Сын Давидов. Протоиерей Сергий Лепин о родословии Иисуса Христа
8 ЯНВАРЯ 2020 (Среда) 10:26:22 Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова… Сегодняшнее Евангелие от Матфея сложно было даже прочитать – не то, что слушать. Но тем не менее, оно очень важно: на кануне Рождества Церковь с ссылками на соответствующие евангельские тексты свидетельствует, что Иисус из Назарета – именно тот, о ком говорили пророки: Мессия, являющийся потомком Авраама, Исаака и Иакова, происходящий из колена Иудина (Быт. 49:10), от "корня Иессея" и потомок Давида (3Цар. 2:4).Родословная приводится не полностью, кстати. Семнадцатый стих первой главы Евангелия от Матфея объясняет почему: "Всех родов от Авраама до Давида четырнадцать родов; и от Давида до переселения в Вавилон четырнадцать родов; и от переселения в Вавилон до Христа четырнадцать родов" - автор использует число "14", как условный размер своих списков. Напомню: еврейские буквы ещё являются и цифрами, т.е., написанные слова могут являться ещё и числами. Благодаря этому иудейская экзегетика в своём арсенале имеет так называемую гематрию (ивр. גימטריה) — один из методов анализа смысла слов и фраз на основе числовых значений входящих в них букв. Так вот, число имени Давида – 14... Евангелие от Матфея свидетельствует, что Иисус по человечеству был потомком Давида через Иосифа – мнимого, но законного отца Иисуса. Речь здесь о правах законного наследования через закон Моисея, которыми несомненно обладал Иисус по отношению к Иосифу. Никто из современников не поставил под сомнение мессианство Иисуса по факту Его генеалогии. По факту места рождения – ставили (см.: "Из Назарета может ли быть что доброе?" из Ин.1:46), но по родословию – нет, не ставили. При этом следует отметить, что родословные записи рода Давида, а также родословные священников и левитов хранились в Храме, который был разрушен в 70 году н. э. Таким образом, с момента разрушения Храма и до сих пор уже больше не представляется возможным достоверно прослеживать чьи-либо родословные. Записи считаются безвозвратно утерянными, и сегодня иудеи имеют серьёзные проблемы с наблюдением своих колен и родов. Это говорит о том, что теперь никто из них не может подтвердить свою претензию на мессианство фактом своего происхождения. Разумеется, происхождение – не единственный признак Мессии, но, тем не менее, без него не обойтись никак, ибо Мессия технически должен иметь право на престол Давида. Родословие Иисуса приводится к Иосифу. Но почему же не к Деве Марии? Потому, что в Библии еврейство определялось преимущественно по отцу. Выведение еврейства по матери получает распространение намного позже разрушения Иерусалимского храма, но, вероятно, имеет и единичные древние прецеденты. По большому счёту, нас устраивают два варианта: и по отцу, и по матери, поскольку отец Девы Марии Иоаким тоже – из рода Давида. Насчёт родословия по женской линии. Сегодня получило достаточно широкое распространение концепция "родословия Марии", согласно которой Лука указывает родословную Иисуса именно по матери (Лк. 3:23-38). Этим среди прочего объясняется часть расхождений двух евангельских родословных. Согласно этой версии, Лука называет Иосифа "сыном" (зятем) Илии в правовом отношении, так как женщина не могла указываться в родословной в качестве звена в цепочке наследования. Таким образом, Лука, в отличие от Матфея, артикулирует не "исторические", а "экономические" стороны происхождения Иисуса – определяет Его место как субъекта прав и отношений современного Ему общества. Лука пишет: "В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею. И пошли все записываться, каждый в свой город. Пошёл также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обручённою ему женою, которая была беременна" (Лк. 2:1-5). Перепись населения – разумеется, не просто любовь к статистике. Она производилась в интересах оптимизации налоговых сборов и касалась владельцев имущества – т.е., прежде всего мужчин. Участвовать в переписи могли и женщины, если они имели имущество и или наследство, имевшее значение для налоговой переписи (во втором случае – только если они были единственными дочерями-наследницами). Мария далеко не бизнес-классом преодолевает более 100 км от Назарета до Вифлеема, находясь на девятом месяце – почему? Готовность любой ценой исполнять приказы оккупантов? Не совсем! Это не иначе как потому, что у Неё было наследство в Вифлееме, имевшее значение для налоговой переписи, сама она была единственной дочерью-наследницей, а в случае неявки могла лишиться права наследования. Идём далее. Закон о наследстве дочерей описан в Ветхом Завете: "Если кто умрёт, не имея у себя сына, то передавайте удел его дочери его" (Чис. 27:8). Но чтобы сохранить право на землю, такая дочь-наследница имела право выйти замуж только за мужчину из своего же колена (Чис. 36:6-9). Мария и Иосиф происходят из колена Иудина и оба являются потомками царя Давида. И именно потому, что Иосиф взял в жёны дочь-наследницу, его имя оказалось записано в родословной его жены. Библия описывает иной аналогичный случай: "Из священников: сыновья Ховаии, сыновья Гаккоца, сыновья Верзеллия, который взял жену из дочерей Верзеллия Галаадитянина и стал называться их именем" (Неем. 7:63). Выражение "и стал называться их именем" означает, что имя мужа, который женился на дочери наследнице, заносится в родословный список жены. Иисус являлся потомком Давида путём усыновления через Иосифа и по кровной связи через Марию. Бог повелевает Гавриилу идти "к Деве, обручённой мужу, именем Иосиф, из дома и отечества Давидова" (Лк.1:27). Но важно то, что даже Лука, проводя родословную Иисуса через Марию, приводит пророчество, что "Он будет велик и наречётся Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его..." (Лк. 1:32). На самом деле обе генеалогии преследуют одну главную цель: показать то, что Иисус – тот самый Сын Всевышнего. Ссылки на человеческие имена в этой задаче – только средства. И вообще! В Писании обещанный Мессия называется "семенем жены" (Быт. 3:15), что уже указует на некую… э-э-э-э… необычность генеалогии пришествия Мессии. Пророк Исайя за века до этого восклицает о Мессии "Род Его кто изъяснит?" (Ис.53:8). Да никто! Наши недоумения в осмыслении темы родословий Иисуса возникают не на пустом месте. В заблуждение вводит ещё неточность перевода греч. "генесис" - это не "родословие" буквально, а "происхождение". Христос, пришедший от семени жены без участия мужчины, не имел родословной в привычном смысле этого слова. Для людей, не знавших о божественном происхождении Иисуса, Он был "сын Иосифов" (Лк.3:23), или "плотников сын" (Иосиф был плотником - Мф.13:55), но для верующих в Его мессианство Он был Сыном Давида – не в том смысле, в котором таковыми являлись многие из потомков славного библейского царя, а в том, в котором это бесило фарисеев (см.: Мф. 15:22, 20:30; Мк.10:47 и др.). В мессианском. А ещё я на проповеди сказал, что тема родословия актуальна и в качестве напоминания нам о наших собственных корнях. Помним ли мы своих предков? Знаем ли мы историю своей семьи и своего народа? Помним ли мы, кто мы и откуда? И знаем ли, кто мы и куда? / sobor.by/ Протоиерей Сергий Лепин (просмотров 1293) |
Новости разделов: