Творчество Алексея Константиновича Толстого стало темой полоцкой литературной гостиной
30 НОЯБРЯ 2012 (Пятница) 16:17:46 В рамках литературно-музыкальной гостиной «Под сенью духовности» 27 ноября 2012 года в библиотеке имени Янкi Купалы города Полоцка состоялся поэтический вечер «И стал мне виден мир незримый...», посвященный 195-летию со Дня рождения поэта и драматурга Алексея Константиновича Толстого. Имя этого писателя, кажется, меркнет на фоне блистательных однофамильцев-писателей, дальних родственников — Льва Николаевича и Алексея Николаевича. Для молодого поколения его имя может ассоциироваться разве что с фильмом «Царь Иван Грозный», снятого по роману «Князь Серебряный», в котором Игорь Тальков снялся в главной роли. Отчего же в наши дни не уделяется должного внимание к жизни и творчеству этого замечательного писателя? Родился граф Алексей Константинович Толстой 24 августа 1817 г. в Петербурге. В автобиографии будущий поэт писал: «Мое детство было очень счастливо и оставило во мне одни только светлые воспоминания…С шестилетнего возраста я начал марать бумагу и писать стихи – настолько поразили мое воображение некоторые произведения наших лучших поэтов… Еще шести недель я был увезен в Малороссию матерью моею и моим дядею со стороны матери, Алексеем Алексеевичем Перовским, бывшим позднее попечителем Харьковского университета и известным в русской литературе под псевдонимом Антона Погорельского. Он меня воспитал и первые мои годы прошли в его имении». Дядя посвящал много времени воспитанию и образованию будущего поэта. Именно для любимого племянника была написана сказка «Черная курица, или Подземные жители». Восьми лет Толстой с матерью и Перовским переехал в Петербург. При посредстве Василия Жуковского мальчик был представлен тоже восьмилетнему тогда наследнику престола, впоследствии императору Александру II, и был в числе детей, приходивших к цесаревичу по воскресеньям для игр. Почти сразу после представления императору Алексей с матерью и дядей отправился в Германию, где познакомился к Гете. «От этого посещения у меня сохранились в памяти величественные черты Гете и то, что я у него сидел на коленях», - вспоминал позже Толстой. Во время путешествия по Италии будущий поэт посетил мастерскую К.П. Брюллова, а потом художник нанес ответный визит. «У нас обедал Брюллов и нарисовал мне в альбом картинку», - напишет Алексей в своем дневнике после этого посещения. Позднее Брюллов напишет портрет юного Толстого. Получив хорошую домашнюю подготовку, в 1834 году Толстой выдержал экзамен в университете и был зачислен “студентом” в Московский архив министерства иностранных дел. В 1837 был прикомандирован к русской миссии при германском сейме во Франкфурте-на-Майне, а в 1840 возвратился в Россию и был назначен чиновником в канцелярию по законодательству. Именно в 40-е годы поэт создаёт ряд прекрасных лирических стихотворений. И во всех своих произведениях для автора наиболее важен духовно-нравственный аспект. Чувства истинного христианина отражены во многих произведениях Алексея Толстого. Одна из самых ярких зарисовок духовного содержания – стихотворение «Благовест». Среди дубравы Блестит крестами Храм пятиглавый С колоколами. Их звон призывный Через могилы Гудит так дивно И так уныло!.. Молюсь и каюсь я, И плачу снова, И отрекаюсь я От дела зло… И сердце радостно Дрожит и тает, Пока звон благостный Не замирает… Простотой и искренностью трогает нас стихотворение Алексея Толстого «Колокольчики мои…». Оно давно стало знаменитым романсом, и многие известные исполнители включают его в свой репертуар. Однако в песню вошли только первые строфы стихотворения. А потому не многие знают, что в этих простых, на первый взгляд, стихах о цветах колокольчиках поэт осмысливает историческое прошлое родной русской земли, её особое духовное призвание, а также пытается проследить её непредсказуемый путь развития и прозреть неопределённое будущее: Есть нам, конь, с тобой простор! Мир забывши тесный, Мы летим во весь опор К цели неизвестной. Чем окончится наш бег? Радостью ль? кручиной? Знать не может человек – Знает Бог единый! Сам же автор считал стихотворение «Колокольчики мои...» одной из своих «самых удачных вещей». В 1861 году поэт попросил Александра II уволить его в отставку: «Государь, служба, какова бы она ни была, глубоко противна моей натуре; знаю, что каждый должен в меру своих сил приносить пользу Отечеству, но есть разные способы приносить пользу. Путь, указанный мне для этого провидением – мое литературное дарование, всякий иной путь для меня невозможен. Из меня будет всегда плохой военный и плохой чиновник, но, как мне кажется, я, не впадая в самомнение, могу сказать, что я хороший писатель». Александр II с аргументами согласился. Известно, что во время коронации в 1856 г. государь назначил Толстого флигель-адъютантом, а затем егермейстером. Толстой же хотел быть «только» художником. Когда в поэме, посвященной жизни святого Иоанна Дамаскина, — поэт говорил: «Любим калифом Иоанн; ему, что день, почет и ласка» — это были черты автобиографические. В поэме Иоанн Дамаскин обращается к калифу с такою мольбою: «Простым рожден я быть певцом, глаголом вольным Бога славить... О, отпусти меня, калиф, дозволь дышать и петь на воле!». Совершенно с такими же мольбами встречаемся мы в переписке Толстого. Одно время поэт поколебался было: ему показалось привлекательным быть при императоре, как он выразился в письме к нему, «бесстрашным сказателем правды». Будучи по характеру необыкновенно мягким, Толстой должен был собрать весь запас своей энергии, чтобы отказаться от службы у государя… Поэма «Иоанн Дамаскин» является своеобразным поэтическим переложением жития святого. Известно, что преподобный Иоанн родился в столице Сирии Дамаске предположительно в 680 году. Имея от Бога талант к сочинению песнопений и стихов, Иоанн Дамаскин много трудился во славу Святой Церкви. Писал он и богословские сочинения. Книга Октоих, которую и ныне используют на богослужениях, была одной из первых песенных трудов святого Иоанна Дамаскина. Известно также, что именно он является автором надгробных тропарей… В поэме Алексея Толстого поэтическое переложение заупокойного тропаря отличается особой выразительностью и проникновенностью: Какая сладость в жизни сей Земной печали непричастна? Чьё ожиданье не напрасно? И где счастливый меж людей? Всё то превратно, всё ничтожно, Что мы с трудом приобрели, – Какая слава на земли Стоит тверда и непреложна? Всё пепел, призрак, тень и дым, Исчезнет всё как вихорь пыльный, И перед смертью мы стоим И безоружны и бессильны. Рука могучего слаба, Ничтожны царские веленья – Прими усопшего раба, Господь, в блаженные селенья! Примечательный характер имеет отношение Толстого к русскому историческому прошлому. Московское царство было для него воплощением ненавистного деспотизма и власти бюрократии, оскудения и падения политического влияния аристократии. Идеальным государственным устройством, соответствующим национальному характеру русского народа, он считал Киевскую Русь и древний Новгород. Высокий уровень развития искусства, простота нравов, уважение князя к личному достоинству и свободе граждан, широта и многообразие международных связей, особенно связей с Европой, — таким представлялся ему уклад жизни Древней Руси. Баллады и былины Алексея Константиновича Толстого, рисующие образы Древней Руси, пронизаны лиризмом, они передают мечту поэта о духовной независимости, восхищение цельными героическими натурами, запечатленными народной эпической поэзией. Примечательно, что во всех произведениях Алексея Толстого борются не столько социально-исторические силы, сколько моральные и аморальные личности. Все исторические процессы и факты поэт рассматривал в своём творчестве с точки зрения моральных норм, которые казались ему одинаково применимыми и к далекому прошлому, и к сегодняшнему дню, и к будущему. О душевной чистоте Алексея Толстого писали современники. Чувство собственного достоинства, искренность, прямота, нежелание и органическая неспособность кривить душою, идти на нравственные компромиссы были его отличительными чертами. Благородство души – вот что определяет человеческий облик и литературную деятельность замечательного русского писателя – Алексея Константиновича Толстого, для которого поэтическое призвание было подобно служению пророческому: Меня, во мраке и в пыли Досель влачившего оковы, Любови крылья вознесли В отчизну пламени и слова. И просветлел мой темный взор, И стал мне виден мир незримый, И слышит ухо с этих пор, Что для других неуловимо… На вечере прозвучали песни и романсы на стихи А.К.Толстого в исполнении церковного хора Свято-Покровского храма города Полоцка (регент Алла Челало) и руководителя церковного хора храма в честь иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» города Новополоцка Татьяны Одинцовой. Стихи поэта прозвучали в исполнении режиссёра, руководителя студенческого театра «Берендеи» ПГЛК Светланы Алексеевой и преподавателя Юлии Ивановой. На представленной выставке демонстрировались книги и периодические издания, посвященные жизни и творчеству А.Т.Толстого. Вечер посетили читатели библиотеки, жители Полоцка и Новополоцка. / sobor.by/ Библиотекарь Ольга Бакунович (просмотров 8461) |
Новости разделов: