Принимая людей с ограничениями, общество становится лучше – председатель БелАПДИиМИ Елена Титова
12 ФЕВРАЛЯ 2013 (Вторник) 17:50:25 Презентация телевизионного цикла «Каждый имеет право быть разным» (режиссёр Павел Бандич), созданного телестудией «Новый город» в сотрудничестве с Детским Фондом ООН (ЮНИСЕФ) в Республике Беларусь, Национальной государственной телерадиокомпанией РБ и Министерством образования РБ, прошла сегодня в кинотеатре «Беларусь». Презентация фильма сопровождалась выставкой работ , выполненных детьми с ограниченными возможностями. «Мы хотели показать безграничность людей с ограничениями», - сказала в cвоём выступлении директор телестудии Людмила Коноплянник.Цикл состоит из 21 фильма, каждый из которых рассказывает о детях и молодых людях с ограниченными возможностями. Благодаря пониманию и поддержке окружающих главные герои смогли развить свои таланты и способности, преодолеть барьер, который существует между миром здоровых людей и людей, имеющих ограничения. Одна из задач, которую ставили пред собой создатели киноцикла, - изменить отношение общества к людям с особыми потребностями. Один из фильмов большого цикла «Каждый имеет право быть разным» посвящён социальным мастерским для людей с умственными и множественными нарушениями и носит название «Терпение и труд всё перетрут». Съёмки фильма проходили в конце 2011 года. Социальные мастерские, в которых созданы условия для обучения и работы людей с умственными и физическими ограничениями, существуют с 1997 года. Тогда в них трудилось под руководством одного инструктора 7 человек. На сегодняшний в учебном корпусе прихода оборудовано 105 рабочих мест при швейном, издательском, свечном, переплетном и столярно-слесарном производственных отделах, а также в саду, библиотеке, в трапезной. Руководит мастерскими кандидат психологических наук, доцент Марина Кравцова. В противовес практике помещения людей с интеллектуальной недостаточностью, психическими заболеваниями, эпилепсией, нарушениями опорно-двигательного аппарата в специальные закрытые учреждения здесь создаются условия для полноценной жизни любого взрослого человека: работа, досуг, творчество. Главным героем фильма «Терпение и труд всё перетрут» стал сотрудник мастерских Мгер Минасян. Мгеру 21 год. Это очень деятельный и активный молодой человек. Он играет на синтезаторе, любит петь и танцевать, занимается спортом, разбирается в технике. «Я работаю в мастерских уже 4 года, и за это время научился шлифовать, красить и выпиливать изделия, - говорит Мгер Минасян. - У меня есть хобби: Я люблю музыку, люблю спорт. Но всё же работа важнее всего. Ты работаешь и чувствуешь, что ты нужен, в тебе нуждаются, тебя ценят, твои родители гордятся тобой», - говорит Мгер. Сотрудники мастерских с ограниченными возможностями здоровья постепенно из инвалидов, нуждающихся в помощи, становятся непосредственными участниками жизни прихода и общества: они изготавливают церковные свечи, развивающие пособия и игрушки для детей, рамки для икон, шьют мешочки для просфор, салфетки с пасхальной и рождественской тематикой, изготавливают упаковки для продукции, элементы вышивок для крестильных рубашек и закладок для богослужебных книг, занимаются уборкой помещений, работают в саду, выращивают комнатные и клумбовые цветы, следят за порядком на территории прихода. Настоятель прихода Иконы «Всех скорбящих Радость» протоиерей Игорь Коростелёв отмечает, что в конце 90-х годов, когда мастерские только начинались, обстановка в них была напряжённой, ребята смотрели исподлобья, относились с недоверием, были замкнуты. Часто приходилось приглашать родителей. «А сейчас я всегда стараюсь зайти к нам, чтобы увидеть их улыбки, чтобы отдохнуть душой и напитаться радостью, которую они излучают». Работая в мастерских, молодые люди получают профессиональные навыки, навыки самообслуживания, но главное для них — это общение с другими людьми и приобретение определенного статуса, все то, что делает их полноценными членами церковного прихода и общества. Самосознание и самоощущение в обществе людей с ограничениями во многом определяется отношением к ним в собственных семьях. Судьба детей с ограничениями, как и судьба здоровых детей, определяется воспитанием и семейными традициями. Мама Мгера Минасяна, Мариетта Минасян, говорит, что в их семье роль кормильца выполняет мужчина, основная задача которого-обеспечить семью. Отсюда и установка Мгера на труд, на старание на то, чтобы всегда быть чем-то занятым, развивать свои способности и навыки. К сожалению, во многих семьях, воспитывающих особенных детей, наблюдается проблема гиперопеки, что мешает ребёнку развиваться. Другая проблема - это когда родители изолируют своего ребёнка от общества из чувства стыда, которое во что бы то ни стало необходимо преодолеть. О роли семьи в жизни детей с ограничениями говорится в каждом фильме большого цикла «Каждый имеет право быть разным», герои которого говорят о своих маленьких победах, которые постепенно приводят к преодолению больших барьеров. Председатель Белорусской ассоциации помощи детям-инвалидам и молодым инвалидам Елена Титова, которая может привести немало примеров трудоспособности и одарённости людей, имеющих ограничения, говорит, что в нашем обществе неверна сама постановка вопроса относительно возможностей людей с ограничениями. «Мы должны прежде всего задаться вопросом «что он может?». Каждый человек способен выполнять какой-то минимальный труд. В нашей ассоциации есть много молодых ребят, которые не могут долго находиться даже в сидячем положении, но и они при создании определённых условий выполняют какую-то работу». Термин «не трудоспособен» не правилен, - считает Елена Титова: «Человек не трудоспособен не в силу ограничений, а в силу того, что для него не созданы условия». Председатель родительской ассоциации обращает внимание на то, что, стирая барьер между миром здоровых людей и миром людей с ограничениями, общество становится лучше: «Общество меняется, когда в группе или в классе появляется ребёнок с ограничениями. Потому что, чтобы научиться милосердию, недостаточно прочесть книгу или посмотреть фильм - надо открыть и придержать дверь, пока проедет человек в коляске, нужно прикоснуться к этому человеку, помочь пройти по коридору, смиренно подождать, пока человек с нарушениями речи выскажет свою мысль». / sobor.by/ (просмотров 4903) |
Новости разделов: