BEL ENG DEU FRA



Третье обретение главы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна вспоминает сегодня Церковь

 
  
7 ИЮНЯ 2016 (Вторник) 10:50:13
Пророк Иоанн Креститель — после Девы Марии самый чтимый святой. В честь его установлены следующие праздники: 6 октября — зачатие, 7 июля — рождество, 11 сентября — усекновение главы, 20 января — Собор Иоанна Крестителя в связи с праздником Крещения, 9 марта — первое и второе обретение его главы, 7 июня — третье обретение его главы, 25 октября — праздник перенесения его правой руки с Мальты в Гатчину (по новому стилю).

Пророк Иоанн Креститель был сыном священника Захарии (из рода Аарона) и праведной Елизаветы (из рода царя Давида). Жили его родители около Хеврона (в Нагорной стране), на юг от Иерусалима. Он приходился по материнской линии родственником Господа Иисуса Христа и родился на шесть месяцев раньше Господа. Как повествует Евангелист Лука, архангел Гавриил, явившись его отцу Захарии в храме, возвестил о рождении у него сына. И вот у благочестивых супругов, до преклонной старости лишённых утешения иметь детей, наконец рождается сын, которого они испросили в молитвах.

По милости Божией он избежал смерти среди тысяч убитых младенцев в Вифлееме и его окрестностях. Святой Иоанн вырос в дикой пустыне, готовя себя к великому служению строгой жизнью — постом и молитвой. Он носил грубую одежду, прихваченную кожаным поясом, и питался диким мёдом и акридами (род саранчи). Он остался пустынножителем до тех пор, пока Господь не призвал его в тридцатилетнем возрасте к проповеди еврейскому народу.

Повинуясь этому призванию, пророк Иоанн явился на берегах Иордана, чтобы приготовить народ к принятию ожидаемого Мессии (Христа). К реке перед праздником очищения в большом количестве сходился народ для религиозных омовений. Здесь и обратился к ним Иоанн, проповедуя покаяние и крещение во оставление грехов. Сущность его проповеди заключалась в том, что прежде, чем получить внешнее омовение, люди должны нравственно очиститься, и, таким образом, приготовить себя к принятию Евангелия. Конечно, крещение Иоанна не было ещё благодатным таинством христианского крещения. Смысл его заключался в духовном приготовлении к принятию будущего крещения водой и Святым Духом.

По выражению одной церковной молитвы, пророк Иоанн был светлой утренней звездой, которая своим блеском превосходила сияние всех других звезд и предвещала утро благодатного дня, освещаемого духовным Солнцем Христом (Мал. 4, 2). Когда ожидание Мессии достигло высшей степени, пришёл к Иоанну на Иордан креститься и Сам Спаситель мира, Господь Иисус Христос. Крещение Христа сопровождалось чудесными явлениями — схождением Святого Духа в виде голубя и голосом Бога Отца с неба: "Сей есть Сын Мой возлюбленный... "

Получив откровение о Иисусе Христе, пророк Иоанн говорил народу о Нём: "Вот Агнец Божий, который берёт на Себя грехи мира". Услышав это, двое из учеников Иоанна присоединились к Иисусу Христу. То были апостолы Иоанн (Богослов) и Андрей (Первозванный, брат Симона Петра).

Крещением Спасителя пророк Иоанн завершил и как бы запечатлел своё пророческое служение. Он безбоязненно и строго обличал пороки как простых людей, так и сильных мира сего. За это он скоро пострадал.

Царь Ирод Антипа (сына царя Ирода Великого) приказал посадить пророка Иоанна в темницу за обличение его в оставлении своей законной жены (дочери аравийского царя Арефы) и за незаконное сожительство с Иродиадой. Иродиада до этого была замужем за родным братом Ирода, Филиппом.

В день своего рождения Ирод устроил пир, на который съехалось много знатных гостей. Саломия, дочь нечестивой Иродиады, своей нескромной пляской во время пира до того угодила Ироду и возлежащим с ним гостям, что царь с клятвой обещал ей дать всё, чего ни попросит она, даже до половины своего царства. Танцовщица, наученная матерью, просила дать ей тогда же на блюде голову Иоанна Крестителя. Ирод уважал Иоанна как пророка, поэтому он опечалился от такой просьбы. Однако постеснялся нарушить данную им клятву и послал стража в темницу, который отсек Иоанну голову и отдал её девице, а та отнесла голову своей матери. Иродиада, надругавшись над отсеченной святой главой пророка, бросила её в грязное место. Ученики Иоанна Крестителя погребли его тело в Самарянском городе Севастии. За своё злодеяние Ирод получил возмездие в 38 году после Р. X.; его войска были разбиты Арефой, выступившим против него за бесчестье дочери, которую он покинул ради Иродиады, а в следующем году римский император Калигула сослал Ирода в заточение.

По­сле усек­но­ве­ния гла­вы Про­ро­ка, Пред­те­чи и Кре­сти­те­ля Гос­под­ня Иоан­на те­ло его бы­ло по­гре­бе­но уче­ни­ка­ми в са­ма­рий­ском го­ро­де Се­ва­стии, а чест­ная гла­ва со­кры­та Иро­ди­а­дой в бес­чест­ном ме­сте. Бла­го­че­сти­вая Иоан­на, же­на цар­ско­го до­мо­пра­ви­те­ля Ху­зы (о ней упо­ми­на­ет свя­той еван­ге­лист Лу­ка), тай­но взя­ла свя­тую гла­ву, по­ло­жи­ла её в со­суд и по­греб­ла на го­ре Еле­он­ской – в од­ном из по­ме­стий Иро­да. Через мно­го лет по­ме­стье это пе­ре­шло во вла­де­ние бла­го­че­сти­во­му вель­мо­же Ин­но­кен­тию, ко­то­рый стал стро­ить там цер­ковь. Ко­гда ко­па­ли ров для фун­да­мен­та, был об­ре­тён со­суд с чест­ной гла­вой Иоан­на Кре­сти­те­ля. Ин­но­кен­тий узнал о ве­ли­чии свя­ты­ни по быв­шим от неё бла­го­дат­ным зна­ме­ни­ям. Так про­изо­шло Пер­вое об­ре­те­ние гла­вы. Ин­но­кен­тий хра­нил её с ве­ли­чай­шим бла­го­го­ве­ни­ем, но пе­ред сво­ей смер­тью, бо­ясь, как бы свя­ты­ня не бы­ла по­ру­га­на невер­ны­ми, он сно­ва скрыл её в том са­мом ме­сте, где об­рел. По кон­чине его цер­ковь при­шла в за­пу­сте­ние и раз­ру­ши­лась.

В дни рав­ноап­о­столь­но­го ца­ря Кон­стан­ти­на Ве­ли­ко­го († 337), ко­гда хри­сти­ан­ская ве­ра ста­ла про­цве­тать, двум ино­кам, при­шед­шим в Иеру­са­лим на по­кло­не­ние свя­тым ме­стам, два­жды явил­ся сам свя­той Пред­те­ча и от­крыл ме­сто на­хож­де­ния сво­ей чест­ной гла­вы. Ино­ки от­ры­ли свя­ты­ню и, по­ло­жив её в ме­шок из вер­блю­жьей шер­сти, по­шли к се­бе до­мой. По до­ро­ге они встре­ти­ли незна­ко­мо­го гор­шеч­ни­ка и да­ли ему нести дра­го­цен­ную но­шу. Не зная, что он несёт, гор­шеч­ник спо­кой­но про­дол­жал путь. Но ему явил­ся сам свя­той Пред­те­ча и ве­лел бе­жать от нера­ди­вых и ле­ни­вых ино­ков вме­сте с тем, что бы­ло у него в ру­ках. Гор­шеч­ник скрыл­ся от ино­ков и до­ма с по­че­стью хра­нил чест­ную гла­ву. Пе­ред смер­тью он за­пе­ча­тал её в во­до­нос­ный со­суд и пе­ре­дал сест­ре. С тех пор чест­ная гла­ва бы­ла пре­ем­ствен­но хра­ни­ма бла­го­го­вей­ны­ми хри­сти­а­на­ми, по­ка её об­ла­да­те­лем не стал свя­щен­ник Ев­ста­фий, за­ра­жён­ный ари­ан­ской ере­сью. Он со­вра­тил мно­же­ство недуж­ных, ис­це­лив­ших­ся от свя­той гла­вы, при­пи­сы­вая бла­го­дать ере­ти­че­ству. Ко­гда его ко­щун­ство от­кры­лось, он был вы­нуж­ден бе­жать. За­ко­пав свя­ты­ню в пе­ще­ре близ Емес­сы, ере­тик рас­счи­ты­вал впо­след­ствии вер­нуть­ся и сно­ва овла­деть ею для рас­про­стра­не­ния лже­уче­ния. Но Бог не до­пу­стил это­го. В пе­ще­ре по­се­ли­лись бла­го­че­сти­вые ино­ки, а по­том на этом ме­сте воз­ник мо­на­стырь. В 452 г. ар­хи­манд­ри­ту этой оби­те­ли Мар­кел­лу свя­той Иоанн Кре­сти­тель в ви­де­нии ука­зал ме­сто со­кры­тия сво­ей гла­вы. Это об­ре­те­ние ста­ло празд­но­вать­ся как Вто­рое. Свя­ты­ня бы­ла пе­ре­не­се­на в Емес­су, а за­тем в Кон­стан­ти­но­поль.

Тре­тье об­ре­те­ние чест­ной гла­вы свя­то­го Про­ро­ка, Пред­те­чи и Кре­сти­те­ля Гос­под­ня Иоан­на бы­ло око­ло 850 го­да. Во вре­мя вол­не­ний в Кон­стан­ти­но­по­ле в свя­зи с ссыл­кой свя­ти­те­ля Иоанна Златоуста гла­ва свя­то­го Иоан­на Пред­те­чи бы­ла уне­се­на в го­род Еме­су. От­ту­да во вре­мя на­бе­гов са­ра­цин она бы­ла пе­ре­не­се­на (око­ло 810–820 гг.) в Ко­ма­ны и там в пе­ри­од ико­но­бор­че­ских го­не­ний бы­ла скры­та в зем­ле. Ко­гда ико­но­по­чи­та­ние бы­ло вос­ста­нов­ле­но, пат­ри­ар­ху Иг­на­тию (847–857) во вре­мя ноч­ной мо­лит­вы бы­ло ука­за­но в ви­де­нии ме­сто, где скры­та гла­ва свя­то­го Иоан­на Пред­те­чи. Пер­во­свя­ти­тель со­об­щил об этом им­пе­ра­то­ру, ко­то­рый по­слал по­соль­ство в Ко­ма­ны, и там гла­ва бы­ла в тре­тий раз об­ре­те­на в ука­зан­ном пат­ри­ар­хом ме­сте, око­ло 850 го­да. Поз­же гла­ва вновь бы­ла пе­ре­не­се­на в Кон­стан­ти­но­поль и здесь 25 мая по­ло­же­на в при­двор­ной церк­ви, часть свя­той гла­вы на­хо­дит­ся на Афоне.

О пророке Иоанне Крестителе Господь Иисус Христос сказал: "Из рождённых жёнами не восставал (пророк) больший Иоанна Крестителя". Иоанн Креститель прославляется Церковью, как "ангел, и апостол, и мученик, и пророк, и свечник, и друг Христов, и пророков печать, и ходатай ветхой и новой благодати, и в рождённых пречестнейший, и светлый Слова глас".

days.pravoslavie.ru, azbyka.ru / sobor.by/

(просмотров 1801)





Новости разделов:

Церковные праздники

21 НОЯБРЯ 2024
Михайлов день. День Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Церковный календарь : 21 ноября
21 НОЯБРЯ 2024
22 ноября - празднование в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница»
20 НОЯБРЯ 2024
Преподобного Лазаря Галисийского вспоминает сегодня Церковь
19 НОЯБРЯ 2024
Преподобный Варлаам Хутынский, Новгородский чудотворец. Церковный календарь: 19 ноября
18 НОЯБРЯ 2024
Святитель Тихон, Патриарх Московский. Церковный календарь: 18 ноября
17 НОЯБРЯ 2024
Преподобный Иоанникий Великий. Церковный календарь: 17 ноября
16 НОЯБРЯ 2024
Обновление (освящение) храма Великомученика Георгия Победоносца в Лидде. Церковный календарь: 16 ноября
15 НОЯБРЯ 2024
Шуйская-Смоленская икона Божией Матери. Церковный календарь: 15 ноября
14 НОЯБРЯ 2024
Бессребреники Косма и Дамиан Азийские (Асийские) и мать их, преподобная Феодотия. Церковный календарь: 14 ноября
14 НОЯБРЯ 2024
Церковь празднует память священномученика Александра Шалая
13 НОЯБРЯ 2024
Апостолы от семидесяти: Стахий, Амплий, Урван, Наркисс, Апеллий, Аристовул. Церковный календарь: 13 ноября
12 НОЯБРЯ 2024
Священномученик Зиновий, епископ Егейский, и сестра его Зиновия. Церковный календарь: 12 ноября
Новости
Архив новостей :

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru


© www.sobor.by 2004-2016.