BEL ENG DEU FRA



Сегодня Великая Среда Страстной седмицы

 
  
1 МАЯ 2024 (Среда) 11:54:15
Великая Среда – день особый, наложивший отпечаток на весь церковный год. В среду всегда, кроме особых случаев, полагается пост – в память о предательстве Иудой Христа. Однако центральная фигура этого дня на Страстной седмице – вовсе не предатель Иуда, а безымянная грешница, омывшая ноги Христа миром. Иуда в этой истории существует как ее двойник-перевертыш: она отдает, он берет; она вверяется Христу, он – отвергается от Него.

Блудница приступает к Тебе, миро со слезами возливая на ноги Твои, Человеколюбче, и смрада зла избавляется по повелению Твоему! А дышащий Твоей благодатью неблагодарный ученик отказывается от нее и одевается в смрад, из жадности продавая Тебя…

Простре блудница власы Тебе, Владыце, простре Иуда руце беззаконным: ова убо прияти оставление, ов же взяти сребреники…

Пока грешница приносила миро, ученик сговаривался с беззаконниками. Одна радовалась, тратя драгоценное благовоние, а другой пытался продать Бесценного. Одна узнавала Владыку, а другой разлучался с Ним. Одна освобождалась, а Иуда становился рабом врагу…

В каноне-трипеснце Косьмы Маюмского, читаемом на утрене, уделяется несколько слов и Иуде, и даже синедриону, собирающемуся против Спасителя, но большая часть песнопений посвящена кающейся блуднице (среди них – знаменитое творение преподобной Кассии "Господи, яже во многия грехи впадшая жена…", которое мы здесь приводить не будем):

Тебя, Сына Девы, узнав как Бога, блудница молила, плача, ибо о многом содеянном ею стоило плакать: "Отпусти мне долг, как и я волосы свои распускаю, возлюби любящую, справедливо ненавидимую…"

Приступила женщина смрадная и оскверненная, слезы проливая на ноги Твои, Спаситель, и о своем страдании свидетельствуя: "Как я взгляну на Тебя, Владыку? Но Ты Сам пришел спасти блудницу! Меня, умершую, из бездны подними, воздвигший Лазаря на четвертый день из гроба. Прими меня, злосчастную, Господи, и спаси меня!"

И так далее. В любом случае безвестная грешница-мироносица куда интереснее, чем вор и предатель Иуда.

В Евангелии есть небольшая путаница. Апостол Иоанн описывает эту женщину, но утверждает, что она – сестра Лазаря Мария. Евангелист Матфей не называет ее по имени, как и Марк и Лука. При этом Матфей и Марк говорят, что она возлила миро на главу Господа, а Лука и Иоанн – что она помазала Его ноги. Все, кроме Луки, описывают возмущение присутствующих по поводу бессмысленной траты дорогого благовония, Иоанн уточняет, что возмущался лично Иуда (причем объясняет его мотивацию: он был нечист на руку и приворовывал из ящика для пожертвований), а Матфей – что недовольны были ученики, а Иуда затем отправился к первосвященникам. Марк не рассказывает о реакции Иуды в качестве свидетеля этой сцены, но упоминает, что после нее тот созрел до предательства и отправился договариваться о цене. И наконец, только Лука говорит, что эта женщина была грешница.

Хронология у евангелистов тоже разнится. Матфей и Марк единогласно сообщают, что через два дня должна была быть Пасха, Лука вставляет этот сюжет в Галилейский период проповеди Спасителя, а по Иоанну выходит, что это произошло за день до входа Господня в Иерусалим.

Реальные причины разночтений неизвестны. Святые отцы (как и многие библеисты) полагают, что в Евангелиях описаны разные женщины; возможно, поскольку детали рассказа принципиального значения не имеют, кто-то из апостолов был более точен, а кто-то перепутал даты. Авторы и составители богослужения Великой Среды решили, что это неважно, и просто совместили все четыре рассказа, отбросив имя Марии. Итак: за двое суток (не за два дня! это важно для понимания дальнейшей хронологии: Христос, согласно Матфею, в тот день сказал ученикам, что Пасха будет "через два дня", то есть на третий – значит, если дело происходит в среду, то Пасха должна наступить в субботу) до праздника жена-грешница омывает ноги Спасителя дорогим миром, а Иуда в противовес ей предает Христа первосвященникам.
Интересно, что Евангелие с этим важнейшим сюжетом читается в конце богослужебного дня – на Литургии Преждеосвященных Даров. На утрене мы слышим совсем другой фрагмент, из 12-й главы Евангелия от Иоанна (стихи 17-50). Из него мы узнаем несколько важных деталей:
– фарисеи опасаются, что после воскрешения Лазаря за Иисусом пойдет весь мир;
– к Иисусу приходят пришедшие на праздник в Иерусалим эллины (видимо, обращенные в монотеизм);
– Иисус говорит, что пришло время Ему прославиться, но для этого Ему придется умереть;
– евангелист обличает фарисеев за неверие и за страх исповедовать свою веру во Христа Иисуса;
– Христос говорит о Своем тождестве со Отцом ("Видящий Меня видит Пославшего Меня").
Согласно мнению многих историков и исследователей Библии, Христа воспринимали как бунтовщика и опасались, что Он поднимет восстание против римлян – потому и предали на смерть. Но из евангельского контекста (выскажу личное мнение) следует прямо противоположное: фарисеи боятся не бунта, а, напротив, что за Ним пойдет весь мир. Именно после прихода эллинов Христос говорит: "Пришел час прославиться Сыну Человеческому".

Именно этого и боятся фарисеи: что не будет никакого освобождения от язычников, а, напротив, с ними будет не просто мир и дружба, а полное объединение.

Ассимиляция, если хотите. Учение о Едином Боге станет равным достоянием всего человечества. Так сказать, миро веры – всему миру, во имя мира в Боге.
Через этот мотив Великая Среда соединяется с предыдущим днем: помните, мы размышляли о добродетели, талантах, в число которых входит и истинная вера?
То, что богослужение Великой Среды объединяет в себе два таких разных сюжета – "общественно-миссионерский" и глубоко личный, о покаянии и падении – далеко не случайно. Мы движемся к Великому Четвергу – дню Тайной Вечери, дню установления Таинства Евхаристии, в котором со Христом объединяется и личность, и Церковь – народ Божий./ sobor.by/ pravmir.ru
(просмотров 1443)





Новости разделов:

Церковь и общество

13 ЯНВАРЯ 2025
Спектакль для всей семьи: 19 декабря на сцене театра драмы и комедии имени В.И.Дунина-Марцинкевича в Бобруйске состоится премьера постановки «Рождество. Свет Евфросинии»
13 ЯНВАРЯ 2025
10 истин от старца Паисия
13 ЯНВАРЯ 2025
Уникальные кадры ПТК "Союз": "Причисление к лику святых старца Паисия Святогорца вызвало отклик во всем православном мире
13 ЯНВАРЯ 2025
10 фактов из жития преподобного Паисия Святогорца
13 ЯНВАРЯ 2025
Подведены итоги творческого семейного проекта «Отражение света Полоцкой земли в православной Беларуси»
12 ЯНВАРЯ 2025
«Вопрос батюшке» - Sobor.by запускает новый проект
12 ЯНВАРЯ 2025
Памятка для любителей крещенских купаний: к вопросу об окунании (купаниях?) на праздник Крещения в водоемах
10 ЯНВАРЯ 2025
ТВ "Союз". Как минчане и гости Минска готовились к Рождеству Христову и Святкам
10 ЯНВАРЯ 2025
11 января в Минске состоится вечер бардовской песни под названием «Как хочется чистоты»
9 ЯНВАРЯ 2025
11 января в Минске состоится концерт для семей, принявших участие в проекте «Отражение света Полоцкой земли в православной Беларуси»
8 ЯНВАРЯ 2025
Рождественская Божественная литургия в храме иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость". Проповедь протоиерея Александра Пронина
8 ЯНВАРЯ 2025
Клирик прихода иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" и волонтеры поздравили несовершеннолетних в СИЗО-1
Новости
Архив новостей :

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru


© www.sobor.by 2004-2016.