Сегодня память преподобномученика Афанасия Брестского и празднование Оршанской иконы Пресвятой Богородицы
18 СЕНТЯБРЯ 2013 (Среда) 11:54:09 Сегодня, в день памяти пророка Захарии и праведной Елисаветы, родителей Иоанна Предтечи, празднуются два события, которые особенно знаменательны для Белорусской Православной Церкви. Так, сегодня Церковь чтит память преподобномученика Афанасия Брестского(1648) и вспоминает Оршанскую иконы Пресвятой Богородицы (1631).ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИК АФАНАСИЙ БРЕСТСКИЙ Преподобномученик Афанасий Брестский (в миру носил фамилию или отчество Филиппович; ок. 1595 — 5 сентября 1648) — игумен Свято-Симеоновского монастыря в Бресте. Канонизирован Русской Православной Церковью в лике преподобномучеников. Память совершается 20 июля (обретение мощей), 5 сентября и в третью неделю (воскресение) по Пятидесятнице (Собор Белорусских святых). О жизни преподобномученика Афанасия известно из «Диариуша» — его дневника из записей автобиографического характера с приложением его сочинений, грамот и писем. После смерти святого «Диариуш» был дополнен монахами Симеоновского монастыря, описавшими последние дни и мученическую смерть преподобного Афанасия. Святой родился в семье ремесленника, обучался в братской школе при Виленском монастыре Сошествия Святого Духа. После его окончания стал учителем и около 1620 года канцлером Львом Сапегой был назначен гувернером Яна Фаустина Лубы, которого канцлер выдавал за сына Лжедмитрия I и Марины Мнишек. Семь лет Афанасий служил у Сапеги, но когда содержание «царевича» сократили до сотни золотых в год, то оставил службу. В 1627 году принял монашеский постриг и жил в Кутеинском Богоявленском монастыре, а затем в Межигорском монастыре. В 1632 году в Вильно был рукоположен во иеромонаха и назначен наместником игумена Добойского монастыря. Через четыре года монастырь был передан униатам, что заставило Афанасия покинуть его и перейти в Купятицкий монастырь. В нем он написал «жалобный лист» к Пресвятой Богородице, в котором рассказал о притеснениях православных и, собрав под ним подписи, положил к чтимой Купятицкой иконе Божией Матери, надеясь на Ее милость. В 1637 году Афанасий отправился за сбором милостыни, достиг Москвы и был принят царем Михаилом Феодоровичем, от которого получил богатые пожертвования. Пробыв почти год, святой Афанасий вернулся в свою обитель, а в 1640 году был назначен игуменом брестского Симеоновского монастыря. На новом месте он начал активно добиваться возвращения переданных униатам православных храмов, начал борьбу с Брестской унией, которая принесла много горя белорусскому народу. В сентябре 1641 года на сейме в Варшаве Афанасий смог получить согласие короля Владислава IV на возвращение храмов, но документ об этом не был заверен канцлером и не получил законной силы. Через два года вновь приехав на сейм, он жаловался на бесправное положение православных в Польше. Присутствовавшие на сейме иерархи, опасаясь непредсказуемости игумена Афанасия, арестовали его. Сбежав из-под ареста, Афанасий вынужден был под видом юродивого бегать по улицам, бия себя посохом и, обличая, проклинать унию. За это он был подвергнут церковному суду и лишен сана. На это решение была подана жалоба в консисторию Киевского Митрополита и после длительного рассмотрения Митрополит Петр Могила восстановил будущего преподобномученика Афанасия в сане и вернул в прежний монастырь. В 1645 году, повинуясь гласу от Купятицкой иконы, Афанасий вновь отправился на сейм просить короля об отмене унии. Был арестован в качестве заложника за отправленного в Москву Яна Лубу. Этот арест связан с тем, что отец Афанасий в 1644 году в Кракове передал русскому послу князю Львову письмо Лубы, которое говорило о его попытке самозванства, и Россия потребовала его выдачи. Находясь по арестом, страдалец за веру написал ряд сочинений, в которых изложил свой взгляд на унию и ее последствия для Православия. Часть этих сочинений вошло в «Memorial», поданный от игумена Афанасия королю Владиславу. Король освободил его и поместил в Киево-Печерский монастырь, где был написан автобиографический «Диариуш». После смерти в 1647 году Митрополита Петра Могилы игумен Афанасий вернулся в Брест. По возвращении он не предпринимал активных действий по борьбе с унией. Но в 1648 году, после восстания Богдана Хмельницкого, этого служителя Божия обвинили в связи с восставшими казаками и арестовали в начале июля после Литургии в Рождество-Богородичной церкви. Обвинение не подтвердилось, но из-за критики унии его продолжали содержать под стражей, принуждая стать униатом. После отказа изменить Православию 5 сентября 1648 года игумен Афанасий был подвергнут жестокой казни: его закопали живьем в землю (в других источниках говорится, что его пытались застрелить, а затем полуживого забросали землей). Тело мученика было обнаружено в мае 1649 года и погребено в его монастыре. Почитание его как святого началось практически сразу после смерти: в 1658 году архимандрит Киево-Печерского монастыря писал царю Алексею Михайловичу, что тело мученика нетленно, и в 1666 году мощи были открыты для поклонения в медной раке, было составлено и житие, в котором игумен Афанасий называется «святым и преподобномучеником». При Петре I глава Афанасия была перенесена в Санкт-Петербург. Глубоко чтилось верующими западнорусского края святое имя преподобномученика, а нетленные мощи его, положенные в медную гробницу, были прославлены благодатным даром чудотворений и привлекали множество верующих. 8 ноября 1816 года во время пожара деревянный монастырский храм сгорел, а медная гробница, в которой хранились мощи святого, расплавилась. Обожженные частицы святых мощей преподобномученика Афанасия, уцелевшие в пламени пожара, были найдены на следующий день священником Самуилом Лисовским и благочестивыми жителями города Бреста. Их уложили на оловянное блюдо и поместили в алтаре монастырской трапезной церкви. В 1819 году архимандритом Маркианом были составлены тропарь и кондак святому. В 1823 году для частиц мощей был устроен ковчег и они были поставлены для всенародного поклонения. В 1824 году Симеоновский монастырь был упразднен, его храм обращен в приходской, а святые мощи преподобного Афанасия положены в Николаевском соборе. В 1857 году Н. А. Поливанов, в благодарность за исцеление сына по молитве к преподобному Афанасию, пожертвовал для мощей драгоценный серебряный ковчег. После сооружения в 1865 году в городе Бресте нового каменного Симеоновского собора святые мощи преподобного были перенесены в храм. Богу было угодно даровать им чудотворную силу, о чем свидетельствуют многочисленные чудеса и исцеления. В 1893 г. в гродненском Коложанском монастыре построили храм во имя преподобномученика Афанасия. Осенью 1894 г. частица его мощей была пожертвована в Леснянский женский монастырь во Франции. После революции ковчег с мощами находился в устроенном в Донском монастыре Антирелигиозном музее искусств, а в 1935 году был передан в Государственный исторический музей. Мощи святого в настоящее время хранятся в кафедральном соборе Бреста. В 1995 году при посещении Симеоновского собора Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II в специальную раку была положена частица мощей преподобномученика Афанасия, игумена Брестского. Реликвию доставили из Леснянской обители. Святейший Патриарх побывал в часовне на месте гибели святого и благословил создание здесь мужского монастыря. 3 февраля 1996 г. последовало решение Синода Белорусского Экзархата об учреждении мужского монастыря во имя святого преподобномученика Афанасия Брестского, которое было утверждено Священным Синодом 21 февраля 1996 года. Первым наместником монастыря стал иеромонах Мефодий (Казаков). В 1996 году в Бресте прошла международная научно-богословская конференция, посвященная памяти преподобномученика Афанасия, игумена Брестского и 400-летию Брестских соборов 1596 года. В 1997 году создано братство «Подвижник» в честь преподобномученика Афанасия Брестского. В 1998 году образовалось сестричество милосердия в честь преподобномученика Афанасия Брестского при Брестском Свято-Николаевском храме. ОРШАНСКАЯ ИКОНА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ Икона была явлена чудесным образом при основании мужского Кутеинского Свято-Богоявленского монастыря в 1631 году близ Орши, на берегу реки Кутеинки, и считается покровительницей этой обители. Когда прмч. Афанасий Брестский искал поддержки у игумена Кутеинского монастыря Иоиля Труцевича, который после совета с иноками не смог ему помочь, Богоматерь явилась во сне преподобномученику, словно сошла с иконы, и утешила подвижника. Она направила св. Афанасия подвизаться в Пинский Купятичский монастырь, иноки которого избрали его игуменом. При этом Богородица предсказала его мученическую кончину. В Оршанском Успенском женском монастыре хранился чудотворный список с иконы. Занятия в школе при монастыре по традиции начинались молебном перед святыней. Покров Царицы Небесной над монастырем проявился в значительном количестве инокинь: на начало ХХ века в обители насчитывалось более 100 монахинь и послушниц. В ХIХ веке память иконы праздновали в один день с памятью прмч. Афанасия Брестского (18 сентября и 2 августа), как удостоившегося особого водительства и заступничества от Царицы Небесной через ее Оршанскую икону. Некоторые исследователи утверждают, что вместе с другими иконами и частью церковного имущества Кутеинского монастыря святыня попала в Иверский монастырь под Новгородом. В настоящее время в Минском Свято-Духовом соборе находится копия Оршанской иконы Богородицы, написанная в ХVIII столетии в Иверском монастыре. / sobor.by/ По материалам www.eparhia.by и sppsobor.by (просмотров 10443) |
Новости разделов: