BEL ENG DEU FRA



Сегодня Церковь вспоминает преподобного Николая Кавасилу

 
  
3 ИЮЛЯ 2020 (Пятница) 13:10:59
Два солунских святых из XIV века носили имя Кавасилы. Старший Нил, дядя Николая, по общепринятому мнению, управлял Солунской паствой до 1340 года, при Иоанне Кантакузине. Младший, Николай, родился в 1320 году в аристократической семье в Фессалонике. Детство его прошло под наставничеством дяди.

В 1335 – 1340 гг. Николай получает классическое образование в Константинополе, где изучает философию, риторику, грамматику, естественные науки. Впоследствии он принимает активное участие в политической и церковной жизни империи и упоминается в должности сакеллария Константинопольской Церкви.

При гражданских беспокойствах, вызванных движением зилотов, мы встречаем Николая Кавасилу (греч. Νικόλαος Καβάσιλας) на стороне Палеологов и военачальника Сигриана.

Патриарх Иоанн в 1343 году посылал его в числе других к императору Иоанну Кантакузину, чтобы убедить его отречься от престола. Но когда тот был коронован в Адрианополе и когда Фессалоника и другие города перестали противодействовать благоприятствовавшей ему партии, посольство в 1346 году отправилось к сыну его Мануилу, чтобы обещать ему покорность под некоторыми условиями, и в этом посольстве был Николай Кавасила. Может быть, эти самые сношения приобрели Николаю благосклонность Кантакузина; по крайней мере, сам Кантакузин говорит, что удостаивал своей дружбы и даже причислял его к лучшим своим друзьям. Будучи склонным к созерцательной монашеской жизни, Иоанн Кантакузин в 1349 году удалился в монастырь Святого Маманта и потом перешел в монастырь Манганийский, недалеко от Константинополя. В это добровольное изгнание последовали за ним Димитрий Кидоний и Кавасила, мужи, по словам самого императора, достигшие вершины внешней мудрости, не менее любомудренные и в делах, избравшие жизнь целомудренную и свободную от несчастий брака.

Пребывание императора и друзей его в монастыре было непродолжительным.

Когда Кантакузин, незадолго до своего отречения ради принятия монашеского пострига, призвал в соправители себе сына своего Матфея и Палеолога Андроника, Кавасила опять встречается в числе посредников, которым надлежало вызвать удалившегося патриарха Каллиста и заставить его короновать Матфея (Cantac. hist. lib. IV. Vol. III. P. 275). Но когда Каллист отказался, приступили к выбору нового патриарха, и на это место предложены были Кавасила и еще двое: Макарий Филадельфийский и Филофей Ираклийский; император избрал последнего, и он короновал Матфея. При сем случае Кантакузин называет Кавасилу мирянином; а это дает понять, что он пользовался большим уважением, если предлагали его прямо на патриаршую кафедру, что с мирянами бывало редко.

Около этого времени Николаю Кавасиле, как приверженцу исихастского учения, пришлось иметь спор о природе Фаворского света с Никифором Григорой, последователем Варлаама и Акиндина. Рассказ о встрече Никифора и Кавасилы и сущность их спора изложены у Никифора (L. XXI. XXII. 4).

На созванном в 1351 г. Влахернском Соборе Николай Кавасила выступал твердым защитником Православия и строгой аскетической жизни.

Один краткий перечень сочинений Николая Кавасилы может показать его литературную многосторонность и плодовитость. К самым ранним его произведениям относится отрывок из комментарий его на Птолемея; ко времени занятий его делами церкви в звании сакеллария нужно отнести сочинения: "О росте против ростовщиков", книгу о неправильных тяжбах гражданских начальств по отношению к церковным предметам. Немало осталось от него отдельных слов нравственных, на праздники и похвальных. Из них можно указать слова: на Страсти Христовы, на Вознесение, на великомученика Димитрия, на св. Феодору Чудотворицу, на трех вселенских святителей. Из богословских произведений его известны: "Какая цель воплощения Господа", "Против заблуждений Никифора Григоры", "Изложение на пророка Иезекииля", "О душе" и другие мелкие сочинения и письма.

Более известным творением Николая Кавасилы служит его "Изъяснение Божественной литургии", которое имел в виду истолкователь литургии Симеон Солунский.

Выдающийся христианский писатель и богослов святой праведный Николай Кавасила был канонизирован Элладской Православной Церковью 3 июня 1982 года./ sobor.by/azbyka.ru

(просмотров 931)





Новости разделов:

Церковные праздники

26 ИЮЛЯ 2024
Собор Архангела Гавриила. Церковный календарь: 26 июля
25 ИЮЛЯ 2024
Мученики Феодор Варяг и сын его Иоанн. Церковный календарь: 25 июля
24 ИЮЛЯ 2024
Равноапостольная Великая Княгиня Ольга. Церковный календарь: 24 июля
23 ИЮЛЯ 2024
Положение честной Ризы Господней в Москве. Церковный календарь: 23 июля
22 ИЮЛЯ 2024
Кипрская (Стромынская) икона Божией Матери. Церковный календарь: 22 июля
21 ИЮЛЯ 2024
Казанская икона Божией Матери. Церковный календарь: 21 июля
20 ИЮЛЯ 2024
Преподобная (благоверная княгиня) Евфросиния Московская. Церковный календарь: 20 июля
18 ИЮЛЯ 2024
Обретение честных мощей Преподобного Сергия. Церковный календарь: 18 июля
17 ИЮЛЯ 2024
Святые Царственные Страстотерпцы. Благоверный Царь Николай Александрович и его семья: императрица Александра, царевич Алексий, великие княжны Ольга, Татиана, Мария, Анастасия.
16 ИЮЛЯ 2024
Перенесение мощей святителя Филиппа. Церковный календарь: 16 июля
15 ИЮЛЯ 2024
Положение честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне. Церковный календарь: 15 июля
14 ИЮЛЯ 2024
Мученики, чудотворцы и бессребреники Косма и Дамиан. Церковный календарь: 14 июля
Новости
Архив новостей :

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru


© www.sobor.by 2004-2016.