BEL ENG DEU FRA



Свя­того про­рока Ав­ва­кума вспоминает сегодня Церковь

 
  
15 ДЕКАБРЯ 2015 (Вторник) 09:31:44
Свя­той про­рок Ав­ва­кум, один из 12 ма­лых про­ро­ков, про­ис­хо­дил из ко­ле­на Си­мео­но­ва, про­ро­че­ство­вал око­ло 650 го­да до Р. X.

Про­рок Ав­ва­кум пред­рёк раз­ру­ше­ние Иеру­са­лим­ско­го хра­ма, ва­ви­лон­ское пле­не­ние и воз­вра­ще­ние плен­ных на ро­ди­ну. Во вре­мя вой­ны с ва­ви­ло­ня­на­ми про­рок уда­лил­ся в Ара­вию, где с ним про­изо­шло сле­ду­ю­щее чу­до. Ко­гда он нёс обед жне­цам, ему встре­тил­ся Ан­гел Гос­по­день и мгно­вен­но пе­ре­нёс его си­лою сво­е­го ду­ха в Ва­ви­лон, где в это вре­мя то­мил­ся в тем­ни­це про­рок Да­ни­ил. Так, пи­щей, пред­на­зна­чав­шей­ся для жне­цов, уто­лил го­лод го­ни­мый про­рок. По­сле окон­ча­ния вой­ны с ва­ви­ло­ня­на­ми про­рок Ав­ва­кум вер­нул­ся в своё оте­че­ство и умер в глу­бо­кой ста­ро­сти. При свя­том кон­стан­ти­но­поль­ском ца­ре Фе­о­до­сии Млад­шем (408–450) бы­ли об­ре­те­ны его мо­щи.

Полное житие пророка Аввакума

Свя­той про­рок Ав­ва­кум был сын Аса­фа­та и про­ис­хо­дил из ко­ле­на Си­мео­но­ва, как по­вест­ву­ет о нём свя­той Епи­фа­ний Кипр­ский в сво­ей кни­ге "О жиз­ни про­ро­ков". По пре­да­нию, за­пи­сан­но­му свя­ты­ми от­ца­ми, ро­ди­ной Ав­ва­ку­ма бы­ло не­боль­шое се­ле­ние Бет­зо­хар, ина­че на­зы­ва­е­мое Ви­е­за­хир.

Имя Ав­ва­кум, дан­ное ему при рож­де­нии, пред­зна­ме­но­ва­ло, что из не­го вый­дет силь­ный ду­хом по­движ­ник. При­дя в воз­раст со­вер­шен­ный, он, ра­ди сла­вы Име­ни Бо­жия, рев­ност­но вы­сту­пил на об­ли­че­ние без­за­ко­ний сво­е­го на­ро­да. Сам же, го­ря ду­хом о Гос­по­де, он стро­го со­блю­дал за­по­ве­ди Бо­жии, твёр­до сто­ял на пу­ти доб­ро­де­те­ли и был удо­сто­ен от Гос­по­да да­ра про­ро­че­ско­го.

Ав­ва­кум про­ро­че­ство­вал и жил по­сле цар­ство­ва­ния бла­го­че­сти­во­го иудей­ско­го ца­ря Езе­кии, ко­гда на пре­сто­ле цар­ство­ва­ли не­че­сти­вые ца­ри: Ма­нас­сия, сын Езе­кии и по­том Амон, сын Ма­нас­сии. По сви­де­тель­ству Свя­щен­но­го Пи­са­ния, в на­ро­де иудей­ском при Ма­нас­сии бы­ли по­сто­ян­ные раз­до­ры и зло­дей­ства: силь­ный угне­тал сла­бо­го, и не­где бы­ло ис­кать су­да спра­вед­ли­во­го. Сам царь Ма­нас­сия был пер­вым го­ни­те­лем не­вин­ных: он про­лил весь­ма мно­го не­вин­ной кро­ви, так что на­пол­нил ею Иеру­са­лим от края и до края. По пре­да­нию, в чис­ле не­вин­ных по­стра­дал в это вре­мя и свя­той про­рок Ис­а­ия, рав­но как по­стра­да­ли мно­гие дру­гие об­ли­чи­те­ли не­правд и не­че­стия ца­ря и на­ро­да.

Впо­след­ствии царь Ма­нас­сия, на­ка­зан­ный Бо­гом и взя­тый в плен ас­си­рий­ца­ми, рас­ка­ял­ся и об­ра­тил­ся к Ис­тин­но­му Бо­гу. Но зло, по­се­ян­ное им, пу­сти­ло уже глу­бо­кие кор­ни сре­ди на­ро­да ев­рей­ско­го; Ма­нас­сии же на­сле­до­вал не­че­сти­вый сын Амон, по­доб­но от­цу сво­е­му пре­дан­ный гру­бо­му идо­ло­по­клон­ству.

Про­рок Ав­ва­кум глу­бо­ко скор­бел о раз­вра­ще­нии сво­их со­вре­мен­ни­ков. Не на­хо­дя ни­где прав­ды, он из­ли­вал свою скорбь, взы­вая ко Гос­по­ду:

– До­ко­ле, Гос­по­ди, я бу­ду взы­вать – и Ты не слы­шишь ме­ня, бу­ду во­пи­ять о на­си­лии – и Ты не спа­са­ешь? Для че­го да­ёшь мне ви­деть зло­дей­ство и смот­реть на бед­ствие? Гра­би­тель­ство и на­си­лие пре­до мною, и вос­ста­ёт враж­да, и под­ни­ма­ет­ся раз­дор. От это­го за­кон по­те­рял си­лу, и су­да пра­виль­но­го нет: так как не­че­сти­вый одо­ле­ва­ет пра­вед­но­го, то и суд про­ис­хо­дит пре­врат­ный (Авв.1:2-4).

Так взы­вал про­рок ко Гос­по­ду, ви­дя без­за­ко­ния люд­ские, и ожи­дал пра­вед­но­го су­да от Са­мо­го Бо­га. В от­вет на сие Гос­подь воз­ве­стил Сво­е­му из­бран­ни­ку, что ско­ро долж­но на­сту­пить на­ка­за­ние за все­об­щее не­че­стие. По по­ве­ле­нию Бо­жию про­рок Ав­ва­кум пред­ска­зал ев­ре­ям та­кое страш­ное со­бы­тие, ко­то­ро­му в его вре­мя да­же труд­но бы­ло по­ве­рить – раз­ру­ше­ние хра­ма и са­мо­го Иеру­са­ли­ма и пле­не­ние ва­ви­лон­ское.

Про­рок яс­но ука­зал, что ору­ди­я­ми се­го на­ка­за­ния Гос­подь из­брал хал­де­ев – на­род сви­ре­пый и не­обуз­дан­ный, ко­то­рый быст­ро про­хо­дит по про­стран­ствам зем­ли, что­бы за­вла­деть чу­жи­ми се­ле­ни­я­ми.

В тре­пет­ном ожи­да­нии гроз­но­го на­ше­ствия про­рок Ав­ва­кум не­до­уме­вал: не­уже­ли пра­вед­ный Гос­подь по­пу­стит гор­дым и не­че­сти­вым хал­де­ям со­вер­шен­но ис­тре­бить из­бран­ный на­род Свой. В на­деж­де, что на­ка­за­ние это бу­дет вре­мен­ным, он ожи­дал но­во­го от­кро­ве­ния от Гос­по­да и в сво­ём мо­лит­вен­ном ожи­да­нии был по­до­бен стра­жу, зор­ко смот­ря­ще­му вдаль с го­род­ской баш­ни, что­бы воз­ве­стить о при­бли­же­нии вра­га. Он пла­мен­но мо­лил Гос­по­да спа­сти на­род ев­рей­ский от раб­ства ва­ви­лон­ско­го, как не­ко­гда Он спас его от раб­ства еги­пет­ско­го, и ждал, что воз­гла­го­лет ему Гос­подь.

То­гда Гос­подь от­крыл про­ро­ку Сво­е­му, что всё спа­се­ние из­бран­но­го на­ро­да сре­ди этих бед­ствий за­клю­ча­ет­ся в ве­ре, а гор­дые и не­обуз­дан­ные хал­деи са­ми долж­ны бу­дут ис­пы­тать ту же участь, ко­то­рую они при­го­то­ви­ли по­беж­дён­ным на­ро­дам. По­сле то­го про­рок Ав­ва­кум, что­бы не по­верг­нуть со­оте­че­ствен­ни­ков в от­ча­я­ние от пред­сто­я­ще­го им ис­пы­та­ния от Бо­га, про­из­нёс прит­чу на по­ги­бель хал­де­ев, воз­ве­стив пя­ти­крат­ное го­ре угне­та­те­лям. В этой прит­че он по­ка­зал всё ни­что­же­ство идо­лов и мо­гу­ще­ства хал­де­ев пред ве­ли­чи­ем Бо­га Ис­тин­но­го, ше­ству­ю­ще­го во спа­се­ние лю­дей Сво­их. Про­рок в оза­ре­нии свы­ше пред­ве­щал, что Бог гря­дёт для спа­се­ния на­ро­да Сво­е­го от го­ры при­осе­нён­ные ча­щи (Фа­ра­на), для спа­се­ния по­ма­зан­но­го Сво­е­го, и на­сту­пит та­кое вре­мя, ко­гда вся зем­ля на­пол­нит­ся по­зна­ни­ем сла­вы Гос­по­да, как во­ды на­пол­ня­ют мо­ре (Авв.3:13).

Ко­гда На­ву­хо­до­но­сор под­сту­пал к Иеру­са­ли­му, то, по сви­де­тель­ству пре­да­ния, про­рок Ав­ва­кум уда­лил­ся из го­ро­да. Зная, что бед­ствие уже не­от­вра­ти­мо, и что со­про­тив­ле­ние столь силь­но­му за­во­е­ва­те­лю бу­дет бес­по­лез­но, про­рок с го­ре­стью оста­вил своё оте­че­ство, что­бы не ви­деть ра­зо­ре­ния его и из­бе­жать же­сто­ко­сти по­бе­ди­те­ля. По ука­за­нию Бо­жию Ав­ва­кум по­се­лил­ся в зем­ле Ара­вий­ской, в го­ро­де Остра­ки­не, и жил здесь доб­ро­воль­ным из­гнан­ни­ком до са­мо­го уда­ле­ния вра­гов из его оте­че­ства.

По уда­ле­нии хал­де­ев он воз­вра­тил­ся в зем­лю свою, опла­кал бед­ствие её и вме­сте с уце­лев­ши­ми из на­ро­да стал за­ни­мать­ся зем­ле­де­ли­ем. В мо­лит­ве к Бо­гу за на­род свой ожи­дал он воз­вра­ще­ния пле­нен­ных из Ва­ви­ло­на.

Од­на­жды во вре­мя жат­вы про­рок сва­рил по­хлёб­ку и, взяв хле­ба, по­шёл в по­ле, что­бы от­не­сти этот обед жне­цам. Но на пу­ти ему пред­стал Ан­гел Гос­по­день и ска­зал:

– От­не­си этот обед в Ва­ви­лон к Да­ни­и­лу, в ров льви­ный.

В это вре­мя, дей­стви­тель­но, про­рок Да­ни­ил, жив­ший при дво­ре ца­ря Ва­ви­лон­ско­го, по не­на­ви­сти не­че­сти­вых ва­ви­ло­нян был вверг­нут в льви­ный ров.

Но Ав­ва­кум, не зная го­ро­да Ва­ви­ло­на, от­ве­чал Ан­ге­лу:

– Гос­по­ди! Ва­ви­ло­на я ни­ко­гда не ви­дал и рва льви­но­го не знаю.

То­гда Ан­гел Гос­по­день си­лою ду­ха сво­е­го вос­хи­тил Ав­ва­ку­ма и, под­няв его за во­ло­сы, пе­ре­нёс в Ва­ви­лон и по­ста­вил пря­мо на­до рвом, ку­да вверг­нут был Да­ни­ил.

И воз­звал Ав­ва­кум:

– Да­ни­ил! Да­ни­ил! возь­ми обед, ко­то­рый Бог по­слал те­бе.

Да­ни­ил же воз­бла­го­да­рил Бо­га и ска­зал:

– Вспом­нил Ты обо мне, Бо­же, и не оста­вил лю­бя­щих Те­бя.

Да­ни­ил под­нял­ся и вку­сил пи­щи. Ан­гел же Гос­по­день мгно­вен­но по­ста­вил Ав­ва­ку­ма на его преж­нее ме­сто.

По­сле чу­дес­но­го по­се­ще­ния Да­ни­и­ла про­рок Ав­ва­кум воз­вра­тил­ся к жне­цам сво­им во вре­мя обе­да их и ни­ко­му не ска­зал о слу­чив­шем­ся. Он про­ра­зу­мел, что на­род иудей­ский воз­вра­щён бу­дет Гос­по­дом из Ва­ви­ло­на в Иеру­са­лим, по­доб­но то­му как со­вер­ши­лось чу­дес­ное пе­ре­не­се­ние его в Ва­ви­лон и воз­вра­ще­ние от­ту­да. Но это ис­пы­та­ние на­ро­да Бо­жия дли­лось 70 лет, и Ав­ва­кум не до­жил до воз­вра­ще­ния ев­ре­ев из пле­на и умер в ста­ро­сти, и по­гре­бён был с че­стью на соб­ствен­ном по­ле.

azbyka.ru / sobor.by/

(просмотров 2982)





Новости разделов:

Церковные праздники

21 НОЯБРЯ 2024
Михайлов день. День Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Церковный календарь : 21 ноября
21 НОЯБРЯ 2024
22 ноября - празднование в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница»
20 НОЯБРЯ 2024
Преподобного Лазаря Галисийского вспоминает сегодня Церковь
19 НОЯБРЯ 2024
Преподобный Варлаам Хутынский, Новгородский чудотворец. Церковный календарь: 19 ноября
18 НОЯБРЯ 2024
Святитель Тихон, Патриарх Московский. Церковный календарь: 18 ноября
17 НОЯБРЯ 2024
Преподобный Иоанникий Великий. Церковный календарь: 17 ноября
16 НОЯБРЯ 2024
Обновление (освящение) храма Великомученика Георгия Победоносца в Лидде. Церковный календарь: 16 ноября
15 НОЯБРЯ 2024
Шуйская-Смоленская икона Божией Матери. Церковный календарь: 15 ноября
14 НОЯБРЯ 2024
Бессребреники Косма и Дамиан Азийские (Асийские) и мать их, преподобная Феодотия. Церковный календарь: 14 ноября
14 НОЯБРЯ 2024
Церковь празднует память священномученика Александра Шалая
13 НОЯБРЯ 2024
Апостолы от семидесяти: Стахий, Амплий, Урван, Наркисс, Апеллий, Аристовул. Церковный календарь: 13 ноября
12 НОЯБРЯ 2024
Священномученик Зиновий, епископ Егейский, и сестра его Зиновия. Церковный календарь: 12 ноября
Новости
Архив новостей :

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru


© www.sobor.by 2004-2016.