Вице-мэр Белостока Александр Сосна рассказал о белостокской частной православной школе
14 НОЯБРЯ 2011 (Понедельник) 17:55:22 Вот уже несколько лет в польском Белостоке действует частная православная школа, инициатива создания которой принадлежит родителям, который пожелали, чтобы их дети воспитывались и получали образование в православных традициях. О первой православной школе в Белостоке, о проблемах национальных меньшинств, об отношениях Православной Церкви и Польского государства рассказал в интервью sobor.by вице-мэр Белостока, советник Президента по делам православной общины и белорусского меньшинства Александр Сосна.- Александр Григорьевич, как появилась идея православной школы? Кто ее поддержал? – Идея создания такой школы возникла у родителей, дети которых должны были поступать в классы начальной школы. Хотели создать православную школу, где бы не было проблем с празднованием православных праздников. Ведь у нас в государстве в такие дни нет выходных. Мы обратились к обществу Кирилла и Мефодия, к епископу Иакову с просьбой поддержать и благословить нас на это дело. Так мы решили создать эту школу. Первый год был очень тяжелым, потому что у нас не было места, куда бы ее можно было поместить. Не было школы, которая могла бы дать нам в аренду класс. Первый год школа помещалась в здании начальной государственной школы № 34, потом мы перешли в здание высших учебных заведений, где получили в аренду два помещения. Сейчас уже третий год мы находимся в школе № 12. Думаю, там останемся до конца. - Как сейчас развивается ваша школа? Увеличивается ли количество учеников? - С каждым годом в нашей школе детей все больше. Сейчас уже есть пятый класс. Еще будет шестой – это, по нашей польской программе, начальная школа. Мы также решили создать гимназию для 7, 8 и 9-х классов. Обратились к городу за разрешением, и, скорее всего, его получим. Сейчас у нас 5 классов, в каждом более 10-ти учеников. В целом, наша школа не отличается от государственной. У нас есть программа, которую утверждает государство. Но кроме этого, у нас изучаются славянские языки: русский, украинский и белорусский, больше занятий по православной религии. Также наша школа отличается тем, что наша программа составлена по православному церковному календарю. В дни церковных праздников у нас выходные, и дети могут пойти в церковь вместе с учителями, чтобы помолиться там. Когда наступают государственные праздники, у нас, конечно, тоже свободные дни. Но нельзя сказать, что мы меньше учимся, потому что у нас больше выходных. Нет, ту программу, которая у нас есть, мы выполняем полностью. Мы просто сокращаем те предметы, изучать которые ученики не обязаны. - На какие средства существует школа? - Хочу подчеркнуть, что школу поддерживает общество. Мы также получаем деньги от государства. Сейчас у нас 58 учеников, и на каждого мы получаем почти 200 евро. То, что платят родители – это только символическая плата, потому что она меньше, чем 50 евро в месяц. Частная школа создается не для того, чтобы на ней зарабатывать, а для того, чтобы действовать без всяких финансовых проблем. 2 ноября мы выиграли гранд «Хороший старт» и получили на нашу школу 300 тыс. злотых на 2 года, чтобы учить детей, чтобы покупать предметы, нужные для школы, чтобы организовать больше занятий по разным предметам. Я думаю, что эта сумма очень поможет школе. - Наблюдаете ли Вы стремление родителей обучать своих детей белорусской культуре, прививать ее? Или этот вопрос сейчас не настолько актуален? – Нет, он всегда актуален. В Польше есть белорусский центр – это Гайновка. Мы, например, считаемся православной школой, где нет национальности. У нас преподают и белорусский язык, и русский, и украинский, чтобы все были довольны, потому что очень много детей от смешанных браков. - Существует ли статистика, сколько белорусов живет в Белостоке, в Подляшском воеводстве? – Статистика ведется только тогда, когда проходит государственная перепись. Когда была такая перепись в последний раз, было выявлено, что здесь проживает 50 тыс. белорусов. Всего же в воеводстве Белостоцком 1 млн. 200 тыс. жителей. Я думаю, что надо считать по-другому, не по национальности, а по вероисповеданию. В Белостоке мы имеем 36 католических приходов и 11 православных. Из 300 тыс. жителей одна треть – это православные. Наша школа дает образование и поддерживает традиции для всех славянских национальностей: и польской, и украинской, и белорусской. - Что, на Ваш взгляд, нужно делать в обществе, чтобы люди не стеснялись называть себя белорусами? –Раньше мы жили в социалистической стране, где считалось, что есть только одна национальность в Польше – это поляки. На протяжении 50-ти лет считали, что в Польше нет других вероисповеданий, кроме католической веры, нет другой национальности, кроме польской. Для общества было нехарактерно показывать свою инаковость. После на эти вещи можно было смотреть совсем по-другому. Сейчас Президент признает существование других национальностей. Доказательством тому служит, что я являюсь советником Президента по делам православной общины и белорусского меньшинства. Президент принимает участие в православном богослужении на Грабарке, в Висле у евангеликов, у мусульман в Гданьске. Сейчас можно не стыдиться того, что ты православный христианин. Уже никто не удивляется, что в Польше живут не только поляки-католики, но и люди, исповедующие совершенно разные религии. И эти люди тоже являются ее гражданами. - Участвует ли государство в восстановлении православных храмов, которые были разрушены? Возвращаются ли Православной Церкви отнятые у нее в прошлом храмы? Или эта проблема в обществе не поднимается? – Этот вопрос поднимается. У нас есть комиссия, которая ведет разговор между государством и Православной Церковью. Есть у нас закон, который разрешает не только вернуть имущество, но и получить деньги от государства, когда нет возможности возврата. Сейчас в Белостоке идут разговоры о том, чтобы приход святой Софии получил деньги за то, что в 1918 году церковь Казанского полка была забрана католиками. Также приход святителя Николая получил деньги за имущество, которое после 1945 года забрало государство. В Белостоке это не такая серьезная проблема, потому что у нас Церковь сохранила свое имущество. То, что нужно было вернуть, возвратили уже раньше. - Не возникает ли напряженности между православной и католической общинами во время передачи имущества? – У православных совсем другое понимание. Сейчас в Белостоке три бывших православных храма, которыми владеют католики. Мы и не думаем, чтоб они их возвращали нам. Они уже 50 лет там хозяйничают, сами храмы выглядят уже по-другому. У нас есть возможность получить за это деньги. Год назад у нас была проблема, чтобы вернуть православным церкви на юге Польши. Тогда велись споры, кому эти церкви должны принадлежать. Был договор с Католической Церковью, что то, что в руках православных, остается православным, а то, что в руках католиков, остается католическим. - Выделяются ли из городского бюджета деньги на строительство храмов? – У нас по закону это не разрешается. Все, что получает Церковь, она получает от прихожан. От государства можно получить деньги на реставрацию храмов, являющихся историческими памятниками, памятниками архитектуры. На постройку новых храмов у нас закон не разрешает получать деньги от государства или органов самоуправления. - Мы знаем, что в Литве всего 50 храмов, не такое большое количество православного населения, и содержать эти храмы было бы невозможно за счет самих православных. Они зарабатывают тем, что сдают в аренду имущество. Есть ли такая практика в Польше? – Да, государство это у нас тоже разрешает. Церковь как юридическое лицо может действовать, согласно законам. В основном такое практикуют на западе Польши, где общины небольшие. Приходы сдают в аренду здания, чтобы была прибыль, и за счет этого существуют. Здесь, в Белостоке, где прихожан много, церковь можно поддержать и без сдачи имущества в аренду. / sobor.by/ (просмотров 6890) |
Новости разделов: