Вторник второй недели после Светлого Христова Воскресения – Пасхи Господней. Радоница
14 МАЯ 2024 (Вторник) 08:08:33 14 мая в 2024 году приходится на вторник 2-й седмицы по Пасхе (второй недели после Светлого Христова Воскресения). Радоница (особый, первый после Пасхи Господней, День поминовения усопших). Поста нет. Сегодня совершается память 10 христианских святых, а также празднование в честь трёх почитаемых святынь. Далее коротко расскажем о них.Радоница. Очень важный для всех православных христиан день, приходящийся на вторник второй недели после Светлого Христова Воскресения – Пасхи Господней. День, когда каждый православный христианин стремится попасть в храм, чтобы подать заупокойные записки и помолиться обо всех усопших родных и близких. Традиция поминовения усопших в понедельник или вторник Фоминой седмицы обусловлена тем, что, согласно церковному Уставу, после Фомина воскресенья по будням возобновляется пение литии по усопшим, прекращавшееся с Великого четверга. В то же время Радоница имеет и дохристианские корни: так, у наших предков ещё до Крещения Руси существовали особые весенние дни поминовения умерших. В этот день христиане традиционно посещают могилы почивших родных и устраивают поминальные трапезы. Во всех церквях на Радоницу служат заупокойные панихиды и литии. Но скорбность этого дня для верующих неизменно сочетается с осознанием, что на самом деле никакой смерти нет. Земное умирание – это соединение с Богом в Вечной жизни. И когда на Радоницу мы будем поминать наших усопших родных и близких, нам не стоит горько скорбеть. Ведь даже само наименование этого дня напоминает нам радость о воскресшем Христе и грядущем всеобщем воскресении мёртвых. * * * Преподобный Пафнутий Боровский. Благословенная Калужская земля славится многими древними храмами и монастырями. В их числе легендарные Оптина пустынь и Пафнутьево-Боровская обитель. Последнюю основал ещё в первой половине XV века один из самых почитаемых святых средневековой Руси – преподобный Пафнутий Боровский. Преподобный Пафнутий родился в 1394 году в селе Кудинове близ Боровска в семье сына крестившегося в православную веру татарского баскака. Двадцатилетним юношей будущий святой принял монашеский постриг в Покровском монастыре на Высоком. После чего находился в послушании у другого известного святого того времени – Никиты Серпуховского, ученика преподобного Сергия Радонежского. Это преемство отец Пафнутий передал другому великому подвижнику, духовному и государственному деятелю конца XV – начала XVI столетий, преподобному Иосифу Волоцкому, который был учеником, духовным чадом и наследником преподобного Пафнутия. ПРЕПОДОБНЫЙ ПАФНУТИЙ БОРОВСКИЙ. ФОТО: PRAVOSLAVIE.RU Монашеский подвиг старца Пафнутия длился более 60 лет. К концу своих дней он оставил не только большое духовное наследие, но и Боровскую обитель Рождества Пресвятой Богородицы, после кончины преподобного также получившую посвящение в его честь. За без малого шесть столетий своей истории Пафнутьево-Боровский монастырь претерпел очень многое: и сожжение в годы Смуты и в годы наполеоновского нашествия, и период богоборческих гонений, и, конечно, трагедию Русского Раскола. Так, именно в стенах этой обители был заточён знаменитый протопоп Аввакум. В советские годы в монастыре находились исправительная колония и сельскохозяйственный техникум. И только четверть века назад здесь возобновилась монашеская жизнь. Пафнутьево-Боровская обитель возродилась практически из небытия. Молитвами своего святого основателя, который, как образно говорят в монастыре, зажёг здесь лампаду молитвы. И каждому верующему стоит хотя бы раз в жизни посетить эту дивную обитель, чтобы поклониться мощам преподобного Пафнутия, помощь которого зримо присутствует далеко за её пределами. * * * Пророк Иеремия. Ветхозаветный святой VI столетия до Рождества Христова. Прославился обличениями иудеев за отступление от Истинной веры и идолопоклонничество, предрекая им бедствия и опустошительную войну, будучи за это поругаем своим же народом. Вот что говорится об этом в жизнеописании пророка Иеремии:
ПРОРОК ИЕРЕМИЯ. ФОТО: PRAVOSLAVIE.RU Преподобномученик Вата Персиянин. Святой IV столетия, монах-персиянин, убитый во время антихристианских гонений в городе Низивии. * * * Благоверная царица Тамара Великая. Завоевательница и просветительница, укрепившая военно-политические позиции Грузии и сделавшая очень многое для распространения христианства в Закавказье. И вместе с тем – символ женственности и красоты. Всё это – святая царица Тамара, легендарная правительница, вот уже восемь столетий являющаяся главным символом Грузии. Символом, ещё при жизни воспетым влюблённым в неё Шота Руставели в "Витязе в тигровой шкуре". Царица Тамара могла бы использовать свою сказочную красоту в политических целях. После первого (неудачного) брака её руки просили византийские царевичи, алеппский султан и персидский шах. Но благочестивая Тамара не воспользовалась этим и вышла замуж по любви за друга детства – осетинского царевича Давида Сослана, чьи полководческие таланты позволили Грузии достичь наивысшего расцвета военного могущества. Тамаре и Давиду удалось не только сдержать экспансию всевозможных завоевателей, но и присоединить к Грузинскому царству множество территорий. Более того, в 1204 году от Рождества Христова, когда Константинополь был захвачен крестоносцами, именно царица Тамара помогла спасти от полного краха Византийскую империю, Второй Рим, роль которого в дальнейшем перешла к Москве – Риму Третьему. При этом сама царица, которую окружающие правители нередко называли царём, по слову летописца XIII века, составившего "Жизнь царицы цариц Тамар", пользовалась непререкаемым международным авторитетом:
БЛАГОВЕРНАЯ ЦАРИЦА ТАМАРА ВЕЛИКАЯ. ФОТО: PRAVOSLAVIE.RU Но помимо укрепления военно-политического могущества, царица Тамара сделала очень многое, чтобы Грузия возвеличилась как христианское государство. При ней православные храмы и монастыри были освобождены от повинностей. Более того, однажды царица собрала на Церковный собор всех священноучителей, монахов и пустынников своего царства, обратившись к ним с мольбой:
Главным девизом правления царицы Тамары стало провозглашение милости ко всем слабым и униженным. "Я – отец сирых и судья вдов", – так говорила царица. Она отменила смертную казнь и телесные наказания, но в то же время без промедления смещала злоупотреблявших своей властью чиновников, сохраняя им жизнь, но лишая неправедно нажитого имущества. Во всех окружающих странах восхищались могуществом этой женщины. Но никто из внешних не знал, что по ночам святая Тамара надевала власяницу и долгими часами молилась Пресвятой Богородице, называя именно Её Царицей Грузии, себя же – последней рабой. Последние дни земной жизни царицы прошли в древней горной монастырской обители Вардзия, высеченной в камнях. Келья её выходила окошком в храм, так что она могла слушать богослужения постоянно, вознося свои молитвы к Богу. Скончалась святая Тамара в 1213 году от Рождества Христова. И уже совсем скоро после кончины была причислена к лику святых. * * * Священномученик Макарий, митрополит Киевский. Святой XV столетия, первосвятитель Киевского митрополичьего престола, убитый в 1497 году от Рождества Христова вторгшимися в русские земли крымскими татарами. От честных мощей святителя, ныне покоящихся в Киеве, произошло немало чудес и исцелений. Преподобный Герасим Болдинский. Русский подвижник XVI века, основатель нескольких монастырей на Смоленской земле и отошедший ко Господу в 1554 году от Рождества Христова. Преподобномученики Афонские Евфимий (1814), Игнатий (1814) и Акакий (1816). Монахи-святогорцы, принявшие мученические венцы от турок-агарян в начале XIX столетия. Мученица Нина Кузнецова. Православная мирянка, пострадавшая за веру в период советских богоборческих гонений, в кровавом 1938 году. Прославлена в многотысячном сонме новомучеников и исповедников Церкви Православной. Также сегодня совершается празднование в честь нескольких чудотворных образов Пресвятой Богородицы, явленных в разные годы: Царевококшайской или Мироносицкой (1647), Андрониковской (XIV) и именуемой "Нечаянная Радость" икон Божией Матери. / sobor.by/ (просмотров 813) |
Новости разделов: