Проблему самовыражения молодёжи затронули на форуме «Quo vadis»
4 НОЯБРЯ 2011 (Пятница) 17:56:36 На базе оздоровительного комплекса «Чайка» на озере Нарочь (Минская область) прошел молодежный образовательный форум «Quo vadis?», где собрались около 200 участников из Беларуси, Украины и России. Было приглашено множество интересных гостей. Хотелось бы подробнее рассказать о выступлениях наших соотечественников. Из городского поселка Ружаны на форум прибыл клирик Свято-Петро-Павловского храма иерей Сергий Шиканов. В своем выступлении о. Сергий говорил о музыке и ее связи с религией: «Самый высший вид искусства – это музыка. Святые отцы и многие исследователи говорят, что музыка возникла в связи с тем, что человек отпал от Бога и пытался найти утешение. Само происхождение музыки – чистое религиозное подобие. Я разлучился с Богом и я пытаюсь свою ушу утешить. Это действительно самый высший вид искусства. Первоначально музыка была религиозной. Чем дальше человечество отходило то Бога, тем менее религиозной становилась музыка. Если возьмем другой вид искусства – получится то же самое. Берем науку – то же самое». «Есть три вида деятельности души: ум, чувства и воля. Чем уникальна религия? Она удовлетворяет все потребности души, содержит гносеологический элемент, чувственный и волевой – культовый элементы. Берем науку, она удовлетворяет ум. Полная сухота. Наука не может удовлетворить всего человека. Берем искусство, музыку, например. Она удовлетворяет чувство. А пища для ума? А воля? Как самовыражаться? Опять нет. Берем любое явление жизни – ничто не может соперничать с религией. Единственно музыка может соперничать с религией, потому что она приносит утешение разлученному с Богом человеку». Тему спорта, начатую архимандритом Иоасафом (Перетятько) из Украины продолжил протодиакон Максим Логвинов, клирик минского Свято-Петро-Павловского собора: «Под общим понятием спорт есть у нас три разные категории: фитнес, физкультура и, собственно, спорт. Первая группа очень хорошо интегрировалась в индустрию потребления. Фитнесом мы занимаемся ради красоты своего тела. Красиво выглядеть – это самоцель. И это очень опасное дело. Потому что все звезды, которые пропагандируют нам растление по телевизору, занимаются фитнесом для того, чтобы красиво выглядеть, показать свои стройные загорелые конечности. Это все, друзья мои, и есть индустрия потребления. Я прочитал хорошую фразу у Льюиса: «Радовать окружающих – послушание Евы, хотеть, чтобы тебя вожделели – суетность Лилит». Это эзотерика какая-то: Лилит – вторая жена Адама, но так или иначе. Послушание Евы – быть прекрасной, чтобы окружающие радовались. А когда хочешь, чтоб тебя вожделели – это уже суетность, однозначно греховное направление». «Теперь поговорим о физкультуре. Я, например, бегаю просто потому, что мне нравится, и играю в волейбол, потому что классно играть в волейбол. Это физкультура, она требует от человека отдать все свободное время для самого себя, для собственного развития и удовольствия. Это своего рода общение с единомышленниками. Какая от этого польза? Польза огромная, потому что если Господь дал человеку мышцы, значит, они должны работать. Так и во всем. Если они есть, то они должны быть развиты. Эту цель физкультура вполне осуществляет. Получается здоровый человек, который может сделать гораздо больше хорошего, если поставит перед собой такую задачу». «Другая сторона - это спорт профессиональный. Это тоже вещь скользкая. Мы видим, что те, которые зарабатывают медали, очень гордые люди. Спорт стимулирует гордость. Мол, я лучше всех, я чемпион всего мира. Когда я вижу таких людей, хочется сказать: «Ну вот пробежал ты 10 метров за 9 секунд, но ведь лося-то не обгонишь, как ни бегай». Вот бегут два человека. Один пробежал 9 и 0, другой – 9 и одна. Один неудачник, а второй великий. Чего в нем великого, если он всего на одну тысячную секунды выиграл? Не в этом предназначение человека, чтобы выигрывать тысячные доли секунды. С другой стороны, спорт дает огромные плюсы для христианина, потому что он заставляет себя преодолевать. Если к нам приходит спортсмен, с ним почти не надо работать, ему только поставь задачу, и он ее тут же выполняет, потому что привык добиваться, привык всем жертвовать, привык к своего рода смирению, к тому, что безоговорочно нужно слушаться тренера». «Это палка о двух концах. Или мы можем сильно поскользнуться на этом пути, или можем вырастить очень сильную личность. Я считаю, что средний путь физкультуры – очень хорош и для всех подходит. Если я буду сильный человек, то я смогу сделать больше добра», - заключил о. Максим. Протоиерей Георгий Латушко, духовник Объединения молодежи Белорусской Православной Церкви, настоятель Свято-Петро-Павловского собора г. Минска, затронул очень насущную тему участия мирян в Литургии – общем деле, отметив, что сейчас для многих храм стал всего лишь местом, где удовлетворяются религиозные потребности: «С течением времени, как отметили многие и многие литургисты, литургическая жизнь стала какой-то потребностью, которая находится вне нас. Я пойду в храм, чтобы причаститься. А для чего? Чтобы получить благодать, помощь какую-то. Считается: священник совершает службу, а я в этом не участвую и просто пришел что-то получить. Теряется единство, ведь Литургия – это общее дело. Все мы совершаем Литургию. У человека должен выработаться христианский вкус. А не так: мы пришли в храм, вышли из храма – и все становится обычным и удобным для окружающего мира. Очень важно понять это и усвоить». Причастие в жизни каждого православного христианина играет огромную роль. Но мы не должны относиться с этому, как к некой формальности. Главным для нас должно быть внутреннее устроение души, а не внешние приготовления к таинству: «Известно, что перед Причастием нельзя есть мясо. Всем это известно, многие духовники это требуют. А вот, например, Пасха, когда все причащаются, постившиеся и не постившиеся, готовившиеся и нет. Потом мы разговляемся после поста. Получается, на Святой неделе нельзя причащаться? Когда Причастие стало делом личного благочестия, святым и значительным моментом в жизни, оно становится как бы вне меня. Прихожу, что-то потребляю и ухожу, в этом не участвуя. Причащаюсь, прикасаюсь, но не участвую. Это правило, что нужно поститься перед причастием, возникло, когда люди стали причащаться очень редко и много не понимали. Патриарх Кирилл, еще будучи митрополитом, сказал такую интересную вещь: «Если бы до революции Закон Божий преподавался интересно, то революции бы не было». Когда люди стали далеки от Церкви, нужно было их немножко встряхнуть, чтобы они потрудились перед Причастием». Сейчас, когда некоторые причащаются еженедельно, они могут приступать к Причастию, не соблюдая трехдневного поста перед ним, с условием соблюдения поста в среду, пятницу, и в другое установленное время. «Важно, что мы вместе совершаем церковное делание, едиными устами и единым сердцем . Вот это – самое основное. Совершая Литургию, мы собираем Тело Христово. «Где двое и трое во Имя Мое, там и Я среди них» - такими словами завершил свое выступление о. Георгий, призвав всех присутствующих поразмыслить о всем вышесказанном и сделать для себя необходимые выводы. / sobor.by/ Юлия Трушко (просмотров 2652) |
Новости разделов: