Сегодня Церковь вспоминает перенесение мощей преподобных Зосимы и Савватия Соловецких
21 АВГУСТА 2014 (Четверг) 13:57:35 Перенесение мощей святых преподобных Зосимы и Савватия Соловецких (1566) и второе перенесение мощей святых преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких (1992) Церковь празднует 21 августа (8 августа по церковному календарю).В этот день особенно празднично в Свято-Зосимо-Савватиевском Велико-Кракотском мужском монастыре в Беларуси. История монастыря берёт начало с 1883 года - даты строительства храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы. В 1959-1961 годы, во время гонений на Церковь, храм закрыли и разместили в нем клуб. В 1990-1991 годах церковь была восстановлена. А через два года в здании бывшей школы, что находилось рядом с храмом, стала обустраиваться братия Свято-Успенской Жировичской обители. Постепенно образовывался монастырь. 4 июля 2005 года архиепископ Новогрудский и Лидский Гурий освятил здесь домовой храм в честь преподобных Соловецких чудотворцев, а через несколько недель в обитель были доставлены частицы святых мощей преподобных Зосимы, Савватия и Германа. 29 июня 2009 года решением Священного Синода Белорусской Православной Церкви в д. Великая Кракотка был открыт Свято-Зосимо-Савватиевский мужской монастырь. В марте 2010 года со Святой Горы Афон в монастырь был привезен список чудотворной иконы Пресвятой Богородицы «Скоропослушница», написанный монахами монастыря Дохиар. Так в обители появились свои святыни. И чудотворная икона Матери Божией, и святые мощи преподобных Савватия и Германа находятся в храме Рождества Пресвятой Богородицы. Справка о святых преподобных Зосиме и Савватии: Случалось, что при жизни своей святые не знали друг друга и только Церковь соединила их вместе, следуя законам духовного бытия. Так произошло и с основателями монашества на Соловецких островах, ибо преподобный Зосима прибыл туда через год после смерти преподобного Савватия. Савватий же высадился на этих островах в 1429 году, будучи уже опытным подвижником. До этого много лет он провел в послушании и молитве в известном Кирилло-Белозерском монастыре, а также на Валааме, где, ревностно соблюдая строгий монастырский устав, пользовался любовию братии. Однако, стремясь в душе к уединению и тишине, полагал Савватий, что надлежит ему найти совершенно безлюдное место, для чего и ушел тайно с Валаама, лесами и реками направившись к студеному Белому морю. Был он уже убелен сединами и некрепок здоровьем. Добравшись до Белого моря, Савватий принялся расспрашивать местных жителей, весьма их удивив, о Соловецких островах. «Чем он будет там питаться и как одеваться, ежели сам так беден и дряхл?» - любопытствовали они. А услышали спокойный ответ: «У меня такой Владыка, Который и дряхлости дает силы свежей юности, и голодных питает до сытости». Некоторое время оставался Савватий у реки Выги, найдя здесь отшельника Германа, который не только поведал ему о Соловках, но и выразил желание вместе отправиться туда. Отплыли оба монаха на утлой ладье и через три дня достигли сурового пустынного архипелага, который был доступен только рыбакам-поморам. Близ Секирной горы поставили отшельники крест, и началась для них святая жизнь, с лютой зимней стужей, скудным пропитанием и молитвенным предстоянием Господу. Беспокоили временами Савватия и Германа желавшие поселиться от них неподалеку поморы. Их встретили двое юношей светлых и с гневом стали бить и говорить: «Бегите отсель, не для вас это место - сонмы иноков будут здесь славить Бога». Но пока на месте будущего монастыря стояла лишь небольшая келлия. Минуло шесть лет, и Герман вернулся на материк, на реку Суму, оставив Савватия на острове одного. Но скоро старец почувствовал приближение смертного часа и тоже покинул Соловки. Причастившись от игумена Нафанаила Божественных Тайн, подвижник скончался в прибрежной часовне, облаченный в мантию и куколь, с кадильницей в руке. Это произошло 27 сентября 1455 года. Спустя год после кончины прп. Савватия Соловецкий остров вновь принял иноков. То были преподобные Герман и Зосима, уроженец онежской деревни Толвуя. Рассказав Зосиме о блаженном Савватии, и о состоянии острова, Герман решился сопровождать его. Когда иноки приплыли на остров, то Господь открыл им, где строить келлию и церковь. Братия множилась, и быстро росла на берегу возводимая Преображенская церковь. Прибывали к отшельникам духовные и миряне, лопари и чудь, и даже норвежцы, дабы поучаться путям спасения. В 1452 году избрала братия Зосиму своим игуменом. В 1465 году из часовни на берегу Выги были перенесены нетленные мощи основателя обители - преподобного Савватия, и положены вблизи алтаря Преображенской церкви. Прожив на острове почти полвека, Зосима в предвидении своей праведной кончины собрал по обычаю братию, назначил преемника и 17 апреля 1478 года отошел ко Господу со словами: «Мир всем». Его мощи были преданы земле подле прп. Савватия. Над могилами преподобных два столпа огненных видны были на расстоянии тридцати верст. Через несколько десятилетий церковный Собор при митрополите Московском Макарии 26 февраля 1547 года определил совершать всецерковную память Соловецким преподобным каждому в день его кончины: Савватию — 27 сентября/10 октября, Зосиме — 17/30 апреля. Известны сведения, согласно которым первое обретение мощей преподобных отцов было 2 сентября 1545 года. Вероятно, это связано с подготовкой к канонизации этих подвижников на Соборе 1547 года. Торжество перенесения мощей преподобных Зосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев, состоялось на третий день праздника Преображения, после освящения Преображенского собора 8 августа 1566 года. Подготовлено и вдохновлено оно было святителем Филиппом, будущим митрополитом Московским (+1569; память 9/22 января, 3/16 июля и 5/18 октября). Мощи преподобных Зосимы и Савватия были перенесены в придел Преображенского собора, устроенный в их честь. В 1566 году мощи обоих Соловецких чудотворцев были перенесены в каменный монастырский собор, где они оставались до их поругания в 1925 году, когда Соловецкий монастырь был обращен большевиками в концлагерь. Русский народ свято чтит память Соловецких чудотворцев; они особо почитаются как покровители пчеловодства. Во многих местностях России к дню памяти преподобного Зосимы «Пчельника» (17/30 апреля) приурочивалась выставка пчел. В день памяти преподобного Савватия (27 сентября/10 октября) обычно завершается уборка пчел в омшанник на зимовку. Только в 1992 году вернулись Соловецкие угодники на прежнее место своего упокоения, обагренное кровью новых исповедников Российских. / sobor.by/ (просмотров 3354) |
Новости разделов: