Резолюция республиканской научно-практической конференции “Алкогольная проблема в Беларуси”
24 ДЕКАБРЯ 2014 (Среда) 19:21:03 Участники Конференции констатируют:• Алкоголизация населения в настоящее время приняла угрожающе-массовый характер и угрожает национальной безопасности страны в связи с многочисленными медицинскими, социальными и духовными последствиями во всех значимых сферах нашего общества. • При разработке и реализации мер государственной антиалкогольной политики следует применять только те из них, которые доказали свою эффективность. Не следует применять подходы, исторически доказавшие свою бесперспективность и неэффективность в нашей стране. В первую очередь это касается культивации в Беларуси так называемой «культуры пития». Данная концепция является ненаучной, популистской а в контексте современной катастрофической алкогольной ситуации в стране – вредной и даже опасной. Во-вторых. Нельзя принимать во внимание бездоказательные мнения ряда чиновников и алкогольного лобби о том, что запретительные меры в отношении алкоголя якобы неэффективны. Существуют научные и статистические доказательства эффективности ограничительных мер в отношении алкоголя в нашей стране и других странах, опубликованные в официальных научных рецензируемых изданиях Республики Беларусь, а также в документах Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). • Необходимо строить антиалкогольную политику государства, основываясь на утверждении в обществе и общественном сознании белорусов трезвого образа жизни, наряду с современными методами борьбы с пьянством и алкоголизмом. В этом контексте должны приниматься и государственные политические решения в данной сфере. • В действующей Государственной программе национальных действий по предупреждению и преодолению пьянства и алкоголизма на 2011-2015 годы впервые сделан акцент на выявление, предупреждение комплекса причин и условий, способствующих потреблению алкоголя. Однако реальные меры по утверждению трезвого мировоззрения у населения ответственными исполнителями на государственном уровне не предпринимаются. Детям в учебных заведениях говорят о вреде алкоголя, но не говорят о трезвости как о нравственной ценности и желательном поведении ответственного человека. В СМИ, на кино- и телеэкранах и театральных сценах продолжает доминировать пропаганда проалкогольного поведения, передавая «прививку» алкогольного мировоззрения, как эстафетную палочку, следующим поколениям граждан Беларуси. Конференция приняла решение внести в органы государственного управления следующие ПРЕДЛОЖЕНИЯ: 1. Законодательно запретить рекламу алкогольных, слабоалкогольных напитков и пива, а также торговых брендов и фирм, имеющих отношение к изготовлению или реализации алкогольной продукции. Для реализации данного предложения необходимо дополнить пункт 10 ст. 18 Закона Республики Беларусь «О рекламе» от 10.05.2007 следующим текстом: «алкогольных, слабоалкогольных напитков и пива»; товаров, производимых юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями под одной торговой маркой, если реклама одного из них запрещена в законодательном порядке. 2. Законодательно запретить рекламу пива на ТВ, ведь её заведомо деструктивное влияние на молодежь в части снижения возраста первого употребления алкоголя несовершеннолетними и увеличения частоты избыточного потребления алкоголя доказано экспертами ВОЗ (Alcohol in Europe. A public Health perspective. – Institute of alcohol studies, UK, June, 2006 и др). 3. С целью увеличения доходов госбюджета и ограничения доступности социально опасных товаров более существенно повысить акцизы на алкогольные и табачные изделия, которые не являются жизненно важными и не включаются в набор продуктов питания, которые входят в состав бюджета прожиточного минимума (разъяснение Минэкономики от 08.01.2008 №01-01-07-341/Ч). Следовательно, эта мера не затронет интересы наиболее ответственной и сознательной части населения. При этом, повышение акцизов необходимо проводить темпами, значительно опережающими инфляцию. 4. Кроме повышения акцизов, необходимо также поэтапное повышение минимального уровня отпускных и розничных цен на производимую и реализуемую алкогольную продукцию, чтобы исключить лазейки для организаций торговли в манипулировании ценами с целью увеличения доступности алкоголя для роста продаж. 5. Министерству образования признать, что применяемые образовательные технологии в учебных заведениях страны, основанные на информировании учащихся о вреде алкоголя, табака и наркотиков, не справляются с задачей формирования трезвого, антинаркотического мировоззрения у учащихся. В этой связи рекомендовать Министерству образования: • рассмотреть вопрос о разработке и введении в учебный процесс общеобразовательных школ цикла занятий либо курса, направленных на формирование осознанной трезвости у подрастающего поколения; • создать в школах, ВУЗах, СУЗах в рамках уже имеющегося волонтерского движения «Равный обучает равного» широкую сеть волонтерских проектов, направленных на формирование у участников трезвого образа жизни. 6. Министерству культуры во исполнение п.47 Государственной программы национальных действий по предупреждению и преодолению пьянства и алкоголизма на 2011–2015 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 11 января 2011 года №27, в целях профилактики у граждан Беларуси проалкогольного мировоззрения и вредных привычек предложить населению альтернативу алкогольным праздникам и застольям. С этой целью мы предлагаем на основе анализа безалкогольных традиций разработать и пропагандировать в СМИ и широких массовых изданиях безалкогольные сценарии-обряды проведения основных наиболее распространенных торжеств (свадьба, день рожденья, поминки и пр), праздников (Новый год, Рождество, Пасха, «Дажынки», День города и др). Ввести данное направление в план подготовки и повышения квалификации специалистов учреждений культуры. 7. Внести в установленном порядке в повестку дня государственного органа, регулирующего деятельность Таможенного Союза, вопрос согласованного повышения акцизов на алкогольные и табачные изделия в странах Таможенного Союза. Эта мера позволит уменьшить потребление этих социально опасных изделий, снизить масштабы алкогольно-табачной эпидемии в странах Таможенного Союза, кроме того, она является, по мнению экспертов ВОЗ, высокоэффективной мерой в борьбе с алкогольно-табачной эпидемией (доклад Комитета экспертов ВОЗ по проблемам, связанным с потреблением алкоголя, Женева, 10-13 октября 2006 г.). 8. Увеличить возраст, с которого разрешено употребление алкогольных изделий, до 21 года, как это планировалось в п.4 Мероприятий ранее действовавшей государственной программы национальных действий по преодолению пьянства и алкоголизма на 2006-2010 годы, но почему-то не было выполнено. Аргументы противников данной меры в части того, что возникнет ситуация, что в 18 лет можно доверить оружие при службе в армии, но нельзя доверить бутылку водки, несостоятельны, если помнить предупреждение наркологов о пагубном влиянии спиртного на ещё не сформированный организм молодого человека. При необходимости, следует внести соответствующие изменения и дополнения в ст.20 Гражданского Кодекса Республики Беларусь, оговаривающую гражданскую дееспособность в полном объеме с 18 лет. 9. Необходимо нормативным документом республиканского уровня разрешить продажу алкогольной продукции повсеместно только с 11.00 до 21.00, что будет способствовать снижению алкогольной преступности и смертности. Практика показывает, что отдание данного вопроса на откуп облисполкомам не приводит к каким-либо существенным ограничениям времени продажи алкоголя. 10. Разрешить продажу алкогольных изделий только в специальных отделах, отграниченных от общего торгового зала в целях уменьшения рекламно-пропагандирующего воздействия на несовершеннолетних и исключения спонтанных покупок алкоголя посетителями. 11. Приравнять пиво и слабоалкогольные напитки с содержанием спирта, начиная с 0,5%, к алкогольным напиткам. 12. Необходимо запретить продажу пива в киосках мелкой розницы, так как невозможно проконтролировать продажу этих социально опасных изделий несовершеннолетним, что и происходит повсеместно. Необходимо оставить продажу пива только в спецотделах магазинов, снабженных системой видеонаблюдения. 13. Министерству здравоохранения, являющемуся основным исполнителем Госпрограммы подготовить официальную информацию о многочисленных положительных медико-социальных последствиях опыта реализации мер ограничения продажи алкоголя в 1985 году в виде увеличения рождаемости, снижения заболеваемости населения, смертности, преступности и т. д, для последующего широкого освещения в СМИ с целью развенчивания мифа о негативных последствиях «Сухого закона 1985 года», который устойчиво укоренился в общественном сознании. Кроме того, данные информационные материалы необходимо широко освещать по линии информационно-идеологической работы с коллективами на предприятиях и организациях. Подготовить в качестве социальной рекламы макеты информационных бил-бордов по теме «Живи трезво», посвященных утверждению трезвого образа жизни. приглашать на ежегодные научно-практические конференции по алкогольной проблеме представителей общественных организаций Беларуси, занимающихся вопросами утверждения в обществе трезвого здорового образа жизни. 14. Министерству информации более внимательно подходить к информационному контексту программ, фильмов, передач, публикуемых статей. СМИ должны быть союзниками государства в реализации государственных антиалкогольных программ, а не саботировать их размещением на своих страницах и телеэкранах проалкогольных материалов. 15. Прекратить дискредитировать идею трезвости во время проведения так называемых «Дней трезвости». В эти дни, наряду с ограничением продажи алкоголя, в СМИ в настоящее время ни слова не говорится о трезвости, а лишь о вреде пьянства и алкоголизма. Необходимо устранить это упущение, развернув в «Дни трезвости» массовые информационные компании о трезвом образе жизни. 16. Выделить на льготных условиях помещения для работы центров и организаций (церковным организациям, Центральной Службе Анонимных Алкоголиков, Информационно-методическому центру «Жизнь без алкоголя» и т.д.), оказывающим безвозмездную помощь людям с алкогольной зависимостью и их семьям. 17. Научно-исследовательским институтам экономического профиля Беларуси разработать механизмы, снижающие зависимость республиканского и местных бюджетов от поступлений, связанных с продажей алкоголя. Необходимо осуществить коррекцию системы движения финансовых потоков, которая в настоящее время вынуждает руководителей исполкомов мотивировать предприятия торговли больше продавать алкоголя населению. 18. Законодательно закрепить обязанности производителей алкогольной продукции центрам, которые занимаются помощью и реабилитацией людей с алкогольной зависимостью. 19. За счет налогов от реализации алкогольной продукции создавать и транслировать в достаточном количестве наружную и видео социальную рекламу о здоровом образе жизни и возможных вариантах проведения досуга, заменяющего употребление алкоголя, а также распространять в СМИ информацию о центрах, занимающихся помощью алкоголезависимым людям. Считаем, что возглавить процесс утверждения трезвости в стране и контроль за разработкой соответствующих концептуальных программ должны первые лица государства (история показывает, что научное понимание этой проблемы и политическая воля высшего руководства позволяет добиться позитивных результатов – примеры Норвегии, Швеции и др.). / sobor.by/ (просмотров 3072) |
Новости разделов: