афанасий недолго ощущал покой в своей обители. В июле 1648 года его вновь арестовали по ложному обвинению в помощи восставшим казакам. Когда обвинение не подтвердилось, судьи спросили преподобного: «Ты проклинаешь унию?» «Да, - ответил святой Афанасий, - потому что она и есть проклята». Этого было достаточно для тех, кто жаждал крови Брестского игумена. Иезуиты, зная, что он осужден на смерть, подослали к нему своего человека, пытавшегося убедить святого не губить себя. Но страдалец за истину ответил ему: «Путь иезуиты знают, что как им приятно пребывать в прелестях мира сего, так мне приятно пойти теперь на смерть». В ночь на 5 сентября 1648 года гайдуки повели преподобного Афанасия в сосновый бор возле деревни Гершановичи. Там они заставили его вырыть себе яму, а потом, пытая раскаленным железом, принуждали отказаться от слов, произнесенных игуменом против унии и католицизма. Не теряя самообладания, святой подвижник мужественно ответил палачам: «Что я сказал, то я сказал, и с тем умираю». После этих слов палачи приказали одному из прослезившихся гайдуков убить святого Афанасия. Потрясенный мужеством и стойкостью святого игумена, гайдук просил у него прощения и пастырского благословения. Получив то и другое, он выстрелил, но не убил святого. Раненый двумя мушкетными пулями, преподобный Афанасий с окровавленной головой продолжал стоять, прислонясь к сосне. Страшное кровавое зрелище при внезапно разразившейся сильной грозе до такой степени испугало гайдуков, что они поспешили втолкнуть его еще живым в яму, в которой воин за веру Христову повернулся лицом кверху, сложил руки крестообразно и предал душу Господу. В течение восьми месяцев тело страдальца за Православие, засыпанное землей, лежало в неизвестности без совершения церковного погребения погребения. 1 мая 1649 года один мальчик указал место злодеяния братии Брестского Симеоновского монастыря. Земля, в которой был погребен мученик, оказалась временно принадлежавшей иезуитам, поэтому пришлось действовать тайно. Иноки ночью выкопали нетленное тело игумена и тотчас перенесли на другое место, а утром - в свой монастырь. Через несколько дней, 8 мая 1649 года преподобный Афанасий был с честью погребен у правого клироса в главном храме монастыря в честь преподобного Симеона Столпника. Преподобный Афанасий стал почитаться как святой вскоре после своей мученической кончины. 5 января 1658 года архимандрит Киево-Печерской Лавры Иннокентий Гизель вместе с Иосифом Нелюбовичем-Тукальским (с 1664 года митрополит Киевский) писали царю Алексею Михайловичу, что тело святого Афанасия, «откровенно бывши, и доселе, дивно Богу во святых Своих, в Бресте пребывает нетленно». В 1666 году в Бресте было составлено житие на польском языке, в котором игумен Афанасий называется «святым и преподобномучеником». Глубоко чтилось верующими западнорусского края святое имя преподобномученика, а нетленные мощи его, положенные в медную гробницу, были прославлены благодатным даром чудотворений и привлекали множество верующих. 8 ноября 1816 года во время пожара деревянный монастырский храм сгорел, а медная гробница, в которой хранились мощи святого, расплавилась. Обожженные частицы святых мощей преподобномученика Афанасия, уцелевшие в пламени пожара, были найдены на следующий день священником Самуилом Лисовским и благочестивыми жителями города Бреста. Их уложили на оловянное блюдо и поместили в алтаре монастырской трапезной церкви. В 1819 году архимандритом Маркианом были составлены тропарь и кондак святому. В 1823 году для частиц мощей был устроен ковчег и они были поставлены для всенародного поклонения. В 1824 году Симеоновский монастырь был упразднен, его храм обращен в приходской, а святые мощи преподобного Афанасия положены в Николаевском соборе. После сооружения в 1865 году в городе Бресте нового каменного Симеоновского собора святые мощи преподобного были перенесены в храм. Богу было угодно даровать им чудотворную силу, о чем свидетельствуют многочисленные чудеса и исцеления. Всецелое утверждение Православия и полная отмена унии - вот в чем видел святой Афанасий свою цель, осуществлению которой посвятил всю жизнь. «Я не пророк, а только слуга Бога Творца моего, посланный согласно с временем, чтобы говорить каждому правду... Он для того послал меня, чтобы я наперед возвестил об истреблении проклятой унии». В 1893 г. в гродненском Коложанском монастыре построили храм во имя преподобномученика Афанасия. Осенью 1894 г. частица его мощей была пожертвована в Леснинский женский монастырь. После революции ковчег с мощами находился в устроенном в Донском монастыре Антирелигиозном музее искусств, а в 1935 году был предан в Государственный исторический музей. В 1995 году при посещении Симеоновского собора Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II в специальную раку была положена частица мощей преподобномученика Афанасия, игумена Брестского. Реликвию доставили из Леснянской обители, которая находится недалеко от французской столицы. Святейший Патриарх побывал в часовне на месте гибели святого и благословил создание здесь мужского монастыря. 3 февраля 1996 г. последовало решение Синода Белорусского Экзархата об учреждении мужского монастыря во имя святого преподобномученика Афанасия Брестского, которое было утверждено Священным Синодом 21 февраля 1996 года. Первым наместником монастыря стал иеромонах Мефодий (Казаков). В 1996 году в Бресте прошла международная научно-богословская конференция, посвященная памяти преподобномученика Афанасия, игумена Брестского и 400-летию Брестских соборов 1596 года. В числе ее участников были митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший Экзарх всея Беларуси; Архиепископ Белостокский и Гданьский Савва; епископ Тихвинский Константин, викарий Санкт-Петербургской епархии, ректор СПбДА; епископ Львовский и Дрогобычский Августин; архиереи Белорусской Православной церкви. В 1997 году создано братство «Подвижник» в честь преподобномученика Афанасия Брестского, при епархиальном управлении (духовный попечитель - правящий епископ Брестский и Кобринский Иоанн). В 1998 году образовалось сестричество милосердия в честь преподобномученика Афанасия Брестского при Брестском Свято-Николаевском храме. Сестричество оказывает духовно-просветительскую и практическую помощь больным в областном онкологическом диспансере, детском сиротском социальном приюте Бреста, инвалидам-колясочникам, осуществляет опеку над домом престарелых. / sobor.by/ С использованием материалов church.by и sedmitza.ru (0 Kb) (просмотров 11780) |
Новости разделов: