BEL ENG DEU FRA



У священника должна быть такая личная духовная жизнь, чтобы зенитом ее были мгновения перед Святым Престолом – архимандрит Ефрем

  
21 НОЯБРЯ 2011 (Понедельник) 15:46:29
Путешествие игумена Ефрема по Беларуси было насыщено многочисленными встречами. Отец Ефрем отдельно беседовал с монашествующими, отдельно со священством, отдельно с мирянами. Ответы афонского игумена на вопросы, которые волнуют пастырей и пасомых, очень актуальны. Поэтому и после окончания визита архимандрита Ефрема в нашу страну, Sobor.by продолжает публиковать материалы его бесед.
В этой статье мы приводим обращение игумена Ефрема к священству Свято-Успенского Жировичского монастыря и ответы на вопросы женатых священнослужителей.

«Пресвитеры, священники — это органы и нервы Церкви. Мы — и священники, и архиереи — получаем Божию Благодать в числе очень немногих. Рука священника благословляет хлеб и вино — и они становятся Телом и Кровью Христа. Это совершает иерей, который удостоился великой Благодати хиротонии священства.

На Святой Горе очень большое значение придается священникам — иеромонахам. Там очень строгие критерии посвящения в сан. Кроме нравственной чистоты, которая обязательно должна быть у кандидата, рассматривается, насколько у него есть и смиренномудрие в сердце. Монах, достойный священного сана, должен быть истинно смиренным в сердце. И поэтому каждый раз, когда совершается рукоположение на Святой Горе, буквально все присутствующие тронуты совершаемым таинством до глубины сердца.

Несколько месяцев назад один архиерей, духовно связанный с нашим монастырем, гостил у нас на Афоне. И когда мы с ним разговаривали наедине, он, желая узнать мое мнение, поведал мне одну вещь, которая с ним происходит. «С того момента, — говорил он, — когда я кого-нибудь рукополагаю, начиная со слов «Божественная Благодать всегда немощные врачующая и неоскудевающая и восхваляющая», как будто пламя появляется в моем сердце и выходит на правую руку: как бы сжигает всю руку. И чувствую, как это пламя переходит на главу рукополагаемого». Я ответил, что это мне совсем не кажется странным, потому что архиерей — это главный носитель Благодати в Митрополии в епархии. В каждой Поместной Церкви источник Благодати — это архиерей. И благодать священства может передать только архиерей и никто иной, даже если у него пост высокий: ни священник, ни протоиерей,... В зависимости от того, какое расположение, какая чистота, какая духовная ностальгия, каждый — и рукополагающий и рукополагаемый — чувствует что-то в таинстве хиротонии. Большое Благословение Божие и честь для нас то, что сподобил нас Господь иерейского сонма.

Мы по долготерпению Божиему живем на Святой Горе. Добродетелей у меня нет. Но, как в Отечнике говорится, я нехороший монах сам, но знаю хороших монахов. Знали мы священнослужителей на Святой Горе, которые постоянно имели ощущение совершаемых таинств. У священника должна быть такая личная духовная жизнь, чтобы зенитом ее были мгновения перед Святым Престолом.

И если старается священник в духовной жизни и в соблюдении заповедей Божиих, сердце его начинает очищаться с помощью Божественной Благодати. У этого сердца появляется чувство, ощущение Благодати. Затем появляется то, что называется Чувством по Боге. Это не психологическое и не эмоциональное какое-то состояние. Это чисто духовное состояние. И тогда священник является посредником между людьми и Богом, Небесами и Землей, освящающим народ. Священник приносит жертву и за свои грехи и за неведение народа.

Священник, когда начинает служить благоговейно, начинает и жить благоговейно, не только в здании Церкви, но и во всех выражениях его жизни. Его благоговение и благочестие, во-первых, должно выражаться в своем доме. Очень печально, когда говорят о ком-то, что он-то хороший священник, но что-то там в семье у него не хорошо, не ладится, с супругой и тому подобное. Невозможно, чтобы у иерея были плохие отношения с супругой и детьми не ладилось, и чтобы одновременно он преуспел в проповеднической деятельности. Общение во Христе священника начинается в Домашней Церкви, в своей семье. Святой апостол говорит: сперва в своих домах управляйтесь (ср. 1 Тим. 3:5). Не может священник управлять неправильно своей Домашней Церковью и смочь управлять правильно Соборной Церковью.

Поэтому образцом правильной духовной жизни священник должен быть, в первую очередь, перед матушкой и своими детьми. Не может священник уходить из дома в храм, поссорившись с женой или с детьми. Не может священник по своей вине обидеть кого-нибудь, а потом пойти служить Литургию.

Не может священник служить совсем не приготовившись, хотя бы выходя из дома в храм, не помолившись, и не попросив помощи у Святого Духа. Нужно, чтобы священник, прежде чем станет перед Святым Жертвенником, сначала сам духовно подготовился и приукрасился.

Благоговейно служит и имеет ощущение совершаемых таинств тот, который благоговеен и в остальной своей жизни.
Кто такой человек, на самом деле, какие у него качества духовные, мы понимаем тогда, когда живем близко. И самый первый, кто оценит по достоинству вашу жизнь — это матушка. Я очень часто наблюдаю, даже можно сказать, что это правило: за каждым благоговейным и образцовым священником стоит благоговейная и богобоязненная супруга — матушка. Как Госпожа Богородица, Которая Была Жизнью и Смыслом первой Христианской Церкви. Нигде почти Ее не видно в Священном Писании, жила Она в неизвестности. Так и за хорошим священником часто кроится хорошая матушка, которая из-за своей большой любви к супругу, может даже иногда и обличать своего мужа, хотя это последнему и не всегда нравится. Но знайте, что она правильно поступает. Поэтому важно, чтобы и у священника, и у его супруги был один духовный отец.

В монастыре дух монастыря создает игумен — настоятель. А цвет, дух семье предает муж, особенно когда он священник. Иногда может быть матушка более благоговейная или менее благоговейная, чем муж. Но, не смотря на это, все-таки весь ход семье, свет семье придает муж.

Однажды к нам приехал молодой человек, сын священника, студент третьего курса. Он попросил со мной встретиться. Я спросил его: «По средам и пятницам постишься?» «Нет, отче, — говорит — мы дома никогда не постились. Потому что мой отец говорил: «Пост — это не самое важное, и не надо столько значения ему предавать». Юноша говорил, что его отец никогда не постился, разве только, на приемах — только там он, внешне, соблюдал пост. А дома снимал маску тщеславия и ел, что хотел. Можем предположить, что отец его был больным и не мог поститься... Нельзя священнику так свободно нарушать основные законы и позиции Церкви. Это очень печально. Нам особенно больно, когда священник пренебрегает Божественными заповедями.

И последнее, что я хочу сказать, дабы оставить время для ответов на ваши вопросы, очень великое событие, когда мы входим во Святую Святых — Ту, которую даже ангелы желают взирать и находиться в Ней. И становимся. Там посредниками величайшего события. Самое большое событие в мире — это Божественная Литургия и главная и существенную роль в ней — это, по благословению архиерея, приносить бескровную жертву. Это может только священник, рукоположенный, архиереем.

Так что постараемся иметь стабильную, благочестивую духовную жизнь, чтобы открыл нам Господь ум и чтобы мы поняли глубину и высоту самоумаления и воплощения Бога Слова.

Я не забуду старца Ефрема Катулакского, который почил около 13 лет назад. В те благословенные мгновения, когда я с ним встречался, старец говорил мне (старец всегда видел Таинство своим духовным зрением), что видел Таинство превращения хлеба и вина в Кровь и Тело Христа. И не только во время Божественной Литургии, а даже во время малого водосвятия, старец видел, как Святой Дух сходил на воду. Старец Ефрем часто на святом дискосе после принесения Святой жертвы, видел Христа, такого, каким Его обычно рисуют на плащанице. Потом опять видел Христа в образе хлеба, затем снова, как Усопшего. Старец говорил, что от многих слез часто не мог уже служить Литургию. И иногда, — говорил старец, — один из нас столько слез проливает на антиминсе, что посторонний мог подумать, что кто-то взял антиминс и положил его в таз с водой. Бывали случаи, когда слева и справа от себя старец видел шестикрылых ангелов. И я сам тому свидетель, что много раз, когда старец Ефрем выходил из алтаря, чтобы мир передать народу или совершить опус, то буквально весь светился.

Такие возможности дает нам Божественная Благодать после таинства хиротонии. Так что будем углубляться в Дух Божий, стараться побеждать свои страсти, умерщвлять в себе ветхого человека.

Люди сегодня заражены через эти электронные средства разными теориями, но у них тоже есть постоянная жажда и вопрос, существуют ли сегодня богобоязненные люди? Существуют ли святые священники сегодня, как раньше? И мы, нашей личной жизнью, опытной жизнью видим, что да! Существует святость. Не может, говорят, город на горе построенный, спрятаться, скрыться. Так что молюсь смиренно, чтобы благодать Святого Духа вам помогала, укрепляла, и хочу, чтобы матушки хвалились тем, что являются женами священников, и хочу, чтобы матушки были во всем за то, чтобы мужья становились священниками, во-первых, а потом никогда им препятствия не создавали в совершении им тех или иных иерейских обязанностей.

Несколько лет назад я был в Румынии по приглашению Митрополии. И в один день мне пришлось быть и на хиротонии. И когда, сразу после рукоположения архиерей произнес «Аксиос!», дали архиерею букет цветов. Мне объяснили, что это супруга дьякона, которого только что рукоположили. И тем, что передала цветы тому, кто рукополагал ее мужа, матушка показала, что она согласна во всем и радуется рукоположению супруга. У них, оказывается, обычай такой, и я был им тронут. Потому что считаю, что если священник является богобоязненным и знает, что делает, и кто он такой, то и на его семью приходит особенная Благодать, особенный Покров. И помогает эта Благодать священнику не только в личной семейной жизни, но и всему его приходу».

После этого подробного наставления и разъяснения, каким должен быть православный священник и его семья, игумен Ефрем ответил на ряд вопросов.


Вопрос: Каким должно быть служение пастыря в современных условиях, когда, кроме совершения богослужений, ему приходится заниматься не только хозяйством и административными вопросами, но и миссионерством, благотворительностью и социальной деятельностью. Что в этом служении надо ставить на первое место?

- Первостепенное значение он должен предавать своим духовным обязанностям, а управления и экономическую сторону можно возложить на духовных чад, которых только контролировать.

Вопрос: Как можно быстро сосредоточиться, когда во время совершения Божественной Литургии рассеиваешься умом?

- Здесь все очень просто: уходит ум — сразу возвращаем. Мы должны стараться внимать словам, которые читаем. Современный нам святой старец Порфирий Капсалиец говорил: «Вы должны внимать каждому слову Божественной Литургии, даже к частицам «и». Не удивляйтесь, что рассеивается ум. Ум — бродяга — он не стоит на одном месте — как только уходит — возвращаем — и каждый раз так поступаем. Знал я священников, которые даже во время освящения Святых Даров не могли сконцентрироваться. Был один священник, который много раз повторял молитву освящения, потому что говорил, что не сосредоточился достаточно — и перечитывал одни и те же молитвы много раз... И даже если рассеивается ум, Литургия действительно совершается. Просто, когда мы сами мобилизованы и концентрируемся на молитве, тогда и качество Литургии и для нас и для других становится лучше».

Вопрос: Как часто можно разрешать мирянам причащаться Святых Христовых Таин? Некоторые постоянные прихожане просят подходить к Чаше каждое воскресенье.

- Священник не для того, чтобы разрешать мирянам причащаться. Священник для того, чтобы говорить, когда нельзя причащаться. Кто-нибудь совершает смертный грех, и мы говорим, например: «До Рождества не будешь причащаться». Но мирянину, у которого нет смертных грехов и препятствий к Святому Причастию, когда у него самого есть чувство духовного голода, тогда пусть причащается. Хочет ли он причащаться часто, есть ли у него желание, и даже совесть ему говорит, надо ему причащаться или не надо. Чтобы христианин каждое воскресенье причащался, не должно быть смертельных грехов и нужно поститься в среду и пятницу. Неправильно, когда требуют три дня поста до причастия и три — после причастия. Получается, если следовать этим требованиям, священник, который служит 2-3 раза в неделю, должен вообще не жить с супругой. Поститься день до причастия, день — после, и соблюдать пост в среду и пятницу.

Я не знаю, как в вашей Церкви, но, к сожалению, к нам в монастырь приезжают многие из России, которые не состоят в церковном браке – не венчаны. Согласно церковным законам, сегодня, когда Церковь свободна от гонений, тех, кто живет в невенчанном браке, – не должно допускать к причастию. Мы должны их обязывать венчаться. Знаете, сколько к нам приезжают людей к Причастию, и когда им отказывают, большинство из них, как только возвращаются — венчаются. Знаю одного человека, который в свои 85 повенчался».


Вопрос: Одна женщина, осознав, что она совершила грех аборта, просит дать ей епитимью. Какую?

- Мы не можем епитимию налагать на всех одинаково. Знаю одного священника в Афинах, который, когда исповедовал, заглядывал в сборник канонов. Когда ему называли грех, он говорил: «Подожди, чадо, — и доставал книгу — Что там написано? Тебе три года, говорят». Но человек — не робот, человек — личность. Каждый из нас — отдельная личность. У каждого различные духовные качества. За тот же самый грех одному одну епитимью дам, а другому человеку — совсем другую. Сборник канонов нашей Церкви дает общее представление о епитимии. Священные каноны разрешают священнику по своему рассуждению поступать в некоторых случаях. Вообще, старайтесь быть не очень строгими, потому что епитимия — это необязательное условие прощения грехов. Прощается грех в исповеди, а епитимия — это воспитательное средство. Но когда у человека смертельный грех, не прощайте ему легко, в том смысле, что нельзя говорить, что это ничего страшного и сразу допускать к Причастию, наоборот, посмотрите, какие у него силы и соответственно им наложите на него епитимью.

Однажды к нам приехал один человек из Румынии. Он совершил смертельный грех. Духовник сказал ему 8 лет не причащаться. Этот человек давно уже раскаялся и жил правильной жизнью. Прошел год, два: «Все эти годы живу в чистоте, — говорит тот, — ничего не делаю…» «Нет, — говорит духовник — 8 лет не будет причащаться». Это неправильно. Неправильно лишать причастия людей без серьезной на то причины».

Вопрос: В паспорте гражданина Республики Беларусь, кроме номера паспорта, есть личный номер. В связи с этим в некоторых монастырях монахи не допускают православных белорусов к причащению.

- Это большая ошибка, что не допускают. Мы, конечно, беспокоимся и нам небезразлично все, что происходит с паспортами, но тот, кто берет паспорт с этим чипом, не отвергает Христа. Апокалипсис ясно обо всем говорит: печать на руке и на челе. И доверяйте Церкви, братья. В таких серьезных темах не думаю, что ошибся ваш Синод. Мне жаль, что некоторые люди ставят себя выше Синодов, решений поместных Церквей. Иногда брань справа хуже, чем брань слева, то есть, под видом неблагоговения — там более трудно распознаваемая брань, чем та, которая от нерадения.

Знаю одну женщину в Афинах, которая ходит к одному такому священнику, который не позволил ей ни медицинскую анкету взять, ни налоговые какие-то бумаги... И сейчас она заболела и ничего не может делать, потому что нет соответствующих бумаг. Мы с современными паспортами приехали в вашу страну. И не думаем, и не думали никогда от Христа отвергнуться. Говорят, что добро — не добро, если не добром совершается. Поэтому святые отцы, как самую высокую добродетель ставили дар рассуждения. Это сверхревностное поведение... У дьявола две крайности, понимаете: и преувеличение тоже недостаток. Отклонение от среднего пути в руках дьявола. Он или делает человека полностью безразличным или убеждает человека быть судьей всех людей».

Вопрос: Как относиться Православным христианам к тому, что от них в обязательном порядке требуется сдача отпечатков пальцев?

- Это тоже не отречение от Христа, если где-нибудь оставим свои отпечатки пальцев.

Вопрос: В чем может заключаться сотрудничество Православной Церкви и государства?

- Сотрудничество будет между ними хорошее, если государство не трогает духовную жизнь и устроение Церкви. Ещё не забывайте, что политики часто используют Церковь в своих политических интересах. За это ответственны высокопоставленные лица сверху — они должны быть внимательными.

С другой стороны нельзя допускать сопротивления, вражды между государством и Церковью. Всегда пастыри и, особенно, архипастыри, должны иметь хорошие отношения с начальством. Это до той черты, пока государство не трогает духовной жизни Церкви. Если допускают государство дальше, тогда Церковь секуляризуется и становится полностью обмирщена. Не забывайте также, что и Президент, и премьеры, и другие министры — все они все-таки пасомые, относятся к пастве.
Еще хочу сказать несколько слов для священников. У народа нет дара рассуждения. Они вас постоянно хотят видеть и слышать: то туда зовут, то сюда. Необходимо, чтобы вы ставили черту: до какого-то часа принимайте, а остальное время посвящайте семье. Не должен своим «хорошим пастырством» священник разрушать семью. Будьте осторожны и особенно внимательны в этом».


Священнослужители от всей души поблагодарили игумена, ответившего на то, что волновало их до глубины сердца,

«То, что замечается здесь – подытожил свое выступление игумен Ефрем, — это ностальгия людей по истинному, настоящему, духовному слову. Мы видим, что белорусский народ снова постепенно встает на ноги. И дальше все будет лучше и лучше».

/ sobor.by/
(просмотров 3698)





Новости разделов:

Международные связи

2 МАЯ 2022
В Минске состоялось Общее Собрание Международного благотворительного общественного объединения «ЭкоСтроитель»
10 МАРТА 2021
Развитие сотрудничества в социальной сфере с немецкими коллегами обсудили в минском Радосте-Скорбященском приходе
6 ЯНВАРЯ 2021
Белоруска, певшая в церковном хоре прихода «Всех скорбящих Радость» победила в испанском телеконкурсе «Голос 60+»
27 ИЮНЯ 2020
Вопросы профессионального образования людей с ограниченными возможностями обсудили в Беларуси и России.
11 ФЕВРАЛЯ 2020
В Минской духовной академии состоялась презентация двухтомника, посвящённого сщмч. Иоанну Рижскому
29 ЯНВАРЯ 2020
В Минской духовной академии состоялись публичные лекции известных богословов из Германии
29 ЯНВАРЯ 2020
Минский приход иконы "Всех скорбящих Радость" посетили богословы из Германии Паоль Цуленер и профессор Петер Нойнер
21 ЯНВАРЯ 2020
Минский приход иконы "Всех скорбящих Радость" на один день стал съёмочной площадкой многосерийного фильма "Угрюм-Река"
16 ЯНВАРЯ 2020
Семинаристы из Киева приняли участие в праздновании престольного торжества минской общины глухих и слабослышащих
31 ДЕКАБРЯ 2019
Aрхиепископ Михаил (Донсков) совершил Божественную Литургию в минском приходе иконы «Всех скорбящих Радость»
28 НОЯБРЯ 2019
Минский приход иконы «Всех скорбящих Радость» посетили специалисты, занимающиеся проблемами людей с ограничениями из Германии
19 НОЯБРЯ 2019
Приветственные адреса участникам международной конференции «Митрополит Никодим: путь служения Церкви»
  Православие в мире

15 НОЯБРЯ 2023
Праведная Ольга О’Майкл станет первой канонизированной православной святой женщиной Северной Америки
12 ИЮЛЯ 2023
В Сербии в доме после пожара икона осталась невредимой
11 МАЯ 2023
Зверковская обитель на родине мученика младенца Гавриила в нынешнем году празднует 30-летие
1 МАЯ 2023
Православие в мире: Чудотворные иконы Богородицы на горе Афон
5 ОКТЯБРЯ 2022
Вручены награды, которые носят имя уроженца Туровской земли – князя Константина Острожского
30 СЕНТЯБРЯ 2022
Православные Польши благодарны Митрополиту Филарету за главное событие церковной жизни начала 90-х
17 АПРЕЛЯ 2022
Международный конкурс православной фотографии приглашает к участию
13 АПРЕЛЯ 2022
Благовещенский монастырь Супрасля отпраздновал первый престольный праздник после освящения собора
3 МАРТА 2022
Обращение Митрополита Минского и Заславского Вениамина, Патриаршего Экзарха всея Беларуси, в связи с ситуацией в Украине
24 ФЕВРАЛЯ 2022
Обращение Святейшего Патриарха Кирилла к архипастырям, пастырям, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви
3 ФЕВРАЛЯ 2022
Сербский монастырь Святой Троицы просит помощи в восстановлении после пожара
28 ИЮЛЯ 2021
350 тысяч верующих прошли крестным ходом по улицам Киева
Новости
Архив новостей :