11 ИЮЛЯ 2018 (Среда) 19:58:10
12 июля мы празднуем день памяти святых апостолов Петра и Павла, но в некоторых поместных церквях этот праздник уже прошёл. Среди прочих, 29 июня двух первоверховных апостолов вспоминали в Православной церкви Америки. Предлагаем вам слово американского православного священника Стивена Костоффа, посвящённое этому событию.
Находясь в сей жизни все Святые являют собою побуждение к добродетели для всех разумно слушающих и взирающих на них: потому что они являются одушевлёнными образами добродетели, торжественными возвестителями всего прекрасного, живыми и вещающими книгами о том, что направляет на лучший путь (святитель Григорий Палама, проповедь в праздник святых и верховных апостолов Петра и Павла).
В пятницу, 29 июня, мы праздновали день двух великих апостолов, Петра и Павла. Их мученическая кончина в Риме была очень хорошо зафиксирована в исторических документах и произошла примерно между 64 и 68 годами н.э. в правление императора Нерона. В церкви этот день считается настолько великим праздником, что его предваряет предписанный период поста – практика, которая предшествует только великим Господним праздникам (Рождеству и Пасхе) и Богородичному (Успению). Это также подчёркивает историческую значимость этих двух апостолов, результаты их служений, их мученический конец. Так подчёркивается само служение и роль апостола в проповеди Евангелия миру во исполнение Божьего указания провозглашать Благую весть всем народам (Мф. 28: 16-20). Действительно, святой Климент Римский в своём первом послании говорил про святых Петра и Павла как про "величайшие и наиболее праведные столпы (Церкви)". И если хорошо поразмышлять, то, что поётся про этих апостолов в день их памяти – это не просто красивые слова:
Киими духовными песньми похвалим Петра и Павла, безбожия заклавшия незатыкаемая уста, страшныя Духа мечи, Рима светлая удобрения, всея вселенныя питатели, Новаго Завета богописанныя скрижали мысленныя, яже в Сионе Христос возгласи, имеяй велию милость? (Великая Вечерня).
Четырнадцать посланий, вошедших в Новый Завет, обычно приписываются апостолу Павлу, два послания – апостолу Петру. Все Деяния святых апостолов по сути посвящены записи некоторых важнейших событий в истории этих апостолов "в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли" (Деян. 1:8). Возможно, не совсем точным будет говорить про святых Петра и Павла как, соответственно, про апостолов "обрезанных" (евреев) и "необрезанных" (язычников), ведь святой Пётр проповедовал и язычникам, как и святой Павел – евреям. Но так мы сможем полностью охватить значение их служения, благодаря чему и евреи, и язычники будут объединены в одном Теле Христовом во исполнение Божьего замысла.
На великой вечерне этого праздника читаются три фрагмента Нового Завета, все они взяты из 1 послания апостола Петра. Мы слышим удивительное начало послания, и этот отрывок глубоко характеризует сущность Евангелия, каким его видел в апостольские времена основания Церкви "князь апостолов" (иногда так называют апостола Петра). Если кто-то не слышал или не читал недавно этот фрагмент, большую часть его ради вас стоит процитировать здесь:
Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому, к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для вас, силою Божиею через веру соблюдаемых ко спасению, готовому открыться в последнее время.
О сем радуйтесь, поскорбев теперь немного, если нужно, от различных искушений, дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнём испытываемого золота, к похвале и чести и славе в явление Иисуса Христа, Которого, не видев, любите, и Которого доселе не видя, но веруя в Него, радуетесь радостью неизреченною и преславною, достигая наконец верою вашею спасения душ (1 Пет. 1:3-9).
В этом отрывке святой Пётр напоминает нам, что Евангелие с самого начала даровало христианам "живую надежду", основанную на воскресении Христа из мёртвых. Все авторы книг Нового Завета считали телесное воскресение Христа основой надежды христиан. В 1 послании к Фессалоникийцам апостол Павел подчёркивает, что тем, первым новообращённым не следует жить без надежды, как живут рядом с ними язычники. Этим он свидетельствовал о важности надежды для верующего христианина. Апостол Пётр не предлагал ещё одну философию, но свидетельствовал о роли Бога в человеческой истории – о том, что Господь определённо действовал в наших интересах, помогая нам преодолеть смерть через воскресение Иисуса. Далее он описывает наше наследие в раю через удивительно сильные образы, подчёркивая вечную и неуязвимую реальность рая – нетленного, чистого, неувядаемого. Это сильно отличается от привычной нам жизни, ведь всё созданное подвержено тлению, не является абсолютно чистым и когда-нибудь окажется в упадке. Апостол Павел также подтверждает это, заявляя, что "проходит образ мира сего" (1 Кор. 7:31). Соблюдаемые верой, мы ожидаем спасения, которое будет открыто в последние времена – что означает Судный день и конец времён.
И всё же апостол знает, что к этому дару нельзя относиться пренебрежительно, нельзя и легко его получить. Он будет дарован только после различных искушений, которые неизбежны в павшем мире. Скорее всего, здесь святой Пётр говорит про гонения, потому что в то время они уже имели место. Однако страдания приходят по-разному. Эти искушения проверят "испытанность" нашей веры, очищая её, если после этих искушений мы станем словно "огнём испытываемое золото". Всё это справедливо несмотря на то, что мы не видели Иисуса и не видим Его сейчас. Это справедливо для всех учеников Христовых во все времена, которых Сам Господь назвал благословенными за веру в Него, хотя они и не видели Его своими глазами (Ин. 20:29).
Силу этого опыта чудесно выражает святой Пётр, уверенно утверждая, что мы "радуемся радостью неизреченной и преславной". Почти постыдно то, что, как мы можем признаться, мы иногда тащим себя в церковь или на молитву, словно стеснённые тяжёлыми обстоятельствами, или словно выполняем какой-то "религиозный долг", который не даёт нам заняться более "интересными" делами! Христианство, в котором нет радости, абсолютно чуждо Новому Завету, как и такое христианство, которое в вашей жизни занимает среди всех дел лишь второе место (а может быть, третье или четвёртое). Ожидаемый результат всего этого – "спасение душ". Именно поэтому в каждом богослужении, которое начинается с Великой Ектении, мы в первом полном прошении молимся Богу "о свышнем мире и спасении душ наших"? Нет ничего эгоистичного в том, чтобы искать или принимать спасение душ. Это дар Божий, который предназначен для всех. Чтобы гарантированно получить его, мы можем более непреклонно трудиться в пользу других и делиться тем, что Бог сделал для нас.
Апостолы Пётр и Павел – это действительно "потоки мудрости и поборники Креста"/ Они пояснили на своём примере более позднее учение святого Игнатия Антиохского о тайне Христовой, которая скрывает "жизнь в смерти", потому что они умерли как мученики, но вечно живы во Христе. Мы сейчас можем читать их послания и их жизни, по словам святого Григория Паламы, как "живые книги о том, что направляет на лучший путь". Мы просим их молитв, пытаясь быть достойными звания христиан.
/ sobor.by/ По материалам oca.org. Фото: икона святых апостолов Петра и Павла, 1640 год,
(просмотров 1501)