В день Владимирской Иконы «Свет души» расскажет о прославленной святыне и познакомит с настоятелем храма при Третьяковской Галерее
1 ИЮЛЯ 2013 (Понедельник) 16:03:42 Каждый, кто приходит на встречу с Владимирской иконой, имеет ровно столько времени, сколько вместит его душа для молитвенного предстояния перед образом Пресвятой Богородицы. Перед этим дивным ликом нет никакой толчеи, да она и невозможна перед пронзительно открытым взглядом Богородицы, который настигает тебя даже в отдаленном уголке храма. Истории этой иконы посвящен субботний выпуск программы «Свет души».Владимирская икона Божией Матери считается чудотворной и, по преданию, написана евангелистом Лукою на доске стола, за которым собиралось на трапезу Святое Семейство. До 450 года икона пребывала в Иерусалиме, до XII века – в Константинополе, а далее, в знак свидетельства признания утвердившегося на Руси христианства, константинопольский патриарх Лука Хрисоверг отослал святыню в Киев князю Юрию Долгорукому. Икону поставили в женском монастыре, в прежних владениях равноапостольной княгини Ольги – Вышгороде. Это был удел сына Юрия Долгорукого Андрея, который, как гласит летопись, был преданным почитателем Богородицы. При нем же и свершилось чудо: однажды икона оказалась повисшей в воздухе посреди храма именно в то время, когда князь собирался ехать на север, в землю Суздальскую, где хотел независимо от Киева основать новые свои владения. Чудо он растолковал как ниспосланное свыше одобрение его намерения и знак обязательного участия в нем святого образа. Князь взял икону с собой и по дороге постоянно служил пред нею молебны. Во Владимире свершилось еще одно чудо – когда отряд князя собрался ехать дальше, лошади стали. Не помогли ни понукания, ни кнут. Лошадей заменили. Но и новая упряжка стояла, будто вкопанная в землю. Князь Андрей растолковал это как волю Богоматери – остаться в городе Владимире. Хранителем иконы стал заложенный им Успенский собор, а икону стали называть Владимирской. В наступившие времена нашествия Золотой Орды собор горел, Владимир был разорен Батыем, но икона уцелела, чтобы стать утешительницей и защитницей Святой Руси. Летописи и сказания свидетельствуют, что трижды в те смутные времена Владимирская икона спасала Русь от вражеских нашествий. С нею выходили навстречу врагам, воздвигали на городские стены, она поддерживала дух обороняющихся. Пресвятая Богородица являлась в грозном облике врагам, а в лике Небесной Заступницы русским воинам. В память этих событий трижды в году совершается Православной Церковью празднование Владимирской иконы – 3 июня , 6 июля и 8 сентября. Местом пребывания иконы стал Успенский собор московского Кремля. Она находилась в алтаре храма, ее выносили только в честь значительных событий: таких, как коронация императора, пред ней молились, выступая в военные походы, совершали избрание всероссийских митрополитов, а впоследствии и патриархов. Икона покидала Москву в 1812 году - на несколько месяцев ее перенесли во Владимир и Муром, но вскоре она снова вернулась в Успенский собор. Знаменательно, что победа при Бородине была одержана именно в день празднования Владимирской иконы. С тех пор икона уже не покидала стен Успенского собора вплоть до передачи ее в собрание Государственной Третьяковской галерее в 1928 году. А в октябре 1993 года во время гражданского противостояния в Москве патриарх Алексий Второй чудом вывез Владимирскую икону в Елоховский собор и молился о том, чтобы Бог помиловал и уберег от кровопролития. Когда икону вынесли из храма, то перед ней пали на колени тысячи верующих, собравшихся на площади. 16 день противостояния закончился «малой кровью» лишь заступничеством Богоматери, явившей через свою икону в XX веке новое чудо, как некогда и предкам. Это событие дало повод президенту России Борису Ельцину 22 ноября 1993 года подписать документ, разрешающий совершение богослужений перед всенародной святыней. В 1999 году Владимирская икона Божией Матери была передана Государственной Третьяковской галереей в находящийся при ней храм святителя Николая в Толмачах. С тех пор она постоянно находится в экспозиции храма-музея. Для сохранения иконы в храме были созданы особые условия - изготовлен специальный киот, защищающий святыню от внешних воздействий, в помещении храма поддерживается ровный климат, способствующий защите находящихся в нем святынь. По субботам и воскресным дням в нем совершается Божественная Литургия и он открыт для всех верующих, а в остальные часы становится одним из залов Третьяковской Галереи, в который приходят посетители музея, чтобы приобщиться к церковному искусству. В программе «Свет души» вы встретитесь с протоиереем Николаем Соколовым - настоятелем храма Николы в Толмачах при Третьяковской галерее - человеком необычной судьбы. Его дед - Николай Евграфович Пестов - во времена безбожия объединял верующих людей в общении и молитве, и поныне его книги многих приводят к вере. Мать отца Николая - Наталья Николаевна Соколова иконописец и автор замечательной автобиграфической повести «Под покровом Всевышнего», повествующей о мире священнической семьи, хранящей преемственные устои в годы воинствующего атеизма. Слушайте программу «Свет души» 6 июля в 8.30 на Первом национальном канале Белорусского радио. Повтор в этот же день в 21.30 на канале«Культура». sobor.by/ Фото pravmir.ru (просмотров 3679) |
Новости разделов: