Список с Минской иконы Божией Матери создан для храма в Могилёвской области
12 ИЮНЯ 2017 (Понедельник) 16:42:41 Список с Минской иконы Божией Матери в том стиле, в котором икона была обновлена в XlX веке, создан для строящегося Покровского храма в деревне Чечевичи Быховского района Могилёвской области. По окончании строительства икона будет перенесена в храм.Минская икона Божией Матери - одна из главных святынь Беларуси, которая находится в Свято-Духовом кафедральном соборе Минска. Чудотворная икона Богородицы отображает наиболее торжественный иконографический тип поясной "Одигитрии" и "Царицы Державной". Строго фронтальное расположение Марии, держащей в правой руке скипетр, соединяется с фигурой Младенца, держащего сферу и чуть повёрнутого в Её сторону. Идея воссоздания иконы Пресвятой Богородицы Минской в том стиле, в котором икона была обновлена в XlX веке, для Покровского храма в деревне Чечевичи принадлежит Денису Лиходиевскому. Воссоздать святыню в полном размере и установить её в церкви на своей малой родине - это не просто благородный поступок и благодарное пожертвование церкви. Это и значимый вклад в сохранение великого христианского наследия и преемственность его внутри белорусской культуры. Денис обратился с идеей списка иконы в мастерскую "Завет". Иконописцы этой мастерской имеют многолетний опыт реставрационных работ, написания канонических икон и портретной живописи. Сама икона находится под окладом и кроме фотографий, сделанных в 1992 г. после её реставрации, изображения Минской иконы Божией Матери без оклада больше нет. С благословения настоятеля Покровского храма было решено восстановить образ иконы, который был написан в XIX веке поверх более древнего. Его стиль соответствует белорусским иконам того времени. По словам свидетелей и как писал археолог и известный историк Н.И. Петров в 1888 году : "Несомненно, что это одна из древнейших и наилучше сохранившихся икон во всём Северо -Западном крае". Над новой иконой трудились Александр Молчанов, Людмила Макеева, Юрин Юрий и Ирина Забелло, работа заняла 3 месяца. Особое внимание при работе иконописцы уделили узорному фону. Были реконструированы утраченные фрагменты. Крупный орнамент, покрывающий весь фон, выполнен рельефом. Между объёмными фрагментами точечные чеканные полосы, линия изгиба которых создаёт эффект дополнительного пространства. Покрытая золотом поверхность играет всеми оттенками переливающегося света. Свежими красками зазвучали одежды на фигурах Богородицы и Младенца. Сочетание золота и пурпура, нежно голубого и зелёного придают образу величие и чистоту. Богородица держит в руке скипетр, Младенец державу, и эти атрибуты, добавленные позднее (XVII — XIXв. ) вносят особый смысл в иконографию образа. Скипетр в руке Богоматери как знак почитания Её не только как Матери Божией, но и как Царицы Державной. Чтобы воссоздать лики Богородицы и Младенца Христа, иконописцы ознакомились с лучшими образцами икон того времени, когда писалась икона. В Национальном художественном музее, в зале беларуской иконы, можно видеть примеры высокохудожественного письма. Сравнивая иконы из музея с Минской иконой Пресвятой Богородицы, становится очевидно, что они написаны в одной манере, и судя по отзывам современников Богородица Минская была "великолепна". Иконописцы мастерской "Завет" получили удивительный опыт в работе над полноразмерным списком святыни. Они открыли для себя образ Богородицы Минской во всей Её неувядаемой красоте. Воссоздали тот облик, который соответствовал образам 17-18 века, в технике масляной живописи, по византийскому рисунку первообраза, но до той степени соответствия с иконой, которую можно увидеть в подлинике в Свято-Духовом кафедральном соборе Минска. Справка: По преданию, Минская икона Божьей Матери в 988 году была перенесена св. Владимиром из Корсуни в Киев и установлена в Десятинной церкви Рождества Богородицы. Во время нашествия крымского хана Махмет Гирея на Киев, некий татарин бросил икону в воды Днепра. А 26 августа 1500 года чудотворная икона явилась на водах Свислочи в Минске - бежавшие от татар киевляне узнали её. Икона была торжественно перенесена в собор Рождества Богородицы г. Минска. Сразу произошло множество чудес и исцелений. В 1616 г. икона была передана в Свято-Духов монастырь. В 1852 году к 400-летию явления образа Пресвятой Богородицы Минская икона была отреставрирована. Супруга губернатора Шкляревского к юбилею подарила святыне серебряную, позолоченую ризу. Икона уже находилась в кафедральном соборе. В 1936 году, во времена советской власти, икона была передана в краеведческий музей. В 1941 году допропорядочная минчанка Варвара Слабко выпросила у немцев святыню и передала церкви, и в 1945 г. икона Божией Матери "Минская" была возвращена в Свято- Духов кафедральный собор. Там она пребывает и поныне. Икона не раз обновлялась, дописывалась, и до нашего времени она дошла уже в живописном варианте, хотя первоначально это был канонический образ византийского письма. С 1991 года обновляются работы по реставрации иконы. К 500-летию обретения образа по инициативе митрополита Минского и Слуцкого Филарета была создана комиссия по сохранению и исследованию святыни, работы по реставрации были поручены известному художнику Петру Журбею. Исследования показали, что икона в плачевном состоянии. Из дневника реставратора: "…осыпан грунт, доски растрескались, живописный слой отстаёт от нижележащих пластов. По трещинам осыпи до основания, по всей поверхности трещины (кракелюры) с загнутыми краями. Фоны записаны красками грубого помола, нимбы закрыты речным песком на цементе, по контуру приклеено битое стекло. Поверхность покрыта слоем копоти. Рентген показал наличие нескольких слоёв записи, под которыми просматривается первый древний слой хорошо сохранившегося образа". Из дневника реставратора: "…после расчистки и укрепления поверхности иконы, на сегодня считаю нецелесообразным раскрывать её до первозданного красочного слоя. Для этой работы нужны другие технологии и другие специалисты. Моя задача - завершить реставрацию, остановившись на записи XVll-XlX веков, и восстановить её в соответствующей технике". Анализ показал, что образ Заступницы созвучен с древнейшими иконами написанными византийскими мастерами. В разное время икона поновлялась, в 1852г. полностью записана маслом, добавлен скипетр в руке Богородицы и держава в руке Младенца Христа. Многим Богородичным образам свойственны мягкость и оттенок грусти. Особенно заметны они в облике Богородицы Минской. Хрупкость и скорбь юной Матери кажутся особенно выразительными рядом со спокойным и величественным образом Её Сына- предвечно воплотившегося Логоса, Творца, Спасителя мира. Плавные спокойные линии складок, лаконичные контуры силуэтов, узорчатое обрамление одежды делают фигуры величавыми и значительными. Глубокие приглушённые цвета подчёркивают монументальность образа. Характерная черта позднебеларусских икон - рельефный позолоченный фон, усиливающий сияние обильного количества золота. У таких икон, учитывая значительные размеры (105×140 см), молились миром, столь мощный образ Заступницы отмечен множеством чудес и спасений. О распространении извода иконы Богородицы Минской с рельефными полями известно в XVll-XVlll веках. Появляются изводы и списки иконы, написанные белорусскими мастерами. Этот образ в разных местах Беларуси по своему интерпретировался, вводились новые элементы: ангелы, голубь, короны. Фигуры изображались во весь рост или были поясные, отличались деталями, но основные характерные черты сохраняли психологическую выразительность иконы Богородицы Минской. Людмила Макеева. / sobor.by/ (просмотров 4816) |
Новости разделов: