Разработка урока по произведению М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени «
4 ФЕВРАЛЯ 2013 (Понедельник) 15:37:27 ТЕМА: РАСКРЫТИЕ ОБРАЗА ПЕЧОРИНА КАК ГЕРОЯ СВОЕГО ВРЕМЕНИ Цели: познавательная: помочь учащимся целостно представить образ Печорина. развивающая: содействовать развитию у школьников умения общаться, вести диалог в процессе групповой работы воспитательная: воспитывать у учащихся совестливость, великодушие, доброжелательность, ответственность за другого человека Задачи: на основе анализа содержания повестей сформировать у учащихся представление о нравственных качествах человека развитие навыка аналитического чтения художественного текста воспитание умения выслушать иную точку зрения, при необходимости аргументировано доказать свою ОФОРМЛЕНИЕ: 1. Эпиграф: «Никто не писал у нас такой правильной прекрасной благоуханной прозой. Тут видно большое углубление в действительность жизни». Н.В. Гоголь 2. Портреты М.Ю.Лермонтова ХОД УРОКА: Сообщение темы урока. Проверка домашнего задания: фронтальный опрос по содержанию Работа над содержанием: 1) Место романа в русской литературе В апреле 1840 года выходит отдельным изданием роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». Роман стал этапным, важным не только для творчества Лермонтова, но и для литературного процесса конца 30-х – начала 40-х годов в целом. На первый план выступает проблема «героя времени». В европейской литературе эта проблема встречалась уже в эпоху Просвещения, в России же в переходную эпоху, когда смежались сентиментализм, романтизм и намечался реализм, проблема «сын века» стала основной. 2) Особенности жанра и композиции Это роман в виде «цепи повестей», рассказов, новелл. Такие жанры уже встречались в русской литературе, например, «Повести Белкина» А.С.Пушкина, «Вечера на хуторе Диканьки» Н.В.Гоголя и др.) Новаторство Лермонтова в том, что внешний фактор, объединяющий единство повестей (Белкин у А..С. Пушкина, пасечника Панька Рудого у Гоголя), у Лермонтова же внешнее единство заменяется внутренним – личностью героя. Поэтому меняется жанр – становится психологическим романом. Лермонтов придаёт роману сложную композицию. Повести даются не в хронологическом порядке. Причём, повести – разные по жанру. «Бэла» - путевой очерк и романтическая новелла, «Княжна Мери»- «светская повесть». «Фаталист» - мистико-фантастический рассказ» Главный герой – Григорий Александрович Печорин постепенно раскрывается перед читателем с разных сторон. Задача писателя - по возможности полно и глубоко раскрыть образ Печорина как героя своего времени Общий замысел произведении объясняется автором в Предисловии» к романную Далее следует повесть «Бэла» - путевые заметки автора, центральным элементов которых выступает рассказ Максима Максимыча (второе авторское «я»). После единственной встречи с Печориным к автору попадает «журнал» Печорина, т.е. личные записки, дневник. «Журнал» составляют повести «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист»в которых сам Печорин рассказывает о себе. Образ Печорина сложен. В нём совмещаются словно два человека, один из которых совершает поступки, а другой их анализирует и судит. Задание: найдите в Предисловии и зачитайте, что говорит сам автор о Герое Своего Времени (два последних абзаца) - Как вы понимаете строки: «Довольно людей кормили сластями; у них от этого испортился желудок: нужны горькие лекарства, едкие истины» - В чём Лермонтов видел болезнь своего поколения? Лермонтов определяет своего героя как типического, так как видит в нём носителя характерных черт целого поколения. Индивидуализм, скепсис, эгоцентризм совмещаются в нём с интеллектуализмом, способностью к самоанализу и объективной оценке окружающих. Роман построен таким образом, что Печорин занимает центральное место в его образной системе, его личность вырисовывается через взаимодействие с другими героями. 3) Перейдём к содержанию повести «Бэла». Опубликована повесть в 1839 году в журнале «Отечественные записки» и получает хороший отзыв у В.Г.Белинского. «Простота и безыскусственность этого рассказа –т невыразимы», и каждое слово в нём так на своём месте, так богато значением» - писал критик. «Бэла» написана в форме путевых записок русского офицера, с сохранением ряда особенностей- нет сквозного сюжета, много зафиксированных впечатлений, обилие описаний. 1. Вопрос : Когда и где происходят события, описанные в повести? Историческая справка: КАВКАЗСКАЯ ВОЙНА 1817-1864, война Российской империи с горскими народами Северного Кавказа. Борьба горцев-мусульман с русскими проходила под флагом газавата. Закончилась присоединением Чечни, Горного Дагестана и Северо-Западного Кавказа к России. Лермонтов был замечательным стилистом. Русский язык можно вполне изучать по его текстам. 2. Найдите описание Койшаурской долины.(«Тихо было… с.56) 3.Каково отношение рассказчика к обитателям сакли, к их нищенскому существованию? 4. На какие две части делится повесть? 5. Кратко перескажите историю, рассказанную Максимом Максимычем о Бэле. Следуем вопрос: как же могло произойти такая история- как можно похитить девушку и распоряжаться её судьбой? 6. Зачитайте, как выглядел Печорин при первой встрече. 7. Что говорит Максим Максимыча о странностях его характера? 8. Как выглядела Бэла? 9. Сразу ли Бэла приняла Печорина? Как ему удалось добиться расположения девушки? 10. Что ответил Печорин Максиму Максимовичу в ответ на упрёки по отношению к Бэле: (с.62) ( по ролям) 11. В каких действиях и поступках проявились простота, скромность, доброта и сердечность Максима Максимыча? 12. Кто виноват в смерти Бэлы? Максим Максимыч – человек из народа: в столицах не живал, образования блестящего не получил. Это простой, бесхитростный человек, душевно здоровый, нравственно чистый. В чём-то он наивен, но душевно чуток, способен понять другого человека, хорошо разбирается в людях. Печорина мы воспринимаем через призму его восприятия. Контрольное задание: в тетрадях запишите: что вы думаете о Печорине после прочтения, анализа повести «Бэла»? 4) Повесть «Максим Максимович» С точки зрения хронологии – это заключительная часть Вопросы: Перескажите кратко сюжет повести. прочитайте описание портрета, данное путешествующим офицером. Какие черты внешности Печорина раскрывают его характер? Прочитайте описание встречи Максима Максимовича и Печорина. Чью сторону принимает рассказчик, наблюдая их встречу. Как объясняет Максим Максимович холодность встречи со стороны Печорина? Прав ли он? Контрольное задание: запишите в тетрадях своё мнение о Печорине после прочтения и анализа повести «Максим Максимович» Подведение итогов. У доски ученики, активно участвующие в уроке: Кто такой Печорин? По одной фразе. 5. Домашнее задание: Повесть «Тамань», «Княжна Мери». Критика стр.105-109 / sobor.by/ учитель высшей категории Татьяна Метечко (просмотров 23137) |
Новости разделов: