BEL ENG DEU FRA

В Церкви началось чтение Ве­ли­кого ка­нона свя­ти­теля Ан­дрея Крит­ского

 
  
11 МАРТА 2019 (Понедельник) 10:32:36
Бо­го­слу­жеб­ной куль­ми­на­ци­ей пер­вых че­ты­рёх дней Ве­ли­ко­го по­ста ста­но­вит­ся чте­ние в на­ших хра­мах за ве­чер­ним бо­го­слу­же­ни­ем "По­ка­ян­но­го (Ве­ли­ко­го) ка­но­на" пре­по­доб­но­го Ан­дрея Крит­ско­го. Канон разделён на четыре части и читается в первые четыре дня Великого поста.

Великий покаянный канон Андрея Критского – читает митрополит Минский Филарет >>>

Канон этот назван Великим как по множеству мыслей и воспоминаний, в нём заключённых, так и по количеству содержащихся в нём тропарей – около 250 (в обычных канонах их около 30). Для чтения на первой седмице поста канон разделяется на четыре части, по числу дней. В среду и четверг к Великому канону прибавляется несколько тропарей в честь преподобной Марии Египетской, пришедшей из глубокого духовного падения к высокому благочестию. Великий канон завершается тропарями в честь его творца – святого Андрея Критского.

Святитель Андрей, архиепископ Критский, родился в городе Дамаске в семье благочестивых христиан. До семилетнего возраста мальчик был нем. Затем однажды по причащении Святых Христовых Таин он обрёл дар речи и начал говорить. С того времени отрок начал усиленно изучать Священное Писание и Богословские науки.

Четырнадцати лет он удалился в Иерусалим и там принял пострижение в обители преподобного Саввы Освященного. Святой Андрей проводил строгую, целомудренную жизнь, был кроток, воздержан, так что все удивлялись его добродетели и разуму. Как человек одарённый и известный добродетельной жизнью, он по прошествии времени был причислен к иерусалимскому клиру и назначен секретарём Патриархии - нотарием. В 680 году местоблюститель Иерусалимской патриаршей кафедры Феодор включил архидиакона Андрея в число представителей Святого Града на IV Вселенском Соборе, где он противоборствовал еретическим учениям, опираясь на глубокие знания православных догматов. Вскоре после Собора он был отозван из Иерусалима в Константинополь и определён архидиаконом к храму Святой Софии, Премудрости Божией. В правление императора Юстиниана II (685-695) святой Андрей был рукоположен в архиепископа города Гортины на острове Крит. На новом поприще он просиял как истинный светильник Церкви, великий иерарх - Богослов, учитель и гимнотворец.

Святитель Андрей написал много Богослужебных песнопений. Он стал основателем новой литургической формы - канона. Из составленных им канонов более всего известен Великий покаянный канон, заключающий в своих 9 песнях 250 тропарей и читаемый Великим постом. В первую седмицу Поста на повечерии он читается по частям (так называемые "мефимоны") и полностью - в четверг на утрени пятой седмицы.

Святитель Андрей Критский прославил многими похвалами Пречистую Деву Марию. Ему также принадлежат: канон на Рождество Христово, трипеснцы на повечерии недели Ваий и на первые четыре дня Страстной седмицы, стихиры на Сретение Господне и многие другие песнопения. Продолжателями его гимнографической традиции были великие церковные песнопевцы последующих веков: святые Иоанн Дамаскин, Косма Маиумский, Иосиф Песнопевец, Феофан Начертанный. Сохранились также назидательные Слова святителя Андрея Критского на некоторые церковные праздники.

О времени кончины Святителя среди церковных историков нет единого мнения. Одни называют 712, другие - 726 год. Он скончался на острове Милитина, возвращаясь на Крит из Константинополя, где был по делам Церкви. Мощи его были перенесены в Константинополь. В 1350 году благочестивый русский паломник Стефан Новгородец видел их в Константинопольском монастыре во имя святого Андрея Критского.

Святитель Андрей Критский наиболее известен своим Великим, или Покаянным, каноном. Существует мнение, что первоначально это был лишь ряд тропарей без ирмосов и без Богородичнов и лишь позднее Иосиф Песнописец оформил его. Современные знания о палестинской гимнографии показывают, что эта точка зрения неверна. Великий канон изначально целостное произведение, поздними являются только тропари, посвящённые самому Андрею Критскому и Марии Египетской (хотя, судя по житию, написанному святителем Софронием Иерусалимским, её память могла праздноваться достаточно рано), всё остальное принадлежит святому Андрею. Самая ранняя рукопись, в которой засвидетельствован Великий канон (с несколько иным порядком тропарей и более кратким их составом), – исследованная нами Студийская Триодь середины – второй половины IX века, Р.A.И.К. 109, хранящаяся в Библиотеке Академии Наук в Санкт-Петербурге. В этой рукописи канон присутствует на своём первоначальном месте в богослужении Великого поста – на утрени четверга 5-й седмицы Великого поста (так называемее Стояние Марии Египетской). Лишь позднее он появляется ещё и на повечерии первых четырёх дней 1-й седмицы.

Канон представляет собой пронзающий душу сердечный плач праведника о грехах. Самое начало: "Откуду начну плакати окаянного моего жития деяний? кое ли положу начало… нынешнему рыданию" (песнь 1), – настраивает душу на скорбь и покаяние, к "уязвлению сердца".

Творец канона оплакивает не только себя, но и всё согрешившее человечество. Он припоминает все прегрешения, все грехопадения – от Адама до Нового Завета; ветхозаветные примеры в каноне составляют его большую часть – восемь песен. Святитель Андрей не просто вспоминает о грехе праотцев, он их переживает как будто собственные: "Первозданнаго Адама преступлением поревновав, познах себе обнаженна от Бога…" (песнь 1).

Преступления праотцев становятся прообразами страстей, мучающих человека: "Вместо Евы чувственныя мысленная ми бысть Ева, во плоти страстный помысл" (песнь 1). Или другой пример: "Кому уподобилася еси, многогрешная душе? токмо первому Каину и Ламеху оному, каменовавшая тело злодействы и убившая ум безсловесными стремленьми" (песнь 2: "Видите, видите"). Здесь святой Андрей следует святому Максиму Исповеднику, для которого Каин – "приобретение, закон плоти", восстающий на Авеля, то есть на ум, сообразно символическому толкованию, и убивающий его. Вот что пишет преподобный Максим в "Амбигвах" (вопрос 49): "И если бы блаженный Авель соблюл это и не вышел вместе с Каином на поле, то есть не вышел до достижения бесстрастия на равнину естественного созерцания, то Каин, сущий и именуемый законом плоти, не восстал бы и не убил бы его".

Если святитель Андрей вспоминает в каноне примеры ветхозаветной и новозаветной праведности, то, прежде всего, для того, чтобы укорить свою душу за леность и за греховность и призвать её к подражанию, например: "Иосифа праведнаго и целомудреннаго ума подражай, окаянная и неискусная душе, и не оскверняйся безсловесными стремленьми, присно беззаконнующи" (песнь 5).

Канон представляет собой широкую историческую панораму, в которой начертается история человеческого греха и человеческой праведности, отвержения Бога и Его принятия. Содержание канона глубоко христоцентрично, в каждой песне встречаются проникновенные обращения ко Христу, например: "Да будет ми купель кровь из рёбр Твоих, купно и питие, источившее воду оставления, да обоюду очищаюся, помазуяся и пия, яко помазание и питие, Слове, животочная Твоя словеса" (песнь 4). Единственный путь очищения для святителя Андрея – во Христе, через трезвение, подвиг, через деяние – к видению Божества.

Великий канон святителя Андрея, безусловно, основывается на мощном святоотеческом фундаменте, в нём прочитываются цитаты из святителя Мелитона Сардского, святого Ефрема Сирина, святителей Григория Богослова и Григория Нисского, святого Максима Исповедника. И заслуга святителя Андрея Критского в том, что он смог синтезировать их опыт и запечатлеть его в каноне.

Иногда в околоцерковных кругах можно услышать мнение, что якобы святитель Андрей Критский пережил сам все те грехопадения, о которых он пишет в каноне, иначе он не смог бы о них повествовать с такой силой и убедительностью. Мало что может быть смешней и кощунственней такого суждения! Святой потому и святой, что чувствует себя величайшим грешником, не будучи таковым на деле; посещения Божественной благодати делают самые малые пятна на его совести ужасными и отвратительными для него, и самые малые свои проступки он оплакивает как великие грехопадения. А приведённое выше околоцерковное мнение – это своеобразное отражение пошленькой житейской псевдо-мудрости: "Надо все испытать самому, чтобы понять". Отнюдь не обязательно…

То, что нам дано в Покаянном каноне святителя Андрея Критского, является библейским, церковным, подлинно вселенским опытом покаяния, уязвления сердца, мучительного совлечения с себя ветхого, мёртвого человека и облечения в нового Адама, во Христа Иисуса, Господа нашего, Которому слава во веки./ sobor.by/ По материалам pravoslavie.ru

Фото orthodoxy.org.ua

(просмотров 575)




Новости разделов:

Церковные праздники

14 МАЯ 2019
Сегодня празднование иконы Божией Матери "Нечаянная Радость"
3 МАЯ 2019
Памяць мучаніка-дзіцяткі Гаўрыіла Беластоцкага шануе сёння Царква
3 МАЯ 2019
К Пасхе Христовой паломники дивно украсили место упокоения святой Валентины Минской
29 АПРЕЛЯ 2019
Пасху Господню встретили более 40 храмов белорусской столицы
28 АПРЕЛЯ 2019
Христос воскрес! Сегодня православные христиане празднуют Пасху Христову
21 АПРЕЛЯ 2019
«Господь снисходил к людям, это забытый пример для всех нас». Беседа о празднике Вербного воскресенья со священником Владиславом Богомольниковым
21 АПРЕЛЯ 2019
Сегодня православные отмечают Вход Господень в Иерусалим
17 АПРЕЛЯ 2019
Памяць свяшчэннамучаніка Іаана Вячоркі святкуе сёння Царква
7 АПРЕЛЯ 2019
Сегодня праздник Благовещения Пресвятой Богородицы
2 АПРЕЛЯ 2019
Память мученицы Фотинии (Светланы) самарянки празднует сегодня Церковь
1 АПРЕЛЯ 2019
Сегодня празднование Могилёво-Братской иконы Божией Матери
1 АПРЕЛЯ 2019
1 апреля Церковь чтит память святой Софии, княгини Слуцкой
Новости
Архив новостей :

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru


© www.sobor.by 2004-2016.