BEL ENG DEU FRA



У православных началась Страстная неделя

 
  
13 АПРЕЛЯ 2020 (Понедельник) 10:32:48
13 апреля начинается Страстная седмица - это последняя неделя перед Воскресением Христовым, которую мы посвящаем воспоминанию Страданий Христовых и пытаемся приблизиться к пониманию того, на какую жертву пришлось пойти Богу ради нашего спасения.

Страстная седмица посвящена воспоминанию последних дней земной жизни Спасителя, Его страданиям на Кресте, смерти и погребению. По величию и важности совершавшихся событий каждый день этой седмицы именуется святым и великим. Эти священные дни воспринимаются верующими как Божественный праздник, озарённый радостным сознанием полученного спасения чрез страдания и смерть Спасителя. Поэтому в эти святые дни не совершаются ни памяти святых, ни поминовения усопших, ни молебные пения. Как во все большие праздники, Церковь и в эти дни призывает верующих принять духовное участие в совершаемых богослужениях и стать причастниками священных воспоминаний.

С апостольских времён дни Страстной седмицы были в глубоком почитании у христиан. Верующие проводили Страстную седмицу в строжайшем воздержании, усердной молитве, в подвигах добродетели и милосердия.

Все службы Страстной седмицы, отличающиеся глубиной благочестивых переживаний, созерцаний, особой умилительностью и продолжительностью, расположены так, что в них живо и постепенно воспроизводятся история страданий Спасителя, Его последние Божественные наставления. Каждому дню седмицы усвоено особое воспоминание, выражаемое в песнопениях и евангельских чтениях утрени и литургии.

Соучаствуя в страданиях Спасителя, "сообразуясь смерти Его" ( Флп. 3, 10), Святая Церковь в эту седмицу принимает печальный образ: священные предметы в храмах (престол, жертвенник и т.д.) и сами священнослужители облачаются в тёмные одежды и богослужение принимает преимущественно характер печально-трогательного сокрушения, сострастия Страстям Христовым. В современной богослужебной практике обычно совершают великопостные богослужения в чёрных облачениях, сменяя их на светлые в Великую субботу. В некоторых обителях и храмах в Четыредесятницу служба совершается, сообразно более древней практике, в фиолетовых облачениях, а в Страстную седмицу - в багряных - бордовых, цвета крови - в воспоминание о излиянной на Кресте за спасение мира Крови Спасителя.

В первые три дня Страстной седмицы Церковь подготовляет верующих к достойному созерцанию и сердечному соучастию в Крестных страданиях Спасителя. Уже на вечерне в Неделю ваий она приглашает верных стекаться от высочайшего и священного Божественного праздника ваий на Божественный праздник честного, спасительного и таинственного воспоминания Страстей Христовых, видеть Господа, приемлющего за нас добровольные страдания и смерть. В песнопениях Триоди на эти дни Церковь побуждает верующих идти за Господом, сораспяться с Ним и с Ним сподобиться войти в Царство Небесное. В богослужении первых трёх дней Страстной седмицы удерживается ещё общий покаянный характер.

В Великий понедельник Церковь в своих песнопениях приглашает встретить начало Страстей Христовых. В богослужении понедельника воспоминается ветхозаветный патриарх Иосиф Прекрасный, из зависти проданный братьями в Египет, прообразовавший страдания Спасителя. Кроме того, в этот день воспоминается иссушение Господом покрытой богатой листвой, но бесплодной смоковницы, служащей образом лицемерных книжников и фарисеев. у которых, несмотря на их внешнюю набожность, Господь не нашёл добрых плодов веры и благочестия, а только лицемерную тень Закона. Подобна бесплодной, засохшей смоковнице всякая душа, не приносящая плодов духовных - истинного покаяния, веры, молитвы и добрых дел.

В Великий вторник воспоминается обличение Господом книжников и фарисеев, Его беседы и притчи, сказанные Им в этот день в храме Иерусалимском: о дани кесарю, о воскресении мёртвых, Страшном суде, о десяти девах и о талантах.

В Великую среду воспоминается жена-грешница, омывшая слезами и помазавшая драгоценным миром ноги Спасителя, когда Он был на вечери в Вифании в доме Симона прокажённого, и этим приготовившая Христа к погребению. Здесь же Иуда мнимой заботливостью о нищих обнаружил своё сребролюбие, а вечером решился предать Христа иудейским старейшинам за 30 сребреников (сумма, достаточная по тогдашним ценам для приобретения небольшого участка земли даже в окрестностях Иерусалима).

В Великую среду на литургии Преждеосвящённых Даров, по заамвонной молитве, в последний раз произносится молитва преподобного Ефрема Сирина с тремя великими поклонами.

В четверг Страстной седмицы воспоминаются в богослужении четыре важнейшие евангельские события, совершившиеся в этот день: Тайная вечеря, на которой Господь установил новозаветное таинство Святого Причащения (Евхаристии), умовение Господом ног ученикам Своим в знак глубочайшего смирения и любви к ним, молитва Спасителя в саду Гефсиманском и предательство Иуды.

В воспоминание событий этого дня после заамвонной молитвы на литургии в кафедральных соборах при архиерейском служении совершается умилительный обряд умовения ног, который воскрешает в нашей памяти безмерное снисхождение Спасителя, умывшего ноги Своим ученикам пред Тайной вечерей. Обряд совершается среди храма. При чтении протодиаконом соответствующего места из Евангелия архиерей, сам сняв с себя облачение, умывает ноги сидящим по обе стороны уготованного пред кафедрой места 12 священникам, изображающим собою собравшихся на вечерю учеников Господа, и отирает их лентием (длинным платом).

В кафедральном патриаршем соборе в Москве на литургии Великого четверга по преложении Святых Даров Святейшим Патриархом совершается по мере нужды освящение святого мира. Освящению мира предшествует приготовление его ( чин мироварения), начинающееся в Великий понедельник и сопровождаемое чтением Святого Евангелия, положенными молитвословиями и песнопениями.

День Великого пятка посвящён воспоминанию осуждения на смерть. Крестных страданий и смерти Спасителя. В богослужении этого дня Церковь как бы поставляет нас у подножия Креста Христова и пред нашим благоговейным и трепетным взором изображает спасительные страдания Господа. На утрени Великого пятка (обычно она служится в четверг вечером) читаются 12 Евангелий Завета Святых Страстей.

В конце вечерни Великой пятницы совершается обряд выноса Плащаницы Христовой с изображением положения Его во гроб, после чего бывает чтение канона о распятии Господни и на плач Пресвятыя Богородицы, затем следует отпуст вечернего богослужения и совершается прикладывание к Плащанице (лобызание Плащаницы). О выносе Плащаницы в Великую пятницу в нынешнем Типиконе ничего не сказано. Говорится только об изнесении её в Великую субботу после великого славословия. Не говорится о Плащанице в службе пятницы и в древнейших уставах греческих, южнославянских и древнерусских. Предположительно, обычай износить Плащаницу на великой вечерне Великой пятницы получил у нас начало в XVIII веке, позже 1696 года, когда при патриархах Московских Иоакиме и Адриане было завершено редактирование Типикона в нашей Церкви.

В Великую субботу Церковь воспоминает погребение Иисуса Христа, пребывание Его тела во гробе, сошествие душою во ад для возвещения там победы над смертью и избавления душ, с верою ожидавших Его пришествия, и введение благоразумного разбойника в рай.

Литургия Великой Субботы – также очень долгая и торжественная служба, насыщенная ветхозаветными чтениями – паремиями. По настроению она уже пасхальная: в паремиях повторяется мотив чудесного спасения (выхода Израиля из Египта, спасения в огне пророка Даниила и его друзей), символизирующего освобождение человечества от ада и смерти Крестной Жертвой и Воскресением Спасителя, читается Евангелие о Воскресении Христовом. Священники переоблачаются из тёмных постных в белые праздничные одеяния.

После литургии начинается освящение пасхальных яств – обычно во дворах храмов. Принято не только освящать их для себя, но и оставлять часть в храме – духовенству, алтарникам, певчим – и жертвовать бедным.

В Великую субботу полагается в храмах весь день или хотя бы последние часы перед пасхальной службой читать Деяния Апостолов.

А пасхальная служба начинается с чтения на полунощнице канона "Плач Пресвятой Богородицы", после которого Плащаница уносится в алтарь. Начинается Пасхальная заутреня – первая служба Светлого Христова Воскресения./ sobor.by/ По материалам zavet.ru Фото spzh.news

(просмотров 1169)





Новости разделов:

Церковные праздники

21 НОЯБРЯ 2024
Михайлов день. День Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Церковный календарь : 21 ноября
21 НОЯБРЯ 2024
22 ноября - празднование в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница»
20 НОЯБРЯ 2024
Преподобного Лазаря Галисийского вспоминает сегодня Церковь
19 НОЯБРЯ 2024
Преподобный Варлаам Хутынский, Новгородский чудотворец. Церковный календарь: 19 ноября
18 НОЯБРЯ 2024
Святитель Тихон, Патриарх Московский. Церковный календарь: 18 ноября
17 НОЯБРЯ 2024
Преподобный Иоанникий Великий. Церковный календарь: 17 ноября
16 НОЯБРЯ 2024
Обновление (освящение) храма Великомученика Георгия Победоносца в Лидде. Церковный календарь: 16 ноября
15 НОЯБРЯ 2024
Шуйская-Смоленская икона Божией Матери. Церковный календарь: 15 ноября
14 НОЯБРЯ 2024
Бессребреники Косма и Дамиан Азийские (Асийские) и мать их, преподобная Феодотия. Церковный календарь: 14 ноября
14 НОЯБРЯ 2024
Церковь празднует память священномученика Александра Шалая
13 НОЯБРЯ 2024
Апостолы от семидесяти: Стахий, Амплий, Урван, Наркисс, Апеллий, Аристовул. Церковный календарь: 13 ноября
12 НОЯБРЯ 2024
Священномученик Зиновий, епископ Егейский, и сестра его Зиновия. Церковный календарь: 12 ноября
Новости
Архив новостей :

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru


© www.sobor.by 2004-2016.