Прощёное воскресенье

 
  
26 ФЕВРАЛЯ 2023 (Воскресение) 10:30:42
Прощёное воскресе́нье – последнее воскресенье накануне Великого поста имеет три названия: Неделя сыропустная (сырная), Адамово изгнание и Прощеное воскресенье. Первые два названия встречаются в богослужебных книгах (Триоди и Типиконе), тогда как именование "Прощеное воскресенье" — исключительно обиходное и употребляется только в православном быту.

Неделей сыропустной этот день называется потому, что совершается заговение на сырную и молочную пищу (молочный сыр типа брынзы был основной скоромной пищей монахов). Наименование "изгнание Адамово" связано с тем, что само богослужение (почти все песнопения Триоди) посвящено воспоминанию создания человека, его падения и изгнания из рая. Наконец, название "Прощеное воскресенье" обусловлено совершением вечером в этот день Чина прощения.
 
Краткая история

Обычай держать перед Великим постом переходную сырную седмицу, в которую уже не ели мясные продукты, но продолжали вкушать остальные виды молочной пищи, появился уже в VI веке. В иерусалимском Лекционарии VII века уже указана Неделя сыропустная, также обозначены особые прокимны и ветхозаветные чтения для каждого дня сырной седмицы. В саму Неделю сыропустную указано на литургии евангельское чтение Мф.6:1-33, в котором в том числе есть слова о прощении и об истинном посте (нынешнее литургийное чтение является частью иерусалимского). Современная служба Недели сыропустной возникла в IX–X вв. в Константинополе.

Особенности воскресного бдения и литургии

Данная неделя не имеет "своих" особенностей, служба в целом такая же, как в две предыдущие недели (о блудном сыне и мясопустную). Последний раз поется на утрене псалом 136 "На реках вавилонских…".

Идейное содержание

Соответственно трем названиям данного воскресного дня, его богослужение заключает в себе три темы:

грехопадение Адама и его следствия,

вступление в Великий пост и

прощение ближних.

Грехопадение Адама и изгнание из рая — основная тема всенощного бдения. Актуальность этого воспоминания накануне вступления в Великий пост заключается в следующем: первая заповедь, данная человеку, была заповедью о посте, пусть даже и в мягкой форме — запрещалось есть плоды всего лишь одного конкретного дерева. Адам нарушил эту заповедь и лишился тех благ, которые имел при сотворении. "А поскольку из-за того, что Адам единожды не постился, довелось и нам много пострадать, предлагается ныне, при вступлении в Святую Четыредесятницу, воспоминание сего события, дабы мы, памятуя, какое великое зло внесено в мир непощением, поспешили радостно возложить на себя пост и блюсти его" (синаксарь в неделю сыропустную). В стихирах и тропарях канона часто речь идет от 1‑го лица, чем выражается идея, что мы своими грехами повторяем преступление своего праотца и подобно ему лишаемся рая (благодати Божьей, данной в крещении). Также мы сокрушаемся о том, что по причине греха Адама все человечество утратило бессмертие и первозданное совершенство.

Вступление в Великий пост — вторая тема богослужения, которая в полной мере звучит в конце всенощного бдения в стихирах на "Хвалите…" (2–4‑я стихиры Триоди), а также в апостольском и евангельском чтении на литургии. В 3‑й хвалитной стихире отражена связь между воспоминанием изгнания Адама и началом поста: "Адам из рая отгонится, пищи причастився, яко преслушник: Моисей Боговидец бысть, постом очи душевныя очистив. Темже рая жителие быти возжелевше, изменимся от неполезныя пищи, и Бога зрети желающе, Моисейскую четверицу десятиц постимся, молитвою и молением чисто терпяще: утолим душевныя страсти, отженем плотския сласти, легцы к горнему шествию прейдем…". В заключительной стихире указана конечная цель поста — "Господи, тем сподоби и нас поклонитися Твоим страстем, и святому Воскресенью".

Тема прощения ближних звучит лишь в начальной фразе евангельского чтения: "Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших" (Мф.6:14–15).

Прощеное воскресенье и Чин прощения

Как уже было отмечено, название "Прощеное воскресенье" используется в обиходе и связано с тем, что в этот день на вечерней службе совершается Чин прощения, на котором настоятель храма или монастыря по окончании вечерни с земным поклоном испрашивает прощения у своего клира и прихожан, и те отвечают ему также земным поклоном. После чего все, по одному, подходят к настоятелю и испрашивают у него прощения.

При этом иереи лобызаются с ним по иерейскому чину, целуя друг друга в руки, а диаконы, церковнослужители и прихожане делают поясной поклон и принимают благословение. Также и все прихожане просят друг у друга прощения.

Богослужение великой вечерни с чином прощения

Вечером в Прощеное воскресенье совершается великая вечерня с чином прощения, с которой и начинается св. Четыредесятница.

Совершается вход с кадилом, ради пения великого прокимна: Не отврати лица Твоего от отрока Твоего, яко скорблю, скоро услыши мя: вонми души моей и избави ю (Пс.68).

Этот великий прокимен, кроме сыропустного воскресенья, поется также во 2‑ю и 4‑ю Недели (воскресенья) Великого поста.

 
 
Пением великого прокимна завершается праздничное воскресное богослужение, и от Сподоби Господи (читается сразу после прокимна) начинается великопостное. Священнослужители в это время переоблачаются в темные, постовые облачения. Священник произносит просительную ектению Исполним вечернюю молитву, а хор поет на каждое прошение особым, постовым распевом.

После стихир на стиховне, чтения Ныне отпущаеши и Трисвятого по Отче наш поются великопостные тропари с великими поклонами после каждого тропаря. После молитвы Небесный Царю священник произносит молитву св. Ефрема Сирина Господи и Владыко живота моего с тремя поклонами.

После отпуста вечерни совершается Чин прощения:

На солею выносятся и полагаются на аналоях напрестольный Крест, иконы Спасителя и Богородицы. Настоятель творит земные поклоны перед ними и целует их.

Затем он обращается к присутствующим с поучением о христианском проведении поста и испрашивает прощения грехов у причта и народа, говоря: "Благословите мя, отцы святии и братия, и простите ми, грешному, елика согреших в сей день и во вся дни живота моего словом, делом, помышлением и всеми моими чувствы".

Сказав это, он земно кланяется народу. Все отвечают ему земным поклоном и говорят: "Бог простит тя, отче святый. Прости и нас, грешных, и благослови".

В некоторых храмах и монастырях говорят иначе: "Бог простит тя, отче святый. Помолися о нас, грешных", что вполне согласно с Уставом.

На это служащий священник (как правило, настоятель) отвечает: "Благодатию Своею Бог да простит и помилует всех нас".

Затем настоятель берет напрестольный Крест. Все священнослужители в порядке старшинства прикладываются к иконам на аналое, подходят к настоятелю, целуют Крест и лобызаются с настоятелем и друг с другом в рамена (плечи), взаимно испрашивая прощения. За ними идут миряне, прикладываются ко Кресту, целуют иконы, которые обычно держат священнослужители, и испрашивают прощения у причта и друг у друга. В Типиконе ничего не сказано о пении каких-либо песнопений во время чина прощения. Краткое указание: "И целуем святыя и честныя иконы" предусматривает совершение этого обряда в молчании. Во время чина прощения в некоторых храмах принято петь "Покаяния отверзи ми двери…", "На реках Вавилонских…" и др., а также стихиры Пасхи, заканчивая словами: "И тако возопиим".

История Чина прощения

Основа чина прощения связана с древней традицией египетского монашества. Согласно этой традиции, на время поста перед Пасхой) (Четыредесятницей) иноки удалялись в безлюдные пустынные места. Там они усиливали аскетические подвиги, предаваясь сосредоточенной напряженной молитве и покаянию, ради особого внутреннего очищения, достойного приготовления к Пасхе.

Однако прежде чем покидать стены обителей, братия собирались для совместного богослужения. Это происходило в последний день Сырной седмицы. В этот день братия примирялись во Христе, испрашивали друг у друга прощения, забывали накопившиеся обиды, заручались благословением. По окончании вечерни монахи расходились.

Эта добрая монашеская традиция главным образом была связана с заповедью Христа о прощении ближним их прегрешений (Мф.18:21-22), хранении мира, любви (Мк.12:31).

Между тем, была на то и частная причина. Уходя в полудикие края, братия подвергали свои жизни потенциальной опасности: многие не знали, вернутся ли они к Пасхе, и даже — вернутся ли они вообще. Думая об этом, они понимали, что другого случая простить своих ближних и испросить у них прощения самому могло не представиться. Кто же хотел умереть без прощения, вне мира с братиями?

Впоследствии традиция испрашивать прощения и примиряться с ближними накануне Великого поста получила широкое распространение среди мирян. Такая практика помогает лучше настроиться на покаяние, приступить к соблюдению поста в возвышенном состоянии духа.
 


/ sobor.by/ по материалам /azbyka.ru/

(просмотров 892)





Новости разделов:

Церковные праздники

11 МАРТА 2025
Сегодня день памяти священномученика Иоанна (Пашина), епископа Рыльского
11 МАРТА 2025
Святитель Порфирий, архиепископ Газский. Церковный календарь: 11 марта
9 МАРТА 2025
Церковь празднует Первое и Второе обретение главы Иоанна Предтечи
8 МАРТА 2025
Сегодня Церковь чтит память великомученика Феодора Тирона
7 МАРТА 2025
8 марта Церковь вспоминает обретение мощей блаженной Матроны Московской
5 МАРТА 2025
Несгораемый епископ: Святителя Льва, епископа Катанского, вспоминает сегодня Церковь
4 МАРТА 2025
Апостола Филимона и его супругу Апфию и апостола Архиппа вспоминает сегодня Церковь
3 МАРТА 2025
Чин прощения в Прощеное воскресенье в приходе иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"
2 МАРТА 2025
Великомученика Феодора Тирона вспоминает сегодня Церковь
28 ФЕВРАЛЯ 2025
Апостол от семидесяти Онисим. Церковный календарь: 28 февраля
27 ФЕВРАЛЯ 2025
Равноапостольный Кирилл, учитель Словенский. Церковный календарь: 27 февраля
23 ФЕВРАЛЯ 2025
"Неделя о Страшнем суде". Церковный календарь: 23 февраля
Новости
Архив новостей :

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru


© www.sobor.by 2004-2016.