Стресс в жизни современного человека. Беседа с Митрополитом Лимассольским Афанасием
28 МАЯ 2013 (Вторник) 16:12:55 - Владыко, почему мы сегодня часто находимся в состоянии стресса? Может это естественное явление?- Я думаю, что стресс, который сегодня существует, есть результат определенного образа жизни, который заставляет человека справляться со всем самостоятельно, все доводить до конца, безукоризненно выполнять поставленные перед ним задачи. Вдобавок незащищенность, которая возникает из-за ощущения отсутствия Бога, все это и приводит его в состояние стресса. - В последние годы мы наблюдаем стремительное распространение восточных религий, которые предлагают помочь справиться со стрессом. В университетах мы видим афиши с приглашением на занятия йогой, на занятия, помогающие открыть наши внутренние силы и т.п. Каково мнение церкви относительно всех этих методик? - Практика йоги — это не просто комплекс физических упражнений. Это также и психосоматика, которая напрямую связана с религиозным учением восточных стран. Данные упражнения являются формой воззвания, молитвы к восточным божествам. Чтобы избавиться от стресса, недостаточно просто физически заниматься. Человек должен изменить свое мировоззрение и более того, узнать слова нашей церкви «весь живот наш Христу Богу предадим». Необходимо выучить самый главный урок: передать, вложить в руки Божьи всего себя, остальных людей, всю жизнь, все отдать Богу. Если человек так поступает, то он освобождается от стресса. Но если нет, то пусть даже тысячи физических упражнений выполнит, рано или поздно вновь окажется в состоянии стресса. - Всегда ли стресс на работе или на учебе, стресс из-за экономической неустойчивости имеет духовные корни? - Я уверен, что он имеет связь с духовной жизнью для человека, образ жизни которого не заключен полностью в православии. Конечно, часто бывает так, что человек сам не замечает как оказывается во власти стресса по причине современного ритма жизни, который нередко оказывается угнетающим. Но, если человек научится все передавать в руки Божьи, будет спокойным и тихим, будет иметь доверие и любовь к Отцу Небесному, тогда человек сможет все оставить Богу, расслабиться, прогнать стресс и стать тихим. - Тогда где та грань между оставлением всего в руки Божьи и апатией, между отданием своей жизни Богу и бездействием? - Это та черта, которая разделяет себялюбие и честолюбие. То есть, оставить все Богу не значит оказаться в состоянии бездействия и безразличия ко всему. Нет! Я делаю все, что от меня зависит, без стресса, а все остальное оставляю, чтобы оно восполнилось под воздействием Божьей любви. Если же я делаю не все, что от меня зависит, тогда и Бог не станет исполнять зависящее от Него. Отцы церкви, древние и современные, говорили следующее: делай то, что от тебя зависит, спокойно, с доверием к Богу и в последствии, когда сделаешь все и твое сознание скажет тебе, что это предел, то предоставь все остальное Богу. - Какими средствами церковь может нам помочь побороть стресс, который мы, взрослые и дети, испытываем ежедневно? - Прежде всего с помощью таинств, которые преисполнены Божественной благодатью. Когда эта благодать посетит душу человека, тогда душа успокаивается, расслабляется, становится более устойчвой к ударам. Затем она учит нас отсекать свое желание, помогает нам становиться смиреннее, принимать волю Божью и иметь полное доверие к Нему. Церковь знакомит нас с оружием смирения. Смирение нам очень сильно помогает в избавлении от стресса, так как мы учимся быть мирными, учимся не искать своей воли, но искать воли Божьей, с терпением и любовью все принимать. - Вы сказали, что мы должны знать свои силы, должны быть уверены, что выполняем все, что можем. Не возникает ли здесь вопрос о самопознании? То есть должны ли мы занть что можем, а что нет? - Самопознание в церкви, не есть то самое самопознание о котором говорили древние греки, напрмиер, пифагорейцы. Каково оно на самом деле самопознание? Самопознание есть понимание для чего нас сотворил Господь, что мы есть Его образ, что Он наш Отец и потом со смирением совершать то, что нам подсказывает наше сознание. Оно должно свидетельствовать, что я сделал все, что мог и то, что я не в силах совершить, то покроет благодать Божья. Это самое лучшее. Если мы начнем вникать в смыл самопознания, опираясь на человеческое и психологическое начало, тогда, возможно, мы получим еще больший стресс, чем прежде. - Считаете ли Вы, что мы часто смотрим на церковь, как на средство избавления от стресса, находясь в поверхностных состояниях, которые нас успокаивают временно, но не создают прочную связь с Богом? - Это случается, когда человек находится в младенческом духовном состоянии. И если это происходит, тогда с помощью духовного отца мы должны вырости из этого состояния. Вырастаем мы благодаря многочисленным искушениям и случаям, которые нам приходится переживать... - Легко ли убедить человека, который не имеет связи с церковью, приобщиться к ней и воспользоваться средствами, которые она предлагает для преодоления стресса? - Прежде всего мы сами должны выйти из стресса и потом спасать остальных. Мы должны стать кроткими, смиренными и после со смирением и любовью к нашему брату передать ему слово Божие и оставить с доверием все в руки Божии. Мы передали слово. Когда это слово принесет плоды — это уже дело Божье. «Один сеет, а другой жнет», говорит Христос. Мы же должны сеять. Когда Господь придеть жать это семя, знает только Он. Если же мы много постараемся в этом деле и с волнением скажем «мы сеем, но не жнем», «сеем и не видим результата», тогда мы быстро устанем. Сей семя Божие смиренно и просто, с любовью и добротой, а все остальное исполнит Господь. - Владыко, благодарим Вас за беседу. / sobor.by/ Беседовал Панаётис Фарандатос для журнала «Паремволи» . Перевод на русский язык Екатерины Полонейчик (просмотров 5017) |
Новости разделов: