BEL ENG DEU FRA

Святые Пётр и Павел: величайшие и самые праведные столпы Церкви

 
  
11 ИЮЛЯ 2018 (Среда) 19:58:10

12 июля мы празднуем день памяти святых апостолов Петра и Павла, но в некоторых поместных церквях этот праздник уже прошёл. Среди прочих, 29 июня двух первоверховных апостолов вспоминали в Православной церкви Америки. Предлагаем вам слово американского православного священника Стивена Костоффа, посвящённое этому событию.





Находясь в сей жизни все Святые являют собою побуждение к добродетели для всех разумно слушающих и взирающих на них: потому что они являются одушевлёнными образами добродетели, торжественными возвестителями всего прекрасного, живыми и вещающими книгами о том, что направляет на лучший путь (святитель Григорий Палама, проповедь в праздник святых и верховных апостолов Петра и Павла).



В пятницу, 29 июня, мы праздновали день двух великих апостолов, Петра и Павла. Их мученическая кончина в Риме была очень хорошо зафиксирована в исторических документах и произошла примерно между 64 и 68 годами н.э. в правление императора Нерона. В церкви этот день считается настолько великим праздником, что его предваряет предписанный период поста – практика, которая предшествует только великим Господним праздникам (Рождеству и Пасхе) и Богородичному (Успению). Это также подчёркивает историческую значимость этих двух апостолов, результаты их служений, их мученический конец. Так подчёркивается само служение и роль апостола в проповеди Евангелия миру во исполнение Божьего указания провозглашать Благую весть всем народам (Мф. 28: 16-20). Действительно, святой Климент Римский в своём первом послании говорил про святых Петра и Павла как про "величайшие и наиболее праведные столпы (Церкви)". И если хорошо поразмышлять, то, что поётся про этих апостолов в день их памяти – это не просто красивые слова:



Киими духовными песньми похвалим Петра и Павла, безбожия заклавшия незатыкаемая уста, страшныя Духа мечи, Рима светлая удобрения, всея вселенныя питатели, Новаго Завета богописанныя скрижали мысленныя, яже в Сионе Христос возгласи, имеяй велию милость? (Великая Вечерня).



Четырнадцать посланий, вошедших в Новый Завет, обычно приписываются апостолу Павлу, два послания – апостолу Петру. Все Деяния святых апостолов по сути посвящены записи некоторых важнейших событий в истории этих апостолов "в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли" (Деян. 1:8). Возможно, не совсем точным будет говорить про святых Петра и Павла как, соответственно, про апостолов "обрезанных" (евреев) и "необрезанных" (язычников), ведь святой Пётр проповедовал и язычникам, как и святой Павел – евреям. Но так мы сможем полностью охватить значение их служения, благодаря чему и евреи, и язычники будут объединены в одном Теле Христовом во исполнение Божьего замысла.



На великой вечерне этого праздника читаются три фрагмента Нового Завета, все они взяты из 1 послания апостола Петра. Мы слышим удивительное начало послания, и этот отрывок глубоко характеризует сущность Евангелия, каким его видел в апостольские времена основания Церкви "князь апостолов" (иногда так называют апостола Петра). Если кто-то не слышал или не читал недавно этот фрагмент, большую часть его ради вас стоит процитировать здесь:



Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому, к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для вас, силою Божиею через веру соблюдаемых ко спасению, готовому открыться в последнее время.

О сем радуйтесь, поскорбев теперь немного, если нужно, от различных искушений, дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнём испытываемого золота, к похвале и чести и славе в явление Иисуса Христа, Которого, не видев, любите, и Которого доселе не видя, но веруя в Него, радуетесь радостью неизреченною и преславною, достигая наконец верою вашею спасения душ (1 Пет. 1:3-9).




В этом отрывке святой Пётр напоминает нам, что Евангелие с самого начала даровало христианам "живую надежду", основанную на воскресении Христа из мёртвых. Все авторы книг Нового Завета считали телесное воскресение Христа основой надежды христиан. В 1 послании к Фессалоникийцам апостол Павел подчёркивает, что тем, первым новообращённым не следует жить без надежды, как живут рядом с ними язычники. Этим он свидетельствовал о важности надежды для верующего христианина. Апостол Пётр не предлагал ещё одну философию, но свидетельствовал о роли Бога в человеческой истории – о том, что Господь определённо действовал в наших интересах, помогая нам преодолеть смерть через воскресение Иисуса. Далее он описывает наше наследие в раю через удивительно сильные образы, подчёркивая вечную и неуязвимую реальность рая – нетленного, чистого, неувядаемого. Это сильно отличается от привычной нам жизни, ведь всё созданное подвержено тлению, не является абсолютно чистым и когда-нибудь окажется в упадке. Апостол Павел также подтверждает это, заявляя, что "проходит образ мира сего" (1 Кор. 7:31). Соблюдаемые верой, мы ожидаем спасения, которое будет открыто в последние времена – что означает Судный день и конец времён.



И всё же апостол знает, что к этому дару нельзя относиться пренебрежительно, нельзя и легко его получить. Он будет дарован только после различных искушений, которые неизбежны в павшем мире. Скорее всего, здесь святой Пётр говорит про гонения, потому что в то время они уже имели место. Однако страдания приходят по-разному. Эти искушения проверят "испытанность" нашей веры, очищая её, если после этих искушений мы станем словно "огнём испытываемое золото". Всё это справедливо несмотря на то, что мы не видели Иисуса и не видим Его сейчас. Это справедливо для всех учеников Христовых во все времена, которых Сам Господь назвал благословенными за веру в Него, хотя они и не видели Его своими глазами (Ин. 20:29).



Силу этого опыта чудесно выражает святой Пётр, уверенно утверждая, что мы "радуемся радостью неизреченной и преславной". Почти постыдно то, что, как мы можем признаться, мы иногда тащим себя в церковь или на молитву, словно стеснённые тяжёлыми обстоятельствами, или словно выполняем какой-то "религиозный долг", который не даёт нам заняться более "интересными" делами! Христианство, в котором нет радости, абсолютно чуждо Новому Завету, как и такое христианство, которое в вашей жизни занимает среди всех дел лишь второе место (а может быть, третье или четвёртое). Ожидаемый результат всего этого – "спасение душ". Именно поэтому в каждом богослужении, которое начинается с Великой Ектении, мы в первом полном прошении молимся Богу "о свышнем мире и спасении душ наших"? Нет ничего эгоистичного в том, чтобы искать или принимать спасение душ. Это дар Божий, который предназначен для всех. Чтобы гарантированно получить его, мы можем более непреклонно трудиться в пользу других и делиться тем, что Бог сделал для нас.



Апостолы Пётр и Павел – это действительно "потоки мудрости и поборники Креста"/ Они пояснили на своём примере более позднее учение святого Игнатия Антиохского о тайне Христовой, которая скрывает "жизнь в смерти", потому что они умерли как мученики, но вечно живы во Христе. Мы сейчас можем читать их послания и их жизни, по словам святого Григория Паламы, как "живые книги о том, что направляет на лучший путь". Мы просим их молитв, пытаясь быть достойными звания христиан.

/ sobor.by/ По материалам oca.org. Фото: икона святых апостолов Петра и Павла, 1640 год,

(просмотров 421)





Новости разделов:

Православие в мире

5 ФЕВРАЛЯ 2019
В Польше определены лауреаты премии имени князя Константина Острожского
1 ФЕВРАЛЯ 2019
Фестиваль восточнославянских коляд в Тересполе собрал представителей 4-х стран
31 ЯНВАРЯ 2019
Хор священнослужителей Гродненской епархии выступил на концерте коляд в Королевском зале Варшавы
30 ЯНВАРЯ 2019
Афон отказался участвовать в «интронизации» главы «Православной церкви Украины»
29 ЯНВАРЯ 2019
Архипастыри из Украины и Чехии поздравили митрополита Варшавского и всея Польши Савву с Днём тезоименитства
25 ЯНВАРЯ 2019
"В нашем селе говорят на языке Христа". Сириец рассказал минчанам о св.Фёкле и возрождении Маалулы
6 ЯНВАРЯ 2019
Блаженнейший Патриарх Антиохийский Иоанн Х: Неразумно прекращать раскол ценой единства православного мира
16 ДЕКАБРЯ 2018
Митрополит Волоколамский Иларион: Размышления в день «объединительного собора»
1 ДЕКАБРЯ 2018
Для православных Польши Рождественский пост проходит под знаком прощания с архимандритом Гавриилом
27 НОЯБРЯ 2018
Вышла программа "Архипастырь" с епископом Новосадским и Бачским Иринеем, пресс-секретарём Синода Сербской Православной Церкви
20 НОЯБРЯ 2018
В Белграде отрыли памятник блаженнопочившему Патриарху Павлу
8 НОЯБРЯ 2018
Православные Польши вспоминают трагическую годовщину массового разрушения церквей и молятся за украинский народ
  Церковные праздники

18 ФЕВРАЛЯ 2019
Патриарший Экзарх совершил Литургию в минском храме в честь святителя Николая Японского
15 ФЕВРАЛЯ 2019
Сегодня Церковь празднует Сретение Господне
14 ФЕВРАЛЯ 2019
Святого мученика Трифона вспоминает сегодня Церковь
7 ФЕВРАЛЯ 2019
В день памяти блаженной Валентины Минской Патриарший Экзарх возглавил Литургию в Свято-Духовом соборе Минска
6 ФЕВРАЛЯ 2019
6 февраля Церковь празднует память блаженной Валентины Минской
1 ФЕВРАЛЯ 2019
Преподобного Макария Великого, Египетского, вспоминает сегодня Церковь
30 ЯНВАРЯ 2019
Память Антония Великого празднует сегодня Церковь
25 ЯНВАРЯ 2019
Святую мученицу Татиану вспоминает сегодня Церковь
19 ЯНВАРЯ 2019
Сегодня православные отмечают Крещение Господне
15 ЯНВАРЯ 2019
Преподобного Серафима Саровского вспоминает сегодня Церковь
11 ЯНВАРЯ 2019
Святых мучеников 14 000 младенцев Вифлеемских вспоминает сегодня Церковь
9 ЯНВАРЯ 2019
Митрополит Павел возглавил великую вечерню в Свято-Духовом кафедральном соборе Минска
Новости
Архив новостей :

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru


© www.sobor.by 2004-2016.