BEL ENG DEU FRA



Сергей Есенин: жизнь и творчество в поисках веры

 
  
30 НОЯБРЯ 2015 (Понедельник) 10:48:36
В ноябрьском номере православной духовно-просветительской газеты "Воскресение" вышла статья о жизненном поиске известного русского поэта Сергея Александровича Есенина (1895 – 1925). В этом году 3 октября литературный мир отметил 120-летие со дня его рождения.

Кто-то учит нас и просит

Постигать и мерить.

Не губить пришли мы в мире,

А любить и верить!

С. Есенин

Выходец из бедной крестьянской семьи, светловолосый "рязанский парень" с характером по-русски пылким, страстным и противоречивым, Сергей Есенин был вынесен "волной революции" из самых низов и сумел прославиться своими певучими, задушевными, предельно искренними стихами ещё в юности, и одновременно успел снискать себе славу гуляки, пьяницы и скандалиста, который позволял себе поносить советскую власть последними словами. Жизнь его трагически оборвалась в 30 лет, но отдельные загадки его биографии и, конечно, сила поэтического гения вызывают особый интерес читателей и исследователей до сих пор, побуждая вникнуть, задуматься, разгадать…

Как сказал в одной из бесед протоирей Андрей Ткачёв, "есть светлые гении, которые умиротворяют, например, Анна Андреевна Ахматова… А есть гении опасные, подражание которым грозит сумасшествием человеку" — последнее было сказано о Цветаевой. Светел или тёмен гений Есенина, судить трудно. Можно утверждать лишь, что его поэтический талант, как и все таланты, был от Бога. Можно с уверенностью сказать и то, что отдельные произведения поэта дышат духом православия и составляют основу православной культуры. Как тут не вспомнить одно из самых известных стихотворений юного 19-летнего Есенина:

Гой ты, Русь, моя родная,

Хаты — в ризах образа...

Не видать конца и края —

Только синь сосёт глаза.

Как захожий богомолец,

Я смотрю твои поля.

А у низеньких околиц

Звонно чахнут тополя.

Пахнет яблоком и мёдом

По церквам твой кроткий Спас.

И гудит за корогодом

На лугах весёлый пляс.

Побегу по мятой стежке

На приволь зелёных лех,

Мне навстречу, как серёжки,

Прозвенит девичий смех.

Если крикнет рать святая:

"Кинь ты Русь, живи в раю!"

Я скажу: "Не надо рая,

Дайте родину мою".

Существует мнение, что из молодого Есенина, пылкого и воодушевлённого, мог бы получиться вдохновенный христианский проповедник, если бы он избрал эту стезю. Так, к примеру, в письмах своему другу Грише Панфилову юный Есенин писал: "В настоящее время я читаю Евангелие и нахожу очень много для себя нового… Христос для меня совершенство…" или "Все люди — одна душа… В жизни должно быть искание и стремление, без них смерть и разложение…".

Однако постепенно, избрав иные идеалы и отклонившись от христианского пути, Сергей Есенин теряет ощущение духовного подъёма и всё чаще впадает в депрессию, а потому спустя несколько лет у него вырывается совсем иное признание — "не хочу более носить имени христианина и крестьянина". Становится понятнее и причина его душевного кризиса — богоотступничество, порождённое увлечением идеями революции, опьянением свободой и вседозволенностью.

Но даже читая уже более поздние стихи и поэмы Есенина, можно увидеть в них не только жизнь "озорного гуляки", "похабника и скандалиста", но и сложный противоречивый духовный путь человека: падающего и кающегося, тонко чувствующего, легко влюбляющегося, всем существом преданного Родине, жаждущего глобальных перемен, а потому поначалу приветствовавшего революцию, но затем горько разочаровавшегося в ней.

Как отмечают исследователи творчества поэта, его лирике свойственна исповедальность, а исповедь предполагает предельную искренность. На стилистическом уровне это достигается благодаря простоте языка, присутствию доверительных разговорных интонаций — в целом, поэзия Есенина лишена вычурности, надуманности:

Но я забыл,

Что сам я петухом

Орал вовсю

Перед рассветом края,

Отцовские заветы попирая,

Волнуясь сердцем

И стихом...

О своей исповедальности сам поэт говорил так: "Пишу не для того, чтобы что-то выдумать, а потому, что душа просит. Никого ничему не учу, а просто исповедуюсь перед всем миром, в чём прав и в чём виноват". Однако революционные мотивы, напротив, порой звучат искусственно и пафосно (например, в поэме "Ленин" ).

Возникает вопрос: почему Есенин, с детства воспитанный в православной крестьянской среде, мальчиком — певший в церковном хоре, юношей — читавший Евангелие, так восторжённо принял революцию? Логично было бы предположить, что его привлекла идея равенства и братства. А, возможно, молодого поэта постигла участь многих творческих личностей. На рубеже веков часть интеллигенции подалась в хлыстовство и теософское общество, другая окунулась в революционную стихию. Ереси и бунты привлекают той иллюзорной свободой и таинственностью, которые лежат в корне любого соблазна. Священник Константин Пархоменко без преувеличения назвал произошедшее трагедией: "Дети, воспитанные под шёпот молитвы, под блеск лампад, сами не знали и не чувствовали живого Бога! <…> А тут вместо душной и обременительной веры бабушек им предлагают кумачовые галстуки, пионер-линейки, субботники, новую мораль". Очень наглядно это показал режиссёр Никита Михалков в своём фильме "Солнечный удар" в образе Егория: скажи ребёнку, что ты обладаешь сакральным знанием вроде теории обезьяньего происхождения человека, и он предпочтёт служение Богу служению революции. Невольно вспоминается евангельский стих: "Кто соблазнит одного из малых сих…" [Мф. 18:6].

Революционный соблазн строился не на фантомной лжи, а создавался путём искажения истины. У христианства коммунизм позаимствовал идеи единства, равенства, преображения, а главное — веры, но уже в иное псевдобожество. Неудивительно, что Есенин, как и другие поэты, смотрели на революционные события сквозь призму христианства, поэтому в его гражданской лирике немало библейских и церковных образов.

Небо — как колокол,

Месяц — язык,

Мать моя — родина,

Я — большевик.

Особенно интересен сюжет пришествия Бога, божественного присутствия на земле: "Шёл Господь пытать людей в любови, выходил он нищим на кулижку". Лирический герой предстает как богоискатель. Безусловно, жизненный путь Есенина – это не житие, но это путь поиска веры, истины, Бога живого через сомнения, отречение и покаяние.

Есть стихи, отражающие метафизическое понимание событий: "Да здравствует революция // На земле и на небесах!" Но вскоре на смену радости пришло осознание неуправляемости революционной стихии — в лирике позднего периода отчётливее звучат эсхатологические мотивы.

Не знали вы,

Что я в сплошном дыму,

В разворочённом бурей быте

С того и мучаюсь, что не пойму —

Куда несёт нас рок событий.

Поэтический дар нередко сопровождается прозорливостью. Есенин часто пророчествовал "со своей колокольни", используя "пророческий глас" как способ самовыражения: "так говорит по Библии пророк Есенин Сергей". Истинно пророческие стихи написаны по наитию и звучат не так претенциозно. Исследователи задаются вопросом, как он превратился из крестьянского поэта в пророка. Видно, Есенин просто не мог не писать о тех трагических последствиях, которые предчувствовал, предвидел, несмотря на их кажущийся внешний оптимизм.

Всё спуталось. Но понял взор:

Страну родную в край от края,

Огнём и саблями сверкая,

Междуусобный рвёт раздор.

Даже в революционном запале душа Есенина, христианка по природе, никогда не переставала обращаться к Богу. И всё же некоторые строки поэта звучат откровенно богоборчески: чего только стоит поэма "Инония" (1918 г.)!

Не хочу воспринять спасения

Через муки Его и крест.

Я иное постиг учение....

Такие духовные "качели" были спровоцированы не только революционными настроениями. Есенин признавался, что ещё в детстве его посещали религиозные сомнения: "У меня были очень резкие переходы: то полоса молитвенная, то необычайного озорства, вплоть до желания кощунствовать и богохульничать". Поэтически Есенин выразил эту двойственность так: "Но коль черти в душе гнездились — значит, ангелы жили в ней".

Однако прозрение постепенно приходило к поэту. В 1923 г. в письме А. Кусикову Сергей Александрович написал: "Перестаю понимать, к какой революции я принадлежал. Вижу только одно, что ни к февральской, ни к октябрьской..." Причины своего разочарования в идеалах революции поясняются Есениным, только уже в поэтической форме и более широкому кругу читателей, в поэме "Страна негодяев" :

Пустая забава,

Одни разговоры

Ну что же,

Ну что же мы взяли взамен?

Пришли те же жулики,

Те же воры

И законом революции

Всех взяли в плен.

И, как справедливо замечает исследователь И. Евсин, "вслед за идеологическим прозрением к Есенину пришло и прозрение духовное" :

Стыдно мне, что я в Бога верил,

Горько мне, что не верю теперь.

Не менее интересен и важен сохранившийся в воспоминаниях современников разговор Сергея Есенина с его женой — известной танцовщицей Айседорой Дункан:

"— Большевики запретили употреблять слово "Бог" в печати, ты знаешь?

— Но большевики правы. Нет Бога. Старо. Глупо.

— Эх, Айседора! Ведь всё от Бога. Поэзия и даже твои танцы", — отвечал Сергей Александрович.

Важен и ещё один факт: в 1924 г., по свидетельству И. И. Старцева, когда умер друг Сергея Есенина поэт Александр Ширяевец, Есенин лично пригласил священника, чтобы отпеть его и помолиться об упокоении души близкого человека.

А через год в стихотворении "Ты ведь видишь, что небо серое" Есенин уже прямо написал:

Ты прости, что я в Бога не верую, (в смысле "не верую открыто" )

Я молюсь ему по ночам.

Так мне нужно. И нужно молиться...

Но исцеление не было окончательным и одномоментным. Метания, падения и срывы продолжались до конца жизни поэта. И это важно знать для понимания сути духовных исканий Есенина. Далеко не каждому от рождения дано сердце святого, иным нужно возрасти до осознания своей духовной нищеты, своей неправедности и бессилия, чтобы просто и искренне раскаяться и попросить:

Чтоб за все за грехи мои тяжкие,

За неверие в благодать

Положили меня в русской рубашке

Под иконами умирать.

Однако смерть поэта оказалась совсем иной. Трагическая кончина стала итогом непростого жизненного пути, однако тайна гибели поэта до сих пор остаётся загадкой. По официальной версии поэт в состоянии депрессии, спустя всего неделю после лечения в психоневрологической клинике, не выдержал и покончил жизнь самоубийством через повешение в номере ленинградской гостиницы "Англетер".

Однако существует и другая версия: считается, что Есенин был устранён по политическим соображениям сотрудниками ОГПУ, а суицид стал лишь инсценировкой. На это указывает множество нестыковок отдельных фактов с официальными выводами экспертной комиссии: например, высота, на которой висел Есенин, не позволяла малорослому поэту осуществить самоповешение; кроме того, не понятно происхождение многочисленных гематом и ссадин на теле поэта, разрывов элементов одежды, выдающих следы борьбы незадолго до смерти. В последний год Есенин словно предчувствовал близкую трагическую кончину. "Я буду жертвой...", — говорил он своему литературному секретарю Г. Бениславской, а за несколько дней до гибели прямо признался поэту В. Эрлиху: "Меня хотят убить! Я, как зверь, чувствую это!". Одним словом, на сегодняшний день собрано немало улик, опровергающих версию самоубийства Сергея Есенина.

Но, как бы то ни было, христиане верят, что Господь забирает человека, когда он готов к переходу в мир иной.

Промыслительно, что умиравший от тифа шестнадцатилетний Есенин выжил, чтобы раскрыть свой поэтический дар и пройти путь до той трагической ночи в гостинице "Англетер". Прожив недолгую по земным меркам жизнь, Сергей Есенин оставил после себя сотни удивительных по силе, простоте и искренности стихотворений, из которых последнее было написано в номере гостиницы незадолго до смерти. Было ли это стихотворение прощанием человека, решившего добровольно свести счёты с жизнью, или же оно появилось вследствие запугивания чекистами неблагонадёжного поэта, точно, наверное, мы уже так и не узнаем. Но предсмертное стихотворение, несмотря на сквозящую в нём грусть и какую-то усталость от жизни, не только о неизбежности смерти, оно ещё и о неизбежности встречи с теми, кого мы любим, встречи в Вечности. Печально-прощальное, оно словно обращено к каждому из нас:

До свиданья, друг мой, до свиданья.

Милый мой, ты у меня в груди.

Предназначенное расставанье

Обещает встречу впереди…

Людмила Авдейчик,

Елена Кобзарь.

/ sobor.by/

(просмотров 4317)





Новости разделов:

Газета Воскресение

15 АПРЕЛЯ 2020
Вышел новый номер газеты "Воскресение"
20 МАЯ 2019
20-летие духовно-просветительской газеты «Воскресение» отметили в Минске
2 МАЯ 2019
Торжественный вечер по случаю 20-летия газеты "Воскресение" состоится в Минске 16 мая
30 НОЯБРЯ 2015
Сергей Есенин: жизнь и творчество в поисках веры
9 НОЯБРЯ 2015
Редакция газеты "Воскресение" поздравила приход иконы "Всех скорбящих Радость"
3 ОКТЯБРЯ 2015
Литературная гостиная газеты "Воскресенье" приглашает на концерт "Под покровом Небес"
3 СЕНТЯБРЯ 2015
"Тайны Андерсена". В газете "Воскресение" вышла статья о творчестве писателя
22 АПРЕЛЯ 2015
Вышел в свет апрельский номер газеты "Воскресение"
23 ФЕВРАЛЯ 2015
Вышел в свет февральский номер газеты «Воскресение»
19 ФЕВРАЛЯ 2015
В преддверии Великого поста в Доме православной книги прошёл вечер духовной поэзии и авторской песни
2 ФЕВРАЛЯ 2015
Встреча с участниками литературной гостиной газеты «Воскресение» состоится 17 февраля
16 ЯНВАРЯ 2015
Вышел в свет январский номер газеты «Воскресение»
  Просвещение

28 МАЯ 2024
Социальные мастерские прихода встретили воспитанников ЦКРОиР г. Полоцка
28 МАРТА 2024
Учащиеся 43 гимназии г.Минска посетили приход иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"
15 МАРТА 2024
Руководитель Социальных мастерских приняла участие в работе Всероссийского научно-практического семинара
28 НОЯБРЯ 2023
Стартовал республиканский конкурс «Молодежь Беларуси за жизнь, нравственность и семейные ценности»
9 ОКТЯБРЯ 2022
Стартовал конкурс на присуждение стипендии имени митрополита Филарета (Вахромеева)
9 ИЮЛЯ 2022
Занятия Летнего библейского института пройдут в Минской духовной семинарии в августе
27 ИЮНЯ 2022
В Минском духовном училище состоялся выпускной акт
6 ИЮНЯ 2022
Минская духовная семинария приглашает на занятия Летнего богословского института
6 ИЮНЯ 2022
Летняя православная школа приглашает детей из Бобруйской епархии
20 АПРЕЛЯ 2022
Просветительский центр Фонда Евфросинии Полоцкой приглашает на цикл лекций «Три ветви христианства: чем они отличаются друг от друга?»
15 МАРТА 2022
Начался прием документов на участие в конкурсе изданий «Просвещение через книгу»
14 МАРТА 2022
Цикл лекций «Историческая география Беларуси» пройдет в Минске
  СМИ о Церкви

20 НОЯБРЯ 2024
Столичный храм Воскресения Христова отметит 30-летие
20 НОЯБРЯ 2024
Программа «Свет души» расскажет о праздновании Покрова Пресвятой Богородицы и Дня Матери в Солигорске
29 ОКТЯБРЯ 2024
Гостем программы "Свет души" стал руководитель братства в честь Виленских мучеников Константин Антонович
23 ОКТЯБРЯ 2024
Выпуск праграмы "Святло душы" пра святыні Вілейшчыны: Свята-Троіцкі храм у Даўгінаве
23 ОКТЯБРЯ 2024
Программа "Духовное слово" о выставке "Иконы Ветки. Спас Нерукотворный"
3 ОКТЯБРЯ 2024
О выставке «Символы, атрибуты и аллегории в искусстве Беларуси XVII–XIX веков» расскажет программ «Свет души»
26 СЕНТЯБРЯ 2024
До 13 октября в Художественном музее работает выставка «Символы, атрибуты и аллегории в искусстве Беларуси XVII–XIX вв.»
23 СЕНТЯБРЯ 2024
Программа «Свет души» расскажет о святынях Вилейщины: храмах Рождества Пресвятой Богородицы в Куренце и Петра и Павла в Косуте
16 СЕНТЯБРЯ 2024
О преподобной Евфросинии Московской расскажет программа «Свет души»
27 АВГУСТА 2024
Пра шлях 31-й духоўна-асветніцкай экспедыцыі «Дарогі да святыняў» раскажа праграма «Святло душы»
20 АВГУСТА 2024
О святынях Вилейщины расскажет программ «Свет души»
30 ИЮЛЯ 2024
О выставке «Свет памяти» расскажет программа «Свет души»
Новости
Архив новостей :

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru


© www.sobor.by 2004-2016.