В Полоцке прошла литературно-музыкальная гостиная по творчеству композитора Александра Даргомыжского
11 МАРТА 2013 (Понедельник) 13:40:34 В феврале 2013 года исполнилось 200-лет со Дня рождения Александра Сергеевича Даргомыжского. В рамках литературно-музыкальной гостиной «Под сенью духовности» библиотеки имени Янки Купалы Полоцкой ЦБС состоялся вечер романсов «На раздолье небес», посвящённый жизни и творчеству этого выдающегося русского композитора.Его называли «великим учителем музыкальной правды». Современник Пушкина и Лермонтова, друг Глинки и Варламова. Пианист, скрипач, учитель пения, сотрудник редакции журнала «Искра», председатель отделения Русского музыкального общества… Он всегда искал в музыке глубину искренности и точности, о чём свидетельствует и его знаменитое высказывание: «Хочу, чтобы звук прямо выражал слово; хочу правды». Его сипловатый высокий голос производил сильное впечатление точной интонацией, выразительностью, замечательной фразировкой. Яркий музыкальный талант, разносторонняя образованность, обходительность в общении заставляли окружающих забывать о заурядной, даже невзрачной внешности Даргомыжского. Скуластое широкое лицо, крупный нос и мясистые губы, аккуратно приглаженные курчавые волосы, смугловатый оттенок кожи, редкие усики; сосредоточение в лице выражения твёрдой воли и ума – таким видели его современники. Огромное влияние на Александра Даргомыжского оказала русская литература. Его любимейшим поэтом был Пушкин, творчество которого служило постоянным источником музыкального вдохновения в романсах, песнях и в операх. Глубокое религиозное чувство заложено в музыке романса «Владыко дней моих». В основе этого вокального произведения Великопостная молитва Ефрема Сирина в поэтическом переложении Пушкина. Из поэзии современников Даргомыжского особенно привлекли стихи Юлии Жадовской, юной поэтессы с непростой и трогательной судьбой. Она родилась калекой, без левой руки и с тремя пальцами на правой. Рано осиротела, оставшись без матери. В 1840 году её отец по обычаям того времени нанял для дочери домашнего учителя - молодого, хорошо образованного, скромного и честного Петра Мироновича Перевлесского, выходца из сельского духовенства, ставшего в последствии известным учёным-литератором. Любовь между воспитателем и воспитанницей была грубо прервана отцом, не пожелавшим видеть в доме «плебея», и оставила глубокую рану в душе юной девушки. В центре поэзии Жадовской — исповедь женской души. Чувство любви передаётся в драматических взлётах и спадах, в трагической безысходности, в одиночестве и воспоминаниях, иногда в упованиях на загробную встречу. Глубокими религиозными мотивами наполнены многие стихи Юлии Жадовской. В её поэзии ярко отражена «жажда небесного», безгрешного существования. Вот, к примеру, стихотворение «Еще молитва»: Молю Тебя, Создатель мой: Смири в душе моей волненье, Избавь меня от искушенья, Исполни кротости святой! От грешных чувств, от гордых дум Оборони меня, Спаситель, И озари мне, Искупитель, Небесным светом бедный ум! И негромкая поэзия женского сердца, благодаря музыке Александра Даргомыжского, смогла обрести бессмертие. Даргомыжский умер 5 января 1869 года. На Моховую улицу в Симеоновскую церковь 9 января на панихиду собрался весь музыкальный Петербург. Композитор был похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской Лавры. Оценивая всю работу последнего года жизни Александра Сергеевича Даргомыжского, Стасов писал: «Эта победа духа над телом, это торжество духа над самыми невыносимыми страданиями, эта беспредельная преданность делу, которым одним только и полна душа, – это ли ещё не величие! И действительно, такие колоссальные создания, как «Каменный гость», могут исходить из головы только того, для кого создание его творческого духа – всё, вся жизнь, вся любовь, всё существование его». На вечере гостиной «Под сенью духовности» музыкальные произведения Александра Даргомыжского исполнили регенты и певчие церковных хоров православных храмов Полоцка и Новополоцка: Т. Одинцова, А. Челало, И. Королёва, В. Челало, Е. Штукина и др. Особенно выразительно прозвучали духовные романсы композитора на стихи Юлии Жадовской «Ещё молитва» и «Как часто слушаю», а также романс «Владыко дней моих» на стихи А. С. Пушкина. / sobor.by/ Библиотекарь Ольга Бакунович (просмотров 6730) |
Новости разделов: