Какие великопостные богослужения посетить? Беседа с протод. Максимом Логвиновым
13 МАРТА 2017 (Понедельник) 00:21:39 Каковы история и особенности великопостных богослужений? В чём их основной смысл? Какие богослужения обязательно следует посетить в Великий пост? Ответы на эти и другие вопросы – в беседе с протодиаконом Максимом Логвиновым, клириком Свято-Петро-Павловского собора города Минска и преподавателем литургики отделения катехизаторов Минского духовного училища. - Какие уникальные богослужения можно посетить в храмах в период Святой Четыредесятницы? - В период Святой Четыредесятницы все богослужения уникальны. Привычными для нас богослужениями являются только, наверное, субботняя Литургия, воскресная Литургия, бдение накануне воскресных дней, за исключением, пожалуй, великопостного песнопения "Покаяния отверзи мне двери". На какую бы другую службу мы бы ни пришли – там всё совершенно другое. И это очень здорово, потому что Великий пост – это единственный пост, оформленный богослужебно. Ни в нравственном аспекте, ни в проповедях нет таких радикальных отличий от других постов, как в богослужении. Благодаря этому мы можем, побывав на этих богослужениях, в свой пост привнести правильную ноту, служба нам помогает. Начинается первая седмица поста, строгая, суровая. Но когда сходишь на канон, на утренние службы с поклонами, молитвой Ефрема Сирина, настолько проникаешься этим духом поста, что какие-то моменты, связанные, например, с питанием, отходят на задний план, а главное – наша молитва, наше смирение – выходит на первый план. Тут не скажешь, конечно, что сразу я стал таким вот смиренным, но по крайней мере я об этом задумался, задумался достаточно серьёзно и основательно благодаря этим уникальным богослужениям. В храмах, где есть служба в будние дни, все могут приобщиться к богослужениям, которые обычно в приходских храмах не совершаются, а совершаются в монастырях, например, к службам великого и малого повечерия. Происхождение эти службы имеют палестинское, монашеское, и совершаются они главным образом в монастырях. Очень редко они совершаются в приходских храмах, например, как часть всенощного бдения на Рождество или на Крещение Господне. А здесь – пожалуйста, каждый день приходим на эти красивые, очень вдохновенные службы. Конечно, всё у нас получается с ног на голову, потому что утреня бывает вечером, а вечерня бывает утром, всё это непонятно. Самое интересное, что это связано с Литургией Преждеосвященных Даров и с её совершением утром. Она соединена с вечерней и, по идее, должна совершаться вечером, но мы настолько уже привыкли только утром причащаться, что, как правило, она утром и совершается. Также в пятницу вечером у нас заупокойное богослужение – достаточно объёмная служба, на которой мы поминаем наших усопших. Эта служба называется Парастас, или, говоря по-русски, предстояние. Эту службу никак не сдвинешь на время перед самой Литургией в субботу, иначе мы вообще в субботу из храма не выйдем. - Каково основное настроение великопостных служб? - Лично для меня у этих служб какое-то очень лёгкое, воздушное и окрылённое настроение. Хотя, конечно, напрашивается мысль, что всё это проникнуто покаянием. Но как-то удивительно по-христиански получается, что одновременно с глубоким, прочувствованным покаянием авторов всех этих текстов одновременно там присутствует радость – радость от того, что Бог принимает меня и моё покаяние. Эти службы очень воздушные, светящиеся, это радостные службы. - Говоря о том, что для служб Великого поста характерно покаянное настроение, возможно, следует вспомнить и о молитве Ефрема Сирина. Почему она включается в богослужения Великого поста? - Конечно, молитва эта очень покаянная, и, наверное, на самом деле именно она лучше всего передаёт настроение настоящего покаяния. Потому что покаяние – это, конечно, не только плач о своих грехах, осознание чудовищности мною содеянного, хоть это и должно присутствовать. Самое главное – это обращение от образа жизни и образа мыслей греховного к такому образу мыслей, который есть у праведников, как сказал ангел первосвященнику Захарии о его сыне Иоанне Предтече: "Он вернёт непокоривым образ мыслей праведников". Дух праздности, уныния, празднословия, любоначалия – этого не хочу! Дух целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви, видеть мои прегрешения, не осуждать моего брата – это настоящее покаяние. Настоящее покаяние – это изменение в человеке, когда он перестаёт смотреть на промахи своего ближнего, смотрит на себя в этом отношении, а когда он смотрит на своего ближнего, то его взгляд наполняется любовью. Конечно, это настоящее покаяние, оно человеку радость приносит. Мы говорим, что покаяние есть таинство. Не из-за специальных обрядов, а из-за того, что Сам Бог действует, Бог касается человеческого сердца, человеческого разума, преображает его, даёт ему критерий определения истины. Это не может быть каким-то тоскливым моментом. Может быть скорбным, может быть где-то и трагичным, но никак не тоскливым, уныния в настоящем покаянии нет. А результатом является, конечно, радость, потому что Бог для радости нас предназначил, и покаяние к этой радости должно нас привести. - Мы с Вами сейчас беседуем на территории Петропавловского прихода после службы Пассия – первой подобной службы в этот Великий пост. Знаю, что у этой службы очень интересная история, связанная с западной традицией, ведь так? Она к нам пришла, в общем-то, из Киева, распространилась на всю полноту Русской Церкви. С одной стороны, конечно, в православной среде происходила очень жёсткая борьба с западными тенденциями, с другой стороны, какие-то моменты всё же воспринимались, не всегда лучшие, но далеко не всегда и худшие. Действительно, в западной церкви, изначально у католиков, а потом и у протестантов, прижилось это богослужение, посвящённое страданиям Господа. Оно совершалось как воспоминание четыре раза во время поста, в соответствии с каждым из Евангелий. Митрополит Киевский Пётр Могила воспринял эту службу и она стала совершаться в Киеве. Сначала Пассия была частью повечерия, но во всей полноте Русской Церкви эта служба больше прижилась в составе вечерни в воскресный день. Мы же знаем, например, произведение Баха "Страсти по Матфею", и, конечно, помним, как у нас в Минске был концерт митрополита Иллариона, замечательного музыканта, где тоже прозвучали "Страсти по Матфею", но уже в его авторстве, в более православной интерпретации. Наше богослужение Пассия, название которого означает "страдание", а по-славянски – "страсти", является заимствованным, но оно очень хорошо прижилось. Это, пожалуй, единственное богослужение, которое в уставе никак не затрагивается, нам его просто предлагают, но мы с радостью и любовью совершаем его. Конечно, это также определённая поддержка во время поста, возможность увидеть цель, то, ради чего всё это происходит. Мы видим ключевые моменты для нас в посту, понимаем, что мы сораспинаемся Христу, как бы обновляем своё крещение. Мы сораспялись Христу и вместе с Ним были похоронены, чтобы, как Он воскрес из мертвых, так и мы начали ходить в обновлённой жизни, как об этом говорит апостол Павел. И вот в нашем покаянном делании через эти службы мы приводим себе в пример и страдания самого Господа. - Во время Великого поста два раза читается Канон Андрея Критского: первые четыре дня на первой седмице и на утрене четверга пятой седмицы. Почему именно во время Великого поста Церковь уделяет столько внимания этому произведению, этой службе? Этот канон – это уникальный образец покаянного творчества. У нас, как правило, творчество скорее торжественное, мы славословим Бога, а здесь покаяние. Показывается нам в этом каноне всё Священное Писание Ветхого и Нового Завета, приводятся примеры из его различных фрагментов – иносказаний, пророчеств, притч – для того, чтобы только человека настроить на покаяние. Произведение замечательное, и это большой подарок для всех нас, для всех верующих людей, от Андрея Критского, который нам помогает как-то преображаться. А почему именно сейчас, не знаю. Хорошее произведение, способствует нашему преображению, поэтому его и используем. Как апостол говорит: "То, что назидает, того держитесь". Это нас назидает. - Расскажите, пожалуйста, о Литургии Василия Великого и Литургии Преждеосвященных Даров. В чём их особенности и отличительные черты? - Про Литургию Василия Великого здесь сказать очень сложно, потому что, когда мы на эту службу приходим, мы никакой разницы не видим. Вся разница – в тех молитвословиях анафоры, которые читает предстоятель в секретном формате. - Речь о тайных молитвах, верно? - Они называются тайными в славянском смысле слова "тайный", но почему-то мы их воспринимаем как секретные, и читаем их таким образом. Единственное, что мы можем заметить – немного дольше поются песнопения, а так никакой разницы нет, всё такое же. Сами эти молитвы точно такие же, как и в Литургии Иоанна Златоуста, только более пространные, витиеватые, красивые. А так можно сказать, что эти две литургии – это близнецы, полностью идентичные по ходу молитвы. Эти молитвы, которые мы не слышим, делают Литургию Василия Великого более строгой, торжественной, возможно, более камерной. Она была рассчитана на очень понимающего слушателя. Сейчас, конечно, такой разницы нет, совершение этой литургии десять раз в год стало данью традиции. Видимо, вопрос о том, чтобы эти молитвы читались вслух, пока ещё преждевременный. А Литургия Преждеосвященных Даров возникла из западного, римского обычая, узаконенного на Седьмом Вселенском Соборе для общего употребления во всей Церкви. В восточной практике был распространён такой обычай – христиане после воскресной Литургии брали с собой домой Причастие и ежедневно причащались. У нас из этого выросло последование изобразительных, которое сейчас звучит в храмах на будничных службах. В западной церкви тоже причащались на неделе, но они хранили Причастие в церкви и собирались не для совершения Литургии, а просто для того, чтобы причаститься. Такая практика ежедневного причастия вне Божественной литургии была в своё время нормой. Тут надо понимать, что Литургия – это не только причастие. Причастие – это выражение Литургии, это её плод. А сама Литургия – это удивительное единство, когда все мы собираемся ради Господа, когда все мы из общества отдельных верующих людей превращаемся и реализуем себя как Тело Христово, неразрывное единство во Христе. Это трапеза Господня, это Божественная литургия. А Причастие – это сама эта трапеза, её пищевая составляющая, конечно, речь идёт о пище духовной. Напрашивается такая аналогия. Вы приходите на свадьбу, там веселье, гуляния, и, конечно, шикарный изобильный стол, блюда с которого вы едите. Но это нельзя сравнивать с тем, что вам эти же продукты принесут в пластиковой коробке и предложат угоститься. Они будут такие же вкусные. Но главное – это сама атмосфера праздника, единства, гуляний, которой сопутствует эта трапеза. С другой стороны, когда вы погуляли на свадьбе, а потом с собой принесли эти продукты в пластиковой коробке домой и на следующее утро её открыли, отведали эти блюда, вы вспоминаете, как вчера было на свадьбе хорошо, трапеза напоминает вам про атмосферу. То же самое и с причастием, которое мы совершаем вне Божественной литургии. Оно у нас в Церкви сохранилось в форме Преждеосвященных Даров, то есть в воскресенье мы эти Святые Дары приготовили во время полной Литургии, сохранили их до среды и пятницы. Тут ещё, конечно, прослеживается идея поста. Наш пост в среду и пятницу становится не просто постом, а постом евхаристическим. И задумана эта традиция так, что вечерня соединяется с Литургией, то есть само причастие входит в состав вечернего богослужения. Весь день мы ничего не едим и только вечером приходим причаститься. Собственно, сама Литургия Преждеосвященных Даров – это просто вечерня, в ходе которой совершается наше причащение заранее приготовленными Дарами. Прибавляются, конечно, какие-то моменты, связанные с тем, что нужно Дары достать оттуда, где они хранятся, перенести. Все эти перенесения немного ритуализированы, поэтому получается чинопоследование. А на самом деле это обычная великопостная вечерня с поклонами, но и с теми моментами, которые связаны с перенесением Святых Даров и самим причастием. - Учитывая всё разнообразие великопостных служб, какие из них, по-вашему, следует посетить, чтобы проникнуться духом поста и чтобы пост не прошел мимо? - Конечно, важны самые первые службы Великого поста – службы первой седмицы, где вечером читается Великий покаянный канон. На будущее, если у кого-нибудь есть возможность, хорошо посещать утренние службы первой седмицы, довольно длинные, но очень мотивирующие. Это даёт мощный заряд на весь пост. Первую седмицу усердно помолились – и весь пост пролетает как на крыльях. Очень хорошие службы, на которые, наверное, все могут прийти – это службы Страданий Господних. В нашем храме, как и в некоторых других, совершается Литургия Преждеосвященных Даров в среду вечером, то есть в то время, когда она должна совершаться по уставу. Это немного экзотика, но, честно говоря, это одна из моих самых любимых служб, когда после того, как целый день ничего не ешь, не пьёшь, вечернее причастие кажется таким выстраданным. Я знаю, что даже многие работающие люди, студенты, которые не могут себе дать никакого послабления, тоже весь день ничего не едят и не пьют, а затем приходят на эту службу. Она очень красивая, торжественная, в ней нет ничего лишнего. Из таких служб, которые хорошо бы посетить, можно назвать Мариино стояние на пятой седмице и, соответственно, полное чтение канона Андрея Критского. Это, опять же, и Суббота Акафиста, которая будет на пятой седмице, акафист Благовещения. Это очень красивая и необычная служба, вроде бы совсем не постная, но тоже уникальная, совершается только раз в год. Она очень важна с точки зрения интереса к изучению богослужений, потому что у нас уже нет того богослужебного стиля, который был распространён в шестом-седьмом веке, так называемые кондакари. Он встречается только в наших частных молитвах. А как это примерно выглядело в то время, мы можем увидеть на примере богослужения Субботы Акафиста, на службе, которая будет совершаться в пятницу вечером на пятой седмице. 7 апреля хорошо бы посетить службы праздника Благовещения. Ну и, конечно, будут замечательные службы, уже связанные со Страстной седмицей. Начинаются они с Лазаревой субботы, с очень необычной, интересной службы, которая вроде бы ничем особым и не выделяется, но задевает за живое. Далее Вербное воскресение и все службы Страстной седмицы. Они очень особые, даже не знаю, что из них можно выбрать. Стоит прийти на каждую службу каждого дня, и утром, и вечером, все они уникальные и замечательные. Но моя любимая из них – это, конечно, Великая Суббота. Мы приходим ночью, сначала служим утреню Великой Субботы, похороны Спасителя, и потом сразу переходим к вечерне Великой Субботы, которая соединяется с Литургией. Здесь уже всё дрожит, всё звенит от предвкушения Пасхи. Это ещё не восторжённое и всеобъемлющее пасхальное торжество, но небывалое предчувствие того, что сейчас всё произойдет. Это ассоциируется с нашей жизнью во Христе, элементы которой не всегда проявляются в житейских делах, но где-то глубоко в себе мы чувствуем эту христианскую и обновленную жизнь, о которой говорит апостол Павел, где-то она ждёт. Лично для меня это предвкушение больше всего выражается в службе Великой Субботы. - Спаси Господи за беседу! Фото с сайта sppsobor.by. / sobor.by/ Беседовала Надежда Филипчик (просмотров 7942) |
Новости разделов: