Протоиерей Сергий Лепин. Тело Христово приимите
30 МАРТА 2020 (Понедельник) 17:22:30 Итак, за окном Беларусь и пандемия – может, и в самом деле сидеть дома и не ходить ни на какое Причастие? Ведь теоретические риски заражения всегда имеются – это должны признать даже те, кто исключает возможность инфицирования от евхаристической утвари: по дороге в храм, в очереди за свечкой, при пении в хоре и пр… И здесь я с радостью разочарую уже другую часть своих читателей. НА ПРИЧАСТИЕ ХОДИТЬ НУЖНО! И вот почему.1. Это - заповедь самого Господа! Давайте откроем Писание. Господь говорит: "Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира… Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, [так] и ядущий Меня жить будет Мною" (Ин.6:51-57). "Иисус, взяв хлеб, благословил, преломил, дал им и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое. И, взяв чашу, благодарив, подал им: и пили из неё все. И сказал им: сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая" (Мк. 14:22-24). "Сие творите в Мое воспоминание" (Лк.22:20) – или в ином переводе: "Это совершайте в память обо Мне" (Лк 22,19). Что мы видим? Если мы хотим наследовать Жизнь Вечную (и иметь её в себе уже ныне), мы призваны причащаться Тела и Крови – в исполнение всего того, чему учил Христос. И мы должны это не просто единожды совершить, а совершать. Нет оснований считать, что в эпохи эпидемий эти слова Христа отменяются. Напротив, в реальности именно эпидемии увеличивали и увеличивают потребность в Таинствах. Если мы имеем хотя бы более-менее общие представления о Евхаристии, то для нас не может быть неясным, что Литургия – самый эпицентр духовной жизни христианина, определяющий для нас возможности единения с Богом и сопричастия Божественной Жизни. Т.е., это вопрос о действительности нашего religare, притом уже не вероятной, а необходимой: не ешь Плоти Сына Человеческого и не пьешь Его крови – в тебе нет Жизни и тебя нет в Ней, баста! Церкви нет без Евхаристии, а без Церкви нет спасения – если употреблять все слова без ограничений и в собственном смысле этого слова. Разумеется, ситуативная невозможность причащения может быть извинительной, но таковой не может быть нежелание причащаться. И, конечно же, не факт, что мы должны причащаться каждый день, но это другая история. 2. Теперь давайте разберёмся с рисками. Условно обычными. Есть риск, что, выходя из дому, мы будем сбиты машиной (меня, кстати, сбила однажды: автобус во втором классе – думаете, чего я такой шибанутый?). Но, зная об этом риске, мы всё равно идём на работу, свидание, прогулку… Почему? Потому что мы считаем этот риск приемлемым: мы оцениваем вероятность несчастья в свете намеченных целей и соглашаемся. Обычно мы ничего не предпринимаем, но если вдруг риски увеличиваются (гололед, тёмное время суток, гоночный чемпионат или танки на улицах вашего города, заговор рептилоидов, о котором вам стало известно), то мы стараемся подольше держаться от проезжей части, покупаем фликеры, ищем другие возможности достигнуть цели или… отказываемся от маршрута, если оно того не стоило и лучше посидеть дома. Определённые страхи в определённых пределах – это нормально. Ненормально – это когда страх по какому-либо поводу овладевает человеком и нарушает качество его жизни. Но есть откровенно больные люди, которые, вопреки здравому смыслу, просто боятся выйди из дома – у них какая-нибудь агиро- или амаксофобия. Им вы ничего не объясните, поскольку рациональные доводы неэффетивны против иррациональных состояний. Есть люди, которые боятся причащаться. Стоит заметить, что ежели перед нами клинические мизофобы – то нужно или ремиссии ждать, или… искать варианты. Мы говорим о тех состояниях, для работы с которыми не нужно иметь диплома психотерапевта. Смотрите. Врачи делают операции, на которые соглашаются или не соглашаются люди. У врача два варианта поддержать колеблющегося: объяснить, что операция не опасна, если она не опасна на самом деле, или, если она реально опасна, объяснить, почему отказ от операции более опасен, чем предполагаемые риски, почему "оно того стоит". Врач не имеет права врать об отсутствии рисков или просто не информировать о таковых, если они имеются, но должен проявлять мудрость при обсуждении их с пациентом, дабы не спровоцировать неоправданные отказы. Так и с причастием. "Обычное причастие" в "обычное время" не исключает рисков вообще и в принципе, но имеет их сравнительно незначительными: ради них отказываться от причастия – это уже мизофобия или бытовое чистоплюйство. "Сомнения относительно опасности переноса инфекции с причастием чрезвычайно устойчивы в массовом сознании, поэтому Центр по контролю и профилактике заболеваний США в 1998 году в American Journal of Infection Control опубликовал текст, обобщавший все известное на тот момент о возможностях подобной передачи: "Внутри ЦКПЗ есть консенсус, что теоретический риск передачи инфекционных заболеваний через причастие существует, но риск этот так мал, что его невозможно обнаружить". Никаких эмпирических данных о случаях передачи инфекций таким путем ЦКПЗ не имели, что подчёркивалось в материале. Его авторы отмечали, что результаты сравнения статистики инфекционных заболеваний по 681 причащающемуся не показали у них более высокой частоты инфекций, чем среди тех, кто в церковь не ходил. При этом другие работы, анализировавшие наличие разных видов микробов в чаше для причастия, не раз находили там потенциально опасные организмы". Если речь не идёт о совершении литургии в каком-нибудь лепрозории и в чумном отделении инфекционной больницы, то наиболее вероятная к переносу инфекция через чашу с причастием — вирусы, вызывающие простуду. 95% простуд вызываются вирусами, 5% — бактериями. Но почему обычно не происходит заражений в значимом количестве? Трудно сказать. Свойствами спиртового раствора в чаше, а также составом самой чаши это объяснить не удалось. Если учесть, что у протестантов, не верующих в ПреложениеПресуществление Даров, заражения (не)происходят с такой же вероятностью, как и у верующих в указанное, то, по-видимому причина сего – естественная: вероятно, организмы, эволюционировавшие для передачи воздушно-капельным путём, не считают для себя "винно-хлебный" путь оптимальным. Проще, быстрее и вернее можно заразиться от контроллёра в трамвае, или просто зайдя в пустой лифт, чем через Чашу, и поэтому литургической этиологией можно спокойно пренебречь. Много лет назад мне встречался abstract статьи о причастии, в которой говорилось даже о большем: что те инфекции, в результате которых по тем или иным причинам не происходит заражения, напротив способствуют укреплению иммунитета и активизируют защитные свойства организма. Подобные отвлечения в медицину, конечно же, в богословских теориях мы можем использовать только как декоративные, а не конструктивные элементы. Строить мораль на научных теориях значит строить на песке (сегодня они одни - завтра другие), да и Церковь сформировала свою практику в далёкие времена, когда ещё не были открыты ни вирусы, ни бактерии. Единственный критерий, которым она руководствовалась при формировании своей практики, это приемлемость конечных результатов: как правило, при нормальных условиях всё было хорошо и даже лучше, чем при ранее отвергнутых формах практики. Ну не выглядят верующие более болезненными, чем неверующие! Мы настаиваем на том, что причащаться не только нужно, но и можно! Боязнь заражения при нормальных условиях не должна служить причиной отказа от причастия. Но если человек для себя решил, что риски, которые никто не в праве исключать полностью, "того не стоят", то, может, ему и в правду не время причащаться – значит, не так уж ему и хотелось, и не так уж и нужно ему было. С таким необходимо проводить "согласительные беседы" (не только ж перед Крещением и Венчанием это делать!), и работать над его мотивацией к Причастию. Иногда нужно просто обождать, пока такого человека "отпустит": если человек захочет "иметь в себе Жизнь", то готов будет жрать землю под ногами при отсутствии других возможностей. Кстати, и я мой собрат о. Максим всегда после причащения народа демонстративно и в режиме time-lapse облизываем лжицу. Сам Устав не обязывает нас вести себя таким образом, но лично я, прекрасно осознавая риски своего недостоинства, описанные в предыдущей главе, побуждаю себя на подобное поведение не псевдобогословскими представлениями о том, что "благодать убивает микробы", и даже не маловероятностью "осложнений" (священники причащаются намного чаще мирян и тем самым математически увеличивают дурную вероятность), а соображениями о пастырской пользе: это ободряет и поддерживает нерешительных. Ко мне не один раз подходили и благодарили за это: мол, это здорово им помогло преодолеть себя. Я живу верой в то, что – как говорят врачи при опасных назначениях – ожидаемый положительный эффект соразмерен предполагаемым рискам. 3. Теперь про риски "сверхобычного". Где риски имеются больше обычного (речь не о потенциально опасных организмах, о об особо опасных – таких как чума, холера, оспа, корь, краснуха, тиф, проказа всякая), духовенство имеет специальные инструкции (см. например, у Сильченкова, Булгакова) – вплоть до отдельного причащения запасными Дарами или причащения отдельной лжицей вне церковного помещения и собрания людей. У нас есть все основания считать ковид-19 очень опасной инфекцией, особенно для пенсионеров и людей с хроническими заболеваниями (огромной части наших прихожан). А раз так, то мы имеем все основания для того, чтобы предпринять неординарные меры обеспечения безопасности при совершении Причащения. Этого требует и соответствующие инструкции от Чиноначалия. И, конечно же, – идея благоговения перед Таинством. Отказ от неординарных мер по своей сути такой же, как отказ перед литургией вымыть руки после туалета и вычистить грязь из-под ногтей – "а навошта? Благодать же сама все продезинфицирует". ИМХО, прихожане имеют права рассчитывать на то, что их пастыри отслеживают изменения в реальности, контактируют с ней и вариативно и адекватно реагируют на изменения обстановки, стараясь сделать храм самым безопасным местом на земле. Посему возмущенные ковид-диссидентством и "автокефализмом" своих настоятелей прихожане в праве обратиться за Таинствами на другой приход, где меры безопасности соблюдаются. Все же свободны, у нас нет крепостного права. Тому, у кого вера такая же великая, как и их личное самомнение, не должны осуждать тех, кто звезд с неба не хватает и хочет обойтись без необязательных рисков. Это же нормально, что есть люди, которые хотят прыгать с парашютом и готовы платить за это, а есть те, что не хотят и готовы платить, чтоб не прыгать, правда? А те христиане, которые любые меры считают недостаточными и пребывают в непреодолимом страхе, пусть утешают себя словами Иисуса Христа: "Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною, ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее; какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?" (Мф.16:24-27). "Лучше для тебя,чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну" (Мф.5.29). "Сие сказал Я вам, чтобы вы имели во Мне мир. В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир". (Ин.16:33). Ну и вообще: "Мужайтесь, и да укрепляется сердце ваше, все надеющиеся на Господа!" (Пс.30:25)./ sobor.by/ Больше статей по теме в Живом журнале (просмотров 1563) |
Новости разделов: