Скоро в школу. Как настроить ребёнка на учёбу – интервью со священником
22 АВГУСТА 2014 (Пятница) 20:23:13 Заканчиваются летние каникулы, и мы со списками необходимых товаров бегаем по магазинам, собирая детей в школу. А вот как правильно настроить ребёнка на учёбу, как сделать так, чтобы главными правилами жизни для него были 10 заповедей, мы беседуем с преподавателем Минского духовного училища, настоятелем прихода Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Селе, клириком прихода Иконы «Всех скорбящих Радость», отцом 4-х детей протоиереем Павлом КИВОВИЧЕМ.- Отец Павел, заканчиваются каникулы, идёт активная подготовка к школе. Очереди в магазинах, погоня за скидками и акциями. Но совсем скоро, как по команде, ажиотаж закончится. Всем школьникам купят форму, ранцы и канцелярские принадлежности, и дети в полной экипировке приступят к занятиям. А как настроиться на учёбу внутренне и как подойти к этому с духовной точки зрения? - Как мне кажется, все каникулы и для родителей, и для детей - это время совместной подготовки к школе. На это настраивается вся семья. Надо постараться хотя бы последние дни летних месяцев сплотиться семьёй. И в этом сплочённом состоянии настраиваться на предстоящий труд, говорить детям о том, что нам предстоит трудиться, но что сейчас мы получаем от Бога дар побыть вместе, вместе порадоваться, куда-то съездить. Нужно постараться создать позитивное настроение к вступлению в этот труд. Вчера мы всей семьёй ездили в Жировичский монастырь, к иконе Божией Матери. Мы прошлись по территории монастыря, побывали в превосходных корпусах духовных школ, регентского и иконописного отделений. Огромный, очень красивый и прекрасно оснащённый духовный центр. И восхищаясь вместе с детьми этой красотой, я обратил их внимание на то, что, если бы не было этой крошечной иконы, здесь не было бы ничего. Я как-то не задумывался об этом раньше, а вчера внутренне прочувствовал, что мы сподобились перед началом учебного года приехать к нашей белорусской святыне, которая всегда была помощницей в учении и обучении. Даже в акафисте Жировичской иконе написано, что она является покровительницей обучения отроков. И мы тоже приехали к Ней за благословением на предлежащую учёбу. Мне кажется, что маленькое семейное паломничество перед началом года – это важный момент, и это помогает настроиться на предстоящий труд всей семье. - Когда мы приступаем к выполнению домашних заданий, как молиться? И как приучить ребёнка приступать ко всякому делу с молитвой? - Надо вместе читать известную каждой христианской семье молитву Святому Духу - «Царю Небесный». В приучении детей к молитве, мне кажется, должно быть некоторое понуждение, потому что воля к добру у них ещё не устоялась. Но вместе с тем ребёнок должен молиться столько, сколько он хочет, сколько может. Взрослые могут себя заставить, убедить, потому что у нас есть внутренняя потребность в этом. А ребёнок пусть молится столько, сколько хочет. Молитва «Царю Небесный» перед началом каждого дела – основная. Но есть и специальные молитвы, которые предписано творить в особых случаях. Например, когда не даётся учёба, мы можем молиться тем угодникам Божиим, которые сами прошли путь нелёгкого обучения. Как преподобный Сергий Радонежский, как святой праведный Иоанн Кронштадтский. Они сами пережили это и хорошо понимают нашу скорбь – и родительскую и самого учащегося. В таких случаях надо не просто помолиться с ребёнком, не просто произнести молитву, но и рассказать ему, почему мы молимся именно этому святому. Рассказать историю отрока Варфоломея, будущего преподобного Сергия, или отца Иоанна Кронштадтского. - А нужно ли ребёнку полностью присутствовать на богослужении? До 6 лет, как правило, родители приводят ребёнка незадолго до Причастия и уводят сначала сразу после Таинства, позднее уже после крестоцелования, постепенно увеличивая время нахождения в храме. А как быть уже после завершения младенческого возраста? - Мы всё стараемся загнать в какие-то стандартные рамки, но это не совсем правильно. Во-первых, дети разные и семьи разные. В некоторых семьях принято до 6-7 лет приводить детей только к Причастию, это носит характер общей рекомендации. Но если семья воцерковлённая или воцерковляющаяся, и для неё жизнь с Богом стала основной мыслью, то надо уходить от этого опыта. В 3 года можно приводить детей только к Причастию, в 4 – задержаться дольше. А к 6 годам, я думаю, дети полностью могут присутствовать на литургии, пусть даже не приходя заранее. Но опять же детям надо рассказывать, почему надо стараться приходить в храм ещё до начала литургии. У нас и многие взрослые нарушают эту традицию, приходя в храм к началу литургии, не зная, или забывая о том, что самое главное богослужение - Божественная литургия - начинается заранее. Эта первая часть службы называется проскомидией. Она может совершаться во время чтения часов, а может начинаться и раньше. Это время поминовения живых и усопших, когда надо подавать записки. Это специально отведённое для поминовения время, чтобы не затягивать вторую часть литургии – Литургию оглашенных и Литургию верных. То есть в этом смысле нам самим надо быть более образованными. И об этом рассказывают на уроках в воскресной школе. Просвещаться надо всей семьёй. - А что касается вечернего богослужения? Оно достаточно продолжительное... - Я думаю, здесь многое зависит от возраста ребёнка и от самих родителей. Дети должны наблюдать опыт своих воцерковлённых родителей. Они должны видеть, что, готовясь к Причастию, накануне вечером родители вдвоём или по очереди уходят в храм. И дети знают, что мамы или папы, или обоих родителей сегодня вечером нет дома, потому что они пошли на вечернюю службу по причине того, что завтра будут причащаться. И второе, это возраст. Ребёнок 11-13 лет уже может присутствовать в храме в течение всего вечернего богослужения – с родителями или самостоятельно. Он будет поступать так, если так поступают родители. Конечно, это не совсем легко, тем более что тексты изменяемой части вечернего богослужения могут быть не совсем понятны. Иногда потому, что невнятно читаются, а иногда просто потому, что мало знакомы. В них надо вслушиваться, тем самым привыкая понимать церковно-славянский язык. Ещё раз повторюсь, здесь большое значение играет возраст и родительский пример. - Не все дети посещают детский сад, некоторые посещают православные группы. Но поступая в школу, они попадают в другое окружение. Как помочь ребёнку не растерять, не забыть то, что в него заложили в младенчестве? - Только день за днём вникая во всё, что происходит в школе. Быть интересующимся жизнью своего ребёнка. Других вариантов нет. Родитель должен вникать во все проблемы, во все ситуации и объяснять ребёнку, что мама и папа тоже живут в миру, что на работе им приходится общаться с людьми, которые сквернословят, ведут другой образ жизни. Рассказать, что и нам самим приходится смиряться с этим. Надо делиться с детьми опытом смирения. Объяснять, что мы христиане, и нам следует сохранять основанный на Христовых заповедях образ жизни. А иначе мы просто ничем не будем отличаться от людей, которые этими заповедями пренебрегают. Понятие греха входит в жизнь наших детей, как бы мы не старались их от этого оградить. В любом случае негативный опыт ребёнок получает раньше, чем нам кажется: не только семья оказывает на него влияние, но и двор, и улица. Наши дети не должны жить в изоляции. Наоборот, православный человек должен привыкнуть к этому и постараться понять, почему так происходит в мире, и правильно реагировать на разного рода испытания. Родители должны научить ребёнка жить в миру. - Есть категория родителей, которые чуть ли не с рождения ребёнка настроены на то, что они воспитывают будущего монаха. Но часто получается, что, вырастая, такой ребёнок не только о монастыре не думает, но уходит из дому. Что можно сказать таким родителям? - Таким родителям надо как можно скорее найти хорошего духовника – человека, который бы остановил духовное безобразие этой семьи и помог бы стать этому безобразию образом нормальной христианской семьи. Этот священник должен быть авторитетом для родителей. И не нужно думать, что таких духовников можно найти где-то за тысячи километров от нашего места жительства. Таких священником можно найти и на близлежащих приходах: своём или соседнем, в городе или в деревне. - Детям отказать сложно, а единственному ребёнку тем более. Приходя в школу, он сталкивается с модой на рекламируемые игрушки – пони, Винкс, человек-паук – всё, что угодно. И какие бы доводы ты ни приводил, когда 20 человек из класса приходят с такими вещами, ребёнок всё больше страдает от того, что у него этого нет. Как тут поступить? - Это очень индивидуально. Нельзя забывать, что ребёнок, как и все мы, - это не только дух и душа, но и тело. И чтобы душа не повредилась (не дух, а именно душа), нужно внимательно относиться к таким вещам. Надо объяснять ребёнку и поддерживать его. Ничего плохого нет в пони или Винкс. Можно купить ребёнку эту игрушку. А потом, когда она уже будет лежать без надобности, поговорить с ним в таком ключе: «Ну, что дала тебе эта игрушка? Насколько она оказалась полезной и нужна ли она тебе сейчас? А ведь мы могли бы эти деньги потратить на что-то действительно нужное». Вызовы современного мира надо разбирать с ребёнком с раннего детства. Потому что над детьми, как и над взрослыми, довлеет культ потребительства, оказывает давление реклама. И ребёнку надо дать на опыте почувствовать бесполезность того, чего ему очень хочется. Он должен учиться это осознавать. Иногда в церковных семьях очень сильно ограничивают детей. Часто это происходит в силу нашей принципиальности, а не материальных возможностей. Но мы забываем о том, что ребёнок может получить душевную травму – травму гадкого утёнка. Это большая проблема. В 6-8 лет ребёнку по большому счёту всё равно, какой у него телефон: сенсорный или кнопочный. И он относительно спокойно переносит отсутствие дорогого устройства. А вот когда ребёнку уже 11-13 лет, то он относится к этому болезненно, потому что в классе его высмеивают. Подростковый возраст - это возраст, когда развивается самоутверждение. И, принципиально отказывая ребёнку, родители, сами того не замечая, могут нанести ему серьёзную душевную травму. Но здесь надо проявить некую жёсткость и выдержать паузу, чтобы ребёнок вам и себе ответил на вопрос, зачем ему эта вещь. Не должно быть так, что просто захотел - получил. Надо обсуждать и немного тянуть время. То есть, когда Вы уже приняли решение купить ему эту вещь, надо отложить время покупки. Например, приурочить её ко дню рождения или другому событию. И в приобретение этой вещи ребёнок обязательно должен внести собственный вклад, внеся свои карманные деньги. - Как родителям нужно относиться к тому, что ребёнок не оправдывает их ожиданий, что ребёнок не обладает выдающимися способностями, что он не вундеркинд? - К сожалению, психологи часто отмечают, что родители часто желают, чтобы сын или дочь оправдали их ожидания, реализовав их нереализованные планы, а вернее, фантазии. И этот факт надо принимать и осознавать. Не надо фантазировать. В этом есть и гордыня, и обольщение. Вообще, к отсутствию у ребёнка тех или иных способностей надо относиться так, как относятся к своим детям родители детей с особенностями развития - смирившись и осознав: вот такое у меня дитя. Вот такой он есть, и таким я его люблю. Поддерживаю, помогаю, пытаюсь направить его в том направлении, которое он способен в себе развивать. Бывает и наоборот. У ребёнка действительно есть способности к чему-то, и родители стремятся их развить, но ребёнок сопротивляется. Иногда надо просто выждать время или пойти на какие-то уступки, потому что сопротивление может возникать в силу перегруженности ребёнка. Да, он может сделать успехи в каком-то виде спорта, может выучить дополнительный язык, может успешно заниматься в какой-то секции. Но пока он не хочет. Не надо форсировать события. Очень часто случается так, что спустя какое-то время дети самостоятельно принимают решение заняться тем или иным направлением. Иногда, чтобы ребёнок завершил, например, учёбу в музыкальной школе, надо помочь ему продержаться, найти какой-то стимул, пойти на уступки. А бывает, что все эти усилия были напрасны. Ребёнок 7 лет учится в музыкальной школе, получает свидетельство об окончании, приносит его родителям со словами «хотели - получите», и всю оставшуюся жизнь не притрагивается к инструменту. - Наверное, здесь надо прислушаться к педагогу… - Конечно, если мы уважаем этого педагога, ценим его, то надо прислушиваться и к нему, а не только к собственным желаниям. - К чему мы должны готовить своих детей в условиях культуры потребления, когда на первое место ставится воспитание прежде всего успешной и материально независимой личности? - Я думаю, что эту цель мы не должны ставить во главу угла, но и пренебрегать ею тоже не следует. Господь благословил нас жить в это время и в этом мире. Значит, мы должны правильно реагировать на потребности этого мира, но относиться к разным явлениям с христианской позиции. Сегодня человек по возможности должен искать хороший заработок, реализовать себя как семьянин, как хороший сотрудник – всё это должно быть основано на христианских принципах. В воцерковлённой семье надо как можно чаще говорить о недопустимости греха сребролюбия. Дети должны знать, что многое из того, что сегодня становится целью для людей, является грехом. Разговор о грехе, о том, как ему противостоять, всегда должен присутствовать в семье. Да, ты должен быть успешным. Но для чего? А ради того, чтобы ты научился благотворить - творить благо из того, что ты заработал. Конечная цель для нас - это не успех. Ребёнок должен понимать , что успех в делах посылается как дар от Бога, и его тоже надо принести в дар Богу - Твоя о Твоих. / sobor.by/ Беседовала Анна Галковская (просмотров 3902) |
Новости разделов: