В Могилёве прошли торжества по случаю дня памяти святителя Георгия (Конисского)
7 АВГУСТА 2014 (Четверг) 13:34:24 6 августа в Свято-Никольский монастыре в Могилёве состоялись торжества, посвящённые дню памяти святителя Георгия (Конисского), архиепископа Могилёвского и Белорусского. Торжественное богослужение в Никольском храме монастыря совершили Митрополит Минский и Слуцкий Павел, Патриарший Экзарх всея Беларуси, архиепископ Витебский и Оршанский Димитрий, архиепископ Пинский и Лунинецкий Стефан, викарий Новогрудской епархии епископ Сморгонский Петр, епископ Могилёвский и Мстиславский Софроний, епископ Гомельский и Жлобинский Стефан, епископ Бобруйский и Быховский Серафим, епископ Туровский и Мозырский Леонид и викарий Минской епархии епископ Борисовский Вениамин. Архипастырям сослужили клирики Могилевской епархии. Богослужебные песнопения исполнил хор Никольского женского монастыря под управлением Константина Карманова, хор Трёх-Святительского кафедрального собора Могилёва под управлением Евгения Лапаченко и Елены Казаковой, хор Георгиевского храма Бобруйска под управлением Марины Воробьёвой и хор Никольского женского монастыря под управлением инокини Анны (Аниськовой). Проповедь перед причастием произнёс клирик Трёх-Святительского кафедрального собора Могилева протоиерей Андрей Купцов. По отпусте литургии Патриаршего Экзарха приветствовал епископ Могилёвский и Мстиславский Софроний. Владыка поблагодарил Патриаршего Экзарха за архипастырский визит и внимание, оказанное Могилёвской епархии. Патриарший Экзарх поздравил епископа Софрония, архипастырей, духовенство и прихожан с днём памяти святителя Георгия и обратился со словом назидания. По словам Митрополита Павла, святитель Георгий (Конисский) явил пример истинного пастыря Христова, образец глубокой веры и любви ко Господу. Его жизненный подвиг пришёлся на очень сложное для Православной Церкви время, но он проявил удивительную стойкость в вере и глубокую преданность Церкви Христовой. Патриарший Экзарх пожелал всем молитвенной помощи святителя Георгия, крепости веры и духовной мудрости. Митрополит Павел призвал хранить веру православную, как хранил её святитель Георгий. Патриарший Экзарх поздравил всех причастников с принятием Святых Христовых Таин и на память о совместной службе подарил приходу образ святителя Кирилла, епископа Туровского. По окончании богослужения был совершён крестный ход к дому святителя Георгия и отслужен молебен. На молебне присутствовал председатель Могилёвского городского исполнительного комитета Владимир Цумарев, представители городской и районной власти. После молебна председатель Могилёвского горисполкома Владимир Цумарев обратился к собравшимся с приветственным словом по случаю дня памяти святителя Георгия (Конисского). Патриарший Экзарх выразил благодарность главе города и представителям местной власти за конструктивное взаимодействие с Церковью, поздравил архипастырей, духовенство и народ с праздником, пожелав всем помощи Божией и крепости веры. Справка: Святый Георгий, архиепископ Могилевский и Белорусский, происходил из древнего благочестивого рода украинских дворян. Отец его, Иосиф Иванович Конисский, был бургомистром г. Нежина. Древняя фамилия Конисских имела видных представителей в среде воинского и духовного звания. Родился будущий святитель 30 ноября 1717 года и в крещении наречен Григорием. До 11 лет воспитывался в семье, а затем определен был в Киево-Могилянскую Академию, которую закончил в 1743 году «с особенною похвалою». По окончании Академии Григорий в 27 лет принимает монашеский постриг с именем Георгий. С юности он не готовил себя для славы мира сего и, подражая сроднику своему старцу Иову Конисскому, решил принять иноческий постриг и идти тесным путем, указанным Господом нашим Иисусом Христом. «Приметим, — говорил молодой инок, — куда сей путь лежит? Воистину, прямо через Голгофу; си есть за Христом идущий не минет Голгофы страдания, найдет на коемждо поприще крестовидные стопы; нужно будет ступать на гвоздие и на терние не пяты только, но и главу и до мозгу пронзающее; нужно пройти сквозь огонь и воду; треба вдатися на мечи и на колья, на челюсти зверей и змиев, вменятися за овцу заколения». Эти слова инока Георгия, сказанные сразу после пострига, были не только первым опытом проповедничества, но вместе и пророчеством, относящимся к его жизни, и началом просветительской его деятельности в должности проповедника Киево-Печерской Лавры (1744 — 1746 год), а затем на поприще академического и святительского служения Церкви. С 1745 года он трудится преподавателем, а затем и ректором родной ему Академии в сане архимандрита Киево-Братского монастыря. Имя ученого архимандрита Георгия приобрело широкую известность в высшей южно-русской богословской школе как преобразователя курса богословия и как составителя программы преподавания академических дисциплин, стремившегося избавить их от власти средневековой латинской схоластики. Еще более значительный след в истории Церкви оставило высокое ответственное служение Георгия Конисского в сане архипастыря в самое трудное для православных Белой Руси время. К середине XVIII века в речи Посполитой, на территории Великого княжества Литовского оставалась лишь одна православная епархия с центром в городе Могилеве-на-Днепре. В официальных кругах Польско-Литовского государства уже обсуждался вопрос об упразднении Могилевской епархии, а папа Римский прямо требовал изгнания православного епископа. «Да изгонится схизматик, яко насильник», — писал он коронному канцлеру Польши. До крайнего отчаяния доведен был Могилевский епископ Иосиф Волчанский, писавший в 1740 году в Синод: «Слезно прошу подати защищения или увольте меня от послушания». Нелегко было найти избранника на трудную Белорусскую кафедру. Промыслом Божиим было названо имя архимандрита Георгия Конисского. Он дал добровольное согласие «вдатися на мечи и на колья, на челюсти зверей и змиев», хотя его служение блестяще складывалось в Киеве как ректора академии и как архимандрита Киево-Братского монастыря. «Природный дворянин малороссийский и довольно ученый, жития же честного и благонравного» был избран Синодом во епископа Белорусского 9 января 1755 года, и только 23 мая, после настойчивого требования Российского правительства, Польский король дал согласие на епископство в Могилеве архимандрита Георгия Конисского.26 августа в Киеве состоялась его архиерейская хиротония. 26 октября епископ Георгий прибыл в Могилев. Население города и его окрестностей с радостью и ликованием встречало своего архипастыря. Однако за этой торжественной встречей взору епископа Георгия представилась страшная картина запустения, вызванного годами угнетения и гонений на Православие: «Подъехавши к Могилеву, я, прежде всего, узрел свою кафедру по великому безобразию ее сравнительно с римскими костелами… Она была жалка, угнетена и зело задушена». Разрушенные храмы, нищета — все это осложнялось и духовным невежеством, как пасомых, так и пастырей. Безграмотное священство, не знающее даже заповедей Божиих и числа Святых Таинств, не говоря уже о символе Веры и Законе Божием, — вот что встретил ученый муж в своей епархии. Причиной этого были правительственные запреты на духовное образование для православных, систематическое поставление на приходы по воле землевладельцев самых неподготовленных священников. Позднее в проповеди 1767 года в Виленском Свято-Духовом монастыре святитель с горечью восклицал: «Ныне кому неизвестно, в каком жалком виде наша благочестивая вера в сем государстве? Отнят у православных свет учения. В Великом Литовском княжестве хотя и осталась последняя Белорусская епархия, однако и сия большей частью расхищена… Школам и семинариям быть не допускают. Веру Православную в последней нищете и простоте исповедать не допускают. Гонят православный народ, как овец неимущих пастыря, или до костелов, или до униатских церквей — гонят не точию из домов, но и из церквей наших, приказчик бьет народ плетью, как скот гонят из хлева… И если поселяне или граждане слушать их учения и от веры своея отступать не хотят — тут они чинят ужасные угрожения и страхования: ставят висельницы, вкапывают столбы, возгнещают костры, розги, терния и другия мучительные орудия… Отлучив детей от матерей и матерей от детей, детей убо пред очима матерей и розги кладут, а матерей пред очима детей. Тут вопли и рыдания, каковы может быть токмо во время избиения младенцев от Ирода слышны были… Молчу о пастырех бедных, священстве нашем. Сколь многие из них изгнаны из домов. Сколь многие в тюрьмах, в ямах глубоких, во псарнях вместе с псами заперты были, гладом и жаждою моримы, сеном кормлены, сколь многие убиты и изувечены, а некоторые и до смерти убиты». Печальная действительность и мрачная перспектива не испугали епископа Георгия. Человек сильной воли и неукротимой энергии, прекрасно знающий польскую и белорусско-литовскую историю, гражданское право и судопроизводство, свободно владеющий польским языком, святитель разумно принял жестокую действительность, смело и мужественно вступил на великий подвиг апостольского трудника, защитника Православия. Святитель Георгий понимал, что главная причина неустроенности епархии — это неподготовленность священнослужителей и духовное обнищание народа. Поэтому он просит помощи у Синода и сам делает на месте все для него возможное. Он поручает пяти сотрудникам, приехавшим с ним из Киева, толкование для народа в церкви Святого Евангелия, изъяснение Катехизиса, сам много проповедует, ведет административные и юридические дела, защищая свою паству и Православную веру. Приобретает для священников «Катехизис» Феофана Прокоповича. В 1757 году святитель Георгий открывает при Архиерейском доме типографию, переиздает для народа несколько сокращенный «Катехизис» в своем переводе и другие нравственно-духовные книги. Святитель неутомимо проповедует, уча не только основам веры, пониманию догматов православия, но особенно христианской нравственности, покаянию. Его проповеди, невзирая на лица, обличают развращенность, немилосердность, роскошь, безверие, гордыню, притеснение бедных, лихоимство в судах. Искусный оратор, он умеет говорить с народом просто, понятно, подчас резким словом очищает паству от грехов, суеверий, духовной лености. Чтобы уберечь христиан от «заразы безверия», пишет ответ на «Письмо г. Вольтера к учителям церкви и богословам», твердо противостоит модному вольтерьянскому безбожию и аморальности своего века. Не обходит он и нравственные изъяны духовенства и монашества — нерадивость, корыстолюбие. В целях просвещения издает свой «Сборник поучительных слов». Проповеди святителя Георгия отличались искренностью и простотой и имели огромное значение в нравственном возрождении белорусского народа». В 1759 году святитель открывает при Могилево-Братском Спасском монастыре школьные классы, а затем и Духовную семинарию, которая просуществовала до открытия в 1785 году штатной Могилевской Духовной семинарии. Несмотря на тяжелое материальное положение, всячески изыскивает средства на большие строительные работы: достраивает и освящает в 1762 году Могилевский кафедральный Спасский собор, после 1772 года были построены каменные здания архиерейского дома, консистория, в 1784 — 1785 годах по замыслу святителя было построено прекрасное здание Духовной семинарии. На свои средства в пригороде Могилева Печерске строит церковь св. великомученика Георгия Победоносца. Постепенно ведется запрещенное ранее польским правительством строительство и ремонт приходских храмов. Но все это позднее, в итоге длительной борьбы святителя за права православных. Чтобы документально обосновать права православных перед королем и в судах, епископ Георгий собирает свой знаменитый архив древних грамот и документов, в основу которого легли документы, испрошенные в архиве Коллегии иностранных дел России. Был организован также архив епархиальной документации. Устроение дел православной епархии вызывало беспокойство Речи Посполитой. Последовал запрет строить и ремонтировать православные храмы даже в Могилеве. Жизнь святителя неоднократно подвергается опасности. Но он, желая «не показать себя… наемником, видящим волка грядуща и бегающим», решил открыто посетить приходы своей епархии. 7 июня 1759 года прибыл он в Оршанский Кутеинский монастырь, где служил литургию, говорил проповедь, в которой предупредил паству, что миссионеры-доминиканцы, действующие в окрестностях, не от Христа посланы. Разъяренная толпа католиков окружила монастырь, стремясь убить православного архиерея. Спасая его от смерти, верующие тайно вывезли святителя на крестьянской телеге, прикрытой сверху навозом. В ночь с 28 на 29 января 1760 года иезуиты, вооруженные ружьями, саблями, камнями и дубинками, напали на архиерейский дом и семинарию с целью разгромить и убить преосвященного Георгия. Они учинили такой погром, что осажденные не знали, куда бежать. Сам епископ Георгий спасся в подвалах своего дома. В 1762 году в Варшаве в ночь на 29 мая в соседнем с квартирой епископа Георгия доме внезапно возник пожар. Перекинувшееся пламя в один час уничтожило место жительства преосвященного, который «чуть живой да бумаги потребные мог спасти». «Станция наша с прочими домами сгорела и мы с великою шкодою чуть могли спастися», — писал сам Владыка Георгий. В 1768 году снова открылись гонения на православных и в качестве прелюдии к намеченной бойне гонители-католики решили схватить и убить епископа Георгия. Верующие люди заблаговременно предупредили об опасности и просили святителя выехать из Могилева. Епископ Георгий отбыл в Смоленск 24 июля и находился в изгнании до 1772 года. Такова была жизнь Могилевского архипастыря, но Господь хранил Своего избранника для защиты Православия в этом крае. Гонения на православных достигли такой жестокости, что люди бежали с воплями и рыданиями на кладбище, и, обнимая холодные могилы сродников своих, с жалостью вопили: «Блаженны вы, умерши в благочестии». Помимо физических гонений, католики и униаты наводняли православные приходы и области сочинениями, в которых старались доказать, будто области эти издавна были католическими и униатскими, и Православие не имеет здесь никакого права на существование. Святитель Георгий в своих донесениях слезно просил Синод и Русское правительство защитить несчастный народ, неоднократно обращался к императрице Елизавете и, особенно, к Екатерине II, прося о помощи, защите перед польским королем, и в то же время мужественно противостоял насилию и притеснению, под гнетом которых совершалось ополячивание и окатоличивание белорусского народа. Впоследствии все пережитые трудности в Польско-Литовском государстве святитель Георгий выразил одной фразой: «Семнадцать лет боролся я с волками…» Эта борьба святителя была той любовью к пастве и жертвой за «друзей своих» (Ин. 15, 13), которую Спаситель заповедовал иметь Своим ученикам. «И если бы в сии смутные времена не управлял церковным кормилом премудрый Георгий, едва бы осталися в этой стране следы истинного Православия». Вся жизнь святителя Георгия походила на жизнь кочевника. Защищая православных, он выезжал в Санкт-Петербург и Варшаву, писал многочисленные донесения в Синод и Екатерине — прошения о помощи и защите паствы, не оставляя ее без архипастырского попечения, руководя посредством писем, запросов и нарочитых посланцев. Три года святитель Георгий жил в Варшаве и юридически отстаивал права не только своей паствы, но и православных всей Юго-Западной Руси. В доказательствах своих он ссылался на трактат 1686 года о вечном мире между Россией и Польшей, по которому запрещались преследования и насилия православных. Русское правительство получило по трактату право наблюдения и вмешательства в отношения Польши к православным подданным. 16 июля 1765 года епископ Георгий добивается аудиенции у польского короля Станислава Августа и, вручая рекомендательную грамоту, произносит на латыни блестящую речь, в которой говорит: «Вера наша — вот единственное преступление, в котором нас обвиняют. Мы христиане, но христианами же утесняемся за то, что мы не дерзаем толковать вечные Божие законы, согласно с преданиями человеческими, и, так сказать, не смешиваем неба с землей, — за то, говорю, называют нас схизматиками, богоотступниками. За то, что страшимся противоречить с бесстыдством гласу совести, осуждают нас на заключение в темницу, на раны, на позорную казнь и сожжение». Речь была впоследствии переведена на европейские языки как образец защиты веротерпимости. Святитель подал королю «Мемориал об обидах православных», где, наряду с другими пунктами, он апеллировал к трактату 1686 года, гарантировавшему неприкосновенность четырех православных епархий в Польше, из которых уцелела только одна, да и то страшно бедствует. При этом епископ Георгий приложил реестр всех случаев угнетения православных в Польше, происшедших с 1755 года, и список двух сотен отнятых униатами церквей. Король с участием отнесся к могилевскому архипастырю, но под влиянием агрессивного окружения, которое всячески тормозило справедливое решение, не исполнил своего обещания. Большое значение в борьбе за права православных имела книжка епископа Георгия «Права и вольность жителей греческого вероисповедания», в которой святитель собрал все постановления, грамоты и законы польских властей в пользу Православия и с большим дипломатическим талантом использовал их, отстаивая религиозные права православных, возвращение им храмов и монастырей, возможность добровольного возвращения в Православие тех, кто был насильно обращен в униатство или католичество. Противление католических кругов после ходатайства о белорусской пастве русского посла и проявленной королем благосклонности усилилось. Стремясь помочь заветному делу жизни своей, святитель Георгий на основе 3 пункта трактата разослал по всей Беларуси послание к желающим воссоединиться с Православием, чтобы до утверждения трактата они заявили о своем переходе в Православие лично ему или в городские суды. Обращение святителя Георгия получило отклик в униатских кругах Полоцка, Десны и других городов. Многие приходы вместе со священниками возвратились в лоно Матери Церкви. 23 февраля 1768 года Сейм утвердил Трактат вечной дружбы двух государств. Иноверцам в Польше были возвращены все гражданские и политические права наравне с католиками. Закончилась трехлетняя «варшавская миссия» Белорусского епископа. Но, как он и предвидел, трактат остался лишь на бумаге и только послужил к новому взрыву преследований православных. Находясь в изгнании в Смоленске, святитель продолжает заниматься попечением о своей пастве посредством писем. В соавторстве с епископом смоленским Парфением (Сопковским) он составляет практическое пособие «О должностях пресвитеров приходских», очень нужное для священнослужителей. Это классическое произведение по вопросам литургики, проповеди и особенно пастырского богословия переведено на английский и другие языки. Первый раздел Польши застал епископа Георгия в изгнании, откуда он 10 марта 1773 года был вызван в Санкт-Петербург. Отошедшие к России южные провинции Беларуси — Могилев, Орша, Мстиславль и Рогачев — составили теперь Могилевскую епархию, в которой и подвизался святитель до конца своих дней. Деятельность святителя Георгия Конисского по защите Православия и воссоединению униатов на осталась без внимания: по образному выражению самого святителя, «за труды и непогоду» он был возведен в 1783 году в сан архиепископа и назначен членом святейшего Синода. Апостольские труды архиепископа Георгия не ограничивались только пределами Могилевской губернии, но распространялись на всю Беларусь и Украину. Могилевский святитель ратовал о судьбе православных в Польше и после того, как его епархия перешла в состав Российского государства. Все жалобы православных из Польши в Синод, равно как и решения Синода, направлялись архиепископу Георгию, и он имел самое благотворное влияние на течение церковной жизни православных в самой Польше. Результатом ходатайства и трудов святителя Георгия было учреждение в Польше отдельной епископии для православных. Кандидатом во епископа святитель Георгий предложил своего питомца архимандрита Слуцкого Троицкого монастыря Виктора Садковского. Господь утешил своего избранника и дал ему радость увидеть, что после присоединения в 1793 году к России средней части Северо-Западного края Польши униаты получили возможность возвращения в лоно Православной Церкви. Незадолго до своей смерти архипастырь составил завещание, в котором выражалась забота о церковном богослужении, порядке в Церкви, о монашестве, о семинарии и делах епархии, о клире, пастве и благотворительности. Им был установлен порядок благотворения по субботам в городских церквях. В Бозе почил святитель Георгий 13/26 февраля 1795 года и был погребен в освященном им Спасском соборе г. Могилева. Над его могилой была прибита медная доска с эпитафией, составленной самим архиепископом: Колыбель — Нежин, Киев мой учитель, Я в тридцать восемь лет назван: Святитель. Семнадцать лет боролся я с волками. А двадцать два, как Пастырь, отдохнул с овцами. За претерпенные труды и непогоду Архиепископом и Членом стал Синоду, Георгий именем, я из Конисских дому, Коню подобен был я почтовому. Тут трупа моего зарыты кости. В год семисотый пятый девяностый. Господь сохранил тело святителя нетленным. Это было обнаружено впервые в 1812 году французами, искавшими в склепе оружие, и в 1875 году при ремонте Спасского храма. В настоящий момент место нахождения мощей святителя неизвестно. sobor.by/ По материалам church.by и mogeparhia.by (просмотров 4752) |
Новости разделов: